Лучший педагог года

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество. «Веселые матрешки»

Зульфия Арипова
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество. «Веселые матрешки»

Цель:

- учить детей слушать и произносить незатейливые по содержанию и простые по форме потешки, стихотворения, загадки;

- развивать речь детей, общие речевые навыки, координацию речи с движением;

- упражнять голосовые связки;

- вызвать интерес к пальчиковым, дидактическим и подвижным играм;

- воспитывать дружеские отношения со сверстниками.

Публикация «Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество, „Веселые матрешки“» размещена в разделах

Материал:

готовые работы, выполненные на кружке «Умелые ручки» - матрешки разного размера; костюмы матрешек (на каждого ребенка, магнитофон, диски с музыкальными записями, шапочка с изображением сороки из шапочкового театра, сумочка, очки, колокольчик, мыло (предмет-заместитель, иголка (предмет-заместитель, картинки с изображением старичка Фукурамы и русских матрешек.

Предшествующая работа:

разучивание потешек, небольших по объему стихотворений; рассматривание иллюстраций; выполнение произвольных движений пальцев рук при прочтении известных стихотворений, мини-игры (драматизация) с использованием персонажей из известных сказок.

Ход:

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам должны прийти гости. Я вам загадаю загадку, а вы будете отгадывать».

Дети: «Да, конечно!»

Воспитатель: «Тогда слушайте внимательно:

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

В этой молодице

Прячутся сестрицы.

Каждая сестрица –

Для меньшей – темница».

Дети: «Это матрешки!»

Воспитатель: «Да, ребята, вы угадали – это матрешки! А вы знаете, откуда они появились?»

Ответы детей.

Воспитатель: «А кто это, как вы думаете?» (показывает изображение японского персонажа – старичка Фукурама)

Дети: «Смешной старичок Фукурама!»

Воспитатель: «Совершенно верно! Мы с вами даже знаем смешное стихотворение Весёлый старичок известного поэта Даниила Хармса про него:

Дети (хором):

Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто!

Воспитатель: «А каких матрешек вы знаете?»

Показываю ребятам изображения матрешек, и вспоминаем с детьми, какие бывают матрешки: Сергиево-Посадские, Семеновские, Полхов-Майданские.

Воспитатель: «Ой, а кто это к нам идет?»

(в группу под музыку заходят пять девочек, одетых в костюмы матрешек)

Матрешки: «Здравствуйте, ребята! Мы матрешки. У каждой из нас есть имя: матрешка Настасья (выходит первая матрешка и кланяется, матрешка Настена (вторая, матрешка Настюша (третья, матрешка Дарья (четвертая) и матрешка Полина (пятая)».

Воспитатель: «Какие вы молодцы! Просто умницы! И такие нарядные! Конечно, вы и петь умеете, и танцевать!»

Матрешки: «Да, умеем! И сейчас покажем!»

(становятся в круг и начинают петь, сопровождая движениями)

Кукла славная - матрешка,

Где же ручки, (показывают ручки)

Где же ножки? (показывают ножки)

Ах, какие щечки, (гладят себя по щечкам)

Красные, румяные,

На фартучке цветочки (рассматривают узоры на своих сарафанах)

И на сарафане.

Вот матрешка - мама, (выходит в круг первая матрешка)

Вот матрешки - дочки, (остальные берутся за руки и водят хоровод)

Ротик - будто ягодки,

Глазки - будто точки!

Мама песенку поет,

Дочки водят хоровод,

маме хочется покой, (первая матрешка будто засыпает)

Прячутся одна в другой! (все матрешки становятся друг за другом)

Воспитатель: «Какие славные у нас матрешки! А мы, ребята, давайте покажем, как мы умеем играть! (растеряно оглядывается) Только где же наши вещи, с которыми мы хотели поиграть? Ах, вот кто все взял!» (показывает на спрятавшуюся Сороку – девочку из группы)

Сорока: «Здравствуйте, ребята! Я - Сорока-белобока над садиком летала,

Деток в гости приглашала!»

Проводится игра-драматизация «Сорока».

