Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество. «Веселые матрешки»

Зульфия Арипова
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество. «Веселые матрешки»

Цель:

- учить детей слушать и произносить незатейливые по содержанию и простые по форме потешки, стихотворения, загадки;

- развивать речь детей, общие речевые навыки, координацию речи с движением;

- упражнять голосовые связки;

- вызвать интерес к пальчиковым, дидактическим и подвижным играм;

- воспитывать дружеские отношения со сверстниками.

Материал:

готовые работы, выполненные на кружке «Умелые ручки» - матрешки разного размера; костюмы матрешек (на каждого ребенка, магнитофон, диски с музыкальными записями, шапочка с изображением сороки из шапочкового театра, сумочка, очки, колокольчик, мыло (предмет-заместитель, иголка (предмет-заместитель, картинки с изображением старичка Фукурамы и русских матрешек.

Предшествующая работа:

разучивание потешек, небольших по объему стихотворений; рассматривание иллюстраций; выполнение произвольных движений пальцев рук при прочтении известных стихотворений, мини-игры (драматизация) с использованием персонажей из известных сказок.

Ход:

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам должны прийти гости. Я вам загадаю загадку, а вы будете отгадывать».

Дети: «Да, конечно!»

Воспитатель: «Тогда слушайте внимательно:

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница».

Дети: «Это матрешки!»

Воспитатель: «Да, ребята, вы угадали – это матрешки! А вы знаете, откуда они появились?»

Ответы детей.

Воспитатель: «А кто это, как вы думаете?» (показывает изображение японского персонажа – старичка Фукурама)

Дети: «Смешной старичок Фукурама!»

Воспитатель: «Совершенно верно! Мы с вами даже знаем смешное стихотворение Весёлый старичок известного поэта Даниила Хармса про него:

Дети (хором):

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто!

Воспитатель: «А каких матрешек вы знаете?»

Показываю ребятам изображения матрешек, и вспоминаем с детьми, какие бывают матрешки: Сергиево-Посадские, Семеновские, Полхов-Майданские.

Воспитатель: «Ой, а кто это к нам идет?»

(в группу под музыку заходят пять девочек, одетых в костюмы матрешек)

Матрешки: «Здравствуйте, ребята! Мы матрешки. У каждой из нас есть имя: матрешка Настасья (выходит первая матрешка и кланяется, матрешка Настена (вторая, матрешка Настюша (третья, матрешка Дарья (четвертая) и матрешка Полина (пятая)».

Воспитатель: «Какие вы молодцы! Просто умницы! И такие нарядные! Конечно, вы и петь умеете, и танцевать!»

Матрешки: «Да, умеем! И сейчас покажем!»

(становятся в круг и начинают петь, сопровождая движениями)

Кукла славная - матрешка,

Где же ручки, (показывают ручки)

Где же ножки? (показывают ножки)

Ах, какие щечки, (гладят себя по щечкам)

Красные, румяные,

На фартучке цветочки (рассматривают узоры на своих сарафанах)

И на сарафане.

Вот матрешка - мама, (выходит в круг первая матрешка)

Вот матрешки - дочки, (остальные берутся за руки и водят хоровод)

Ротик - будто ягодки,

Глазки - будто точки!

Мама песенку поет,

Дочки водят хоровод,

маме хочется покой, (первая матрешка будто засыпает)

Прячутся одна в другой! (все матрешки становятся друг за другом)

Воспитатель: «Какие славные у нас матрешки! А мы, ребята, давайте покажем, как мы умеем играть! (растеряно оглядывается) Только где же наши вещи, с которыми мы хотели поиграть? Ах, вот кто все взял!» (показывает на спрятавшуюся Сороку – девочку из группы)

Сорока: «Здравствуйте, ребята! Я - Сорока-белобока над садиком летала,

Деток в гости приглашала!»

Проводится игра-драматизация «Сорока».

Воспитатель: «Ребята! Пока мы с вами были на улице, Сорока все унесла к себе в сумочку!»

(Сорока показывает сумочку, другой ребенок садится рядом и вытаскивает все на стол)

Дети: «Сорока, сорока,

Отдай нам мыльце!»

Сорока: «Не дам, не отдам,

Возьму ваше мыльце –

Отдам своему сорочонку

Умыться!»

Дети: «Сорока, сорока,

Отдай нам иголку!»

Сорока: «Не дам, не отдам,

Возьму я иголку –

Сорочку сошью своему

Сорочонку!»

Дети: «Сорока, сорока,

Отдай нам очки!»

Сорока: «Не дам, не отдам,

Я сама без очков –

Прочесть не могу

Сорочонку стихов!»

Дети: «Сорока, сорока,

Отдай нам звоночек!»

Сорока: «Не дам, не отдам,

Возьму я звоночек!

Отдам сорочонку –

Звони, мой сыночек!»

Воспитатель: «Ты, сорока,

Не спеши – ты ребяток попроси!

Все тебя они поймут,

Все, что надо подадут!»

(Сорока выкладывает обратно на стол все, что спрятала в сумочку – мыло, иголку, очки, звонок)

Воспитатель: «Ребята, зачем Сороке нужны эти вещи?»

Дети: «Чтобы умываться, шить рубашку, читать книжку, будить своего сыночка!»

Воспитатель: «Отдадим нашей гостье все, что она хотела украсть?»

Дети: «Да, конечно отдадим!»

(Сорока, довольная тем, что ребята ей все подарили, «улетает»)

Воспитатель: «Какие вы молодцы, что все подарили Сороке! Но она забыла взять наш колокольчик. Давайте поиграем с ним. Зимой, какую песенку мы любили с вами напевать?»

Дети: «Песенку про бубенчики!»

Воспитатель: «Верно, ребята! Давайте ее споем и потанцуем!»

Бубенцы

Сами саночки бегут, (Дети делают «пружинку»)

Стелется поземка.

И бубенчики поют на морозе звонко.

Припев:

Динь-динь-динь-ди-линь (бегут по кругу, имитируя пальчиками)

Синими лесами, бубенчики

Едут, едут динь-ди-линь

Сани с бубенцами

Ветер весело гудит, (снова «пружинка» с приседанием)

Подгоняет санки,

Остаются позади

Белые полянки.

Припев

Мчатся саночки вперед (дети танцуют, хлопая в ладоши)

Белою порошей,

Приходи к нам каждый год

Дед Мороз хороший!

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Да, Сорока-белобока забыла наш колокольчик, в который очень вы любите играть. А раз сегодня у нас такие замечательные гостьи, давайте им покажем, как мы играем. (показывает на полочку, где стоят деревянные матрешки). И предложим нашим гостьям поиграть с нами».

Выбирается один ребенок и одна девочка-матрешка. Под чтение стихотворения они собирают матрешки по возрастанию:

Подарили Маше

Матрешку – нету краше!

Вся такая ладная:

Яркая, нарядная!

Интересно с ней играть,

Можно даже открывать.

Приоткрой ее немножко,

Там внутри - ещё матрешка!

Только чуть поменьше ростом,

В остальном - двойняшки просто!

Стали третью мы искать,

Оказалось целых пять!

Пять матрешек – все в одной

Могут спрятаться порой.

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. А теперь давайте подарим нашим гостьям поделки, которые мы с вами сделали своими руками!»

Дети дарят подарки матрешкам. Они машут рукой и уходят под музыку.

Публикации по теме:

Игротека с детьми 3–4 лет: «Математические игры с зайчатами» Игротека с детьми 3-4 лет «Математические игры с зайчатами» Цель: Развитие сенсорного опыта детей через интеграцию образовательных областей:.

План работы с детьми раннего возраста по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей» .

Библиотека изображений:
  • Логические загадки
  • Логические загадки
  • Логические загадки
Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество. «Веселые матрешки»
Опубликовано: 20 ноября 2012 в 19:10
+8
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...