Воспитатель: «Ребята! Пока мы с вами были на улице, Сорока все унесла к себе в сумочку!»

(Сорока показывает сумочку, другой ребенок садится рядом и вытаскивает все на стол)

Дети: «Сорока, сорока,

Отдай нам мыльце!»

Сорока: «Не дам, не отдам,

Возьму ваше мыльце –

Отдам своему сорочонку

Умыться!»

Дети: «Сорока, сорока,

Отдай нам иголку!»

Сорока: «Не дам, не отдам,

Возьму я иголку –

Сорочку сошью своему

Сорочонку!»

Дети: «Сорока, сорока,

Отдай нам очки!»

Сорока: «Не дам, не отдам,

Я сама без очков –

Прочесть не могу

Сорочонку стихов!»

Дети: «Сорока, сорока,

Отдай нам звоночек!»

Сорока: «Не дам, не отдам,

Возьму я звоночек!

Отдам сорочонку –

Звони, мой сыночек!»

Воспитатель: «Ты, сорока,

Не спеши – ты ребяток попроси!

Все тебя они поймут,

Все, что надо подадут!»

(Сорока выкладывает обратно на стол все, что спрятала в сумочку – мыло, иголку, очки, звонок)

Воспитатель: «Ребята, зачем Сороке нужны эти вещи?»

Дети: «Чтобы умываться, шить рубашку, читать книжку, будить своего сыночка!»

Воспитатель: «Отдадим нашей гостье все, что она хотела украсть?»

Дети: «Да, конечно отдадим!»

(Сорока, довольная тем, что ребята ей все подарили, «улетает»)

Воспитатель: «Какие вы молодцы, что все подарили Сороке! Но она забыла взять наш колокольчик. Давайте поиграем с ним. Зимой, какую песенку мы любили с вами напевать?»

Дети: «Песенку про бубенчики!»

Воспитатель: «Верно, ребята! Давайте ее споем и потанцуем!»

Бубенцы

Сами саночки бегут, (Дети делают «пружинку»)

Стелется поземка.

И бубенчики поют на морозе звонко.

Припев:

Динь-динь-динь-ди-линь (бегут по кругу, имитируя пальчиками)

Синими лесами, бубенчики

Едут, едут динь-ди-линь

Сани с бубенцами

Ветер весело гудит, (снова «пружинка» с приседанием)

Подгоняет санки,

Остаются позади

Белые полянки.

Припев

Мчатся саночки вперед (дети танцуют, хлопая в ладоши)

Белою порошей,

Приходи к нам каждый год

Дед Мороз хороший!

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Да, Сорока-белобока забыла наш колокольчик, в который очень вы любите играть. А раз сегодня у нас такие замечательные гостьи, давайте им покажем, как мы играем. (показывает на полочку, где стоят деревянные матрешки). И предложим нашим гостьям поиграть с нами».

Выбирается один ребенок и одна девочка-матрешка. Под чтение стихотворения они собирают матрешки по возрастанию:

Подарили Маше

Матрешку – нету краше!

Вся такая ладная:

Яркая, нарядная!

Интересно с ней играть,

Можно даже открывать.

Приоткрой ее немножко,

Там внутри - ещё матрешка!

Только чуть поменьше ростом,

В остальном - двойняшки просто!

Стали третью мы искать,

Оказалось целых пять!

Пять матрешек – все в одной

Могут спрятаться порой.

Воспитатель: «Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. А теперь давайте подарим нашим гостьям поделки, которые мы с вами сделали своими руками!»

Дети дарят подарки матрешкам. Они машут рукой и уходят под музыку.

Публикации по теме:

Игротека с детьми 3–4 лет: «Математические игры с зайчатами» Игротека с детьми 3-4 лет «Математические игры с зайчатами» Цель: Развитие сенсорного опыта детей через интеграцию образовательных областей:.

План работы с детьми раннего возраста по теме «Устное народное творчество в развитии речи детей» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество. «Веселые матрешки»
Опубликовано: 20 ноября 2012 в 19:10
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД