Папки-передвижки

Конспект занятия по программе И. А. Кузьмина «Социокультурные истоки» на тему «Добрые слова и колыбельные песенки»

Марина Борискина
Конспект занятия по программе И. А. Кузьмина «Социокультурные истоки» на тему «Добрые слова и колыбельные песенки»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ПРОГРАММЕ

«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

НА ТЕМУ :

«ДОБРЫЕ СЛОВА»

«КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ»

( совместно: дети и родители)

Воспитатель: М. В. Борискина

г. Алатырь – 2014г

Программное содержание :

Публикация «Конспект занятия по программе И, А, Кузьмина „Социокультурные истоки“ на тему „Добрые слова и колыбельные песенки“» размещена в разделах

1. Формировать положительный опыт у детей: умение слышать доброе слово и вовремя его произносить.

2. Донести до родителей значимость доброго слова в жизни ребенка.

3. Обратить особое внимание родителей на колыбельные песни, в которых воплощается материнская нежность, забота, любовь и надежда.

4. Порекомендовать родителям, общаясь в семье, использовать добрые слова, научит детей слышать, понимать и произносить эти слова.

5. Порекомендовать родителям использовать колыбельные песни при укладывании ребенка спать, а также побуждать детей использовать колыбельные песни в играх с куклой.

Предварительная работа:

Разучивание колыбельных песенок.

Чтение потешек и прибауток. Разучивание пальчиковых игр «Моя семья», «Сорока белобока», «Ладушки».

Материал:

Угол группы оформлен в стиле русской избы.

Для воспитателя русский народный костюм.

Музыкальное сопровождение – инструментальная музыка; колыбельные песни русского народного ансамбля «Веретенце».

Страницы из книги «Доброе слово» по программе «Истоки», фломастеры, историческая справка «Быт и нравы славянского народа» (для каждого родителя).

Карточка для родителей с рядом слов, используемых ими в воспитании ребенка.

Кукла Настя. Петрушка.

Угощение для детей: выпечка.

Тема занятия с детьми II младшей группы.

«Доброе слово» и «Колыбельная песня»

Заставка музыкальная перед занятием : исполнение старинных колыбельных песенок.

Дети приходят в гости к тетушке Арине.

т. Ар:

Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть. Какие вы вежливые. Вы всегда здороваетесь, когда приходите в д/с, в гости? (Да) Молодцы! Приходите, рассаживайтесь по удобнее. А я на минуточку отлучусь, укачаю свою дочку. (пытается укачивать). Вот проказница, капризничает. И спать-то ей уже пора, и никак уснуть не может. Что делать, просто не знаю? Ребята, может вы мне подскажете, как вас мама укладывает спать? Что мне делать, как укачать мою дочку? (спеть колыбельную песенку).

(т. Ар. предлагает дет. укачать дочку, спеть знакомую колыбельную песенку. Кто не может из детей им помогают их мамы). ( Задание родителям: напишите текст колыбельной песенки, которую вы поете своим детям, укладывая их спать).

т. Ар:

Вспомнила и я колыбельную песенку, которую пела мне мама, когда укладывала спать меня. Сейчас я ее спою для своей дочки:

«Наступает ночка

Ты устала дочка

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора

Ждет тебя кроватка,

Спи дочурка сладко!

Баю-баю-баю-бай

Свои глазки закрывай!»

Ну вот. Дочка уснула. А я словно ждала сегодня гостей, пироги затеяла. В печь поставила. Как пироги испекутся, так я вас и угощу. (стук в дверь идет Петрушка)

Ребята, это мой сосед в гости пришел, Петрушка! Петрушка, а почему же ты молчишь, когда входишь в дом. Ты что забыл вежливое слово, которым приветствуют люди друг друга?

Петрушка:

Да, забыл!

т. Ар:

У меня сегодня в гостях ребята. Они знают много вежливых слов. Ты проходи садись с нами, ребята тебя научат добрым вежливым словам. Ребята подскажите Петрушке, когда входишь в дом, что нужно говорить? (Здравствуйте) Это слово очень важное и нужное. Здравствуйте – пожелание здоровья. Поздоровайся с ребятами, Петрушка, пожелай им здоровья.

Петрушка:

Здравствуйте, ребята!

т. Ар. :

Молодец, Петрушка! А еще можно сказать «Добрый утро», «Добрый вечер» т. е. выразить пожелание добра людям.

А что говорят, когда уходят из гостей, из д/с домой? (До свидания) Верно. Этим словом мы как бы говорим : «Мы уходим, но свидимся еще!»

А если вдруг, ребята, случится какая-то неприятность.

Например: вы разбили любимую мамину вазу, или нечаянно поломали игрушку у друга. Что тогда говорят вежливые люди? (Простите. Извините.)

Этими словами мы как бы просим прощения за свой поступок.

А если вдруг вам не дает поиграть в свою машинку, а вам очень-очень хочется. Что вы будете делать. Отнимете эту машинку у друга или поступите как –то иначе? (Попросим поиграть). как нужно просить у друга машинку, чтобы он позволил вам в нее поиграть? Какое вежливое слово нужно произнести, кто знает? (Пожалуйста) Только помните, ребята, говорить вежливые слова нужно тихим голосом, глядя прямо в глаза собеседнику.

(т. Ар. чихает – Апчхи) Ребята, а если кто-то чихнул, что в ответ принято говорить? (Будьте здоровы).

Представьте еще такую ситуацию:

к вам пришли гости, вы усадили их за стол, поставили угощение и предлагаете пообедать вместе с вами. Что нужно сказать гостям, которые сели кушать? (Приятного аппетита) А гости вам на это что ответят, какое слово скажут? (Спасибо) Вот Петрушка, сколько добрых, вежливых слов знают наши ребята. Ты их запомнил? Повтори!

-здравствуйте, доброе утро;

-до свидания;

-спасибо;

-будьте здоровы;

-приятного аппетита;

-извините, простите;

Но я знаю еще одно доброе слов. Когда я ложусь спать, мне всегда говорят: «Спокойной ночи!» После этих слов мне снятся добрые и хорошие сны.

Совместная работа детей и родителей

Берите свою любимую маму за руку и проходите за столы.

Уважаемые мамы, вы слышали много добрых, вежливых слов, которые сегодня произнесли ваши дети. Я предлагаю вам оформить страницу из книги «Доброе слово», где нарисовано солнце. Ведь солнце несет добро, тепло, свет. Напишите на солнечных лучиках добрые слова, которые произнесли сегодня ваши дети.

Наши ребята не только вежливые, знают много добрых слов, они еще и дружные ребята. Иногда, конечно, бывают ссоры, но они быстро мирятся друг с другом и не держат друг на друга зла.

Предлагаю ребятам станцевать танец: «Поссорились – помирились».

( Танец:.)

Ну вот и пироги готовы! С пылу, с жару, пятак за пару! Ребята, скоро дочка моя проснется, нам с вами пора прощаться. Петрушка проводит вас в группу и угостит вас вкусными пирогами. А что вы мне скажите на прощание?

(Спасибо! До свидания)

Ресурсный круг с родителями:

1. Чтение отрывка из книги «Доброе слово»

Дорогие родители, пусть это солнышко с добрыми, вежливыми словами навсегда остается с вами и согревает вас своим теплом! Это солнышко, наш небольшой подарок вам.

Дорогие родители, сейчас мне хотелось бы зачитать выдержку из книги «Доброе слово» по программе «Истоки», обращенную к вам:

«Радость жизни для родителей заключается в детях. Но чтобы из младенца вырос добрый плод, нужно с измальства приучать ребенка к добру и укреплять в добре. Познание добра происходит через доброе слово и доброе дело. Слова исходят из уст, но рождаются в сердце. Особо ценится доброе слово. Оно и горе побеждает и от беды спасает, и на ум наставляет. Ничто так не ободряет человека, как доброе слово. Как важно научить детей уметь слушать доброе слово и вовремя его произносить!»

Но порой в молодых семьях мамы и папы, не будучи особо подготовленными в области воспитания, все накопившееся за день раздражение, утомление вымещают на своих детях: кричат, обзывают, бывает, даже, сквернословят.

А ведь атмосфера семьи определяется ее нравственными идеалами. И чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше. Семья, при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.

Дети по своей природе чрезвычайно жадны до впечатлений. Дети, как губки, впитывают все, что происходит вокруг них. С помощью родителей у детей должно закладываться представление о том, какой должна быть семья. Зачастую семья, в которой человек вырос, становится моделью его будущей семьи.

А сейчас - небольшое отступление. Для вас: историческая справка.

Русский народ – славяне. Название свое славяне производили от слова «слава». По свидетельству историков славяне отличались отвагой, храбростью, презрением к физической боли и такой честностью, что вместо клятвы говорили: «Да будет мне стыдно!» - и слова своего никогда не нарушали. Кроме того, были чрезвычайно гостеприимны и, уходя из дома, не только не запирали дверей, но оставляли на столбе хлеб и молоко для любого прохожего. Жадность, злословие, коварство никогда не были присущи славянам.

Еще славян называли «словене» - то есть «разумеющие слово». Тех, кто не понимал славянского языка, называли «немцами» (от слова «немой»).

Нецензурная брань, которую принято считать исконно русской, и которая сейчас нередко употребляется русскими людьми, особенно молодежью, в общении была присуща лишь восточным славянам (г. Рязань). Жили они среди дремучих лесов и непроходимых болот. Но употребляли они ее не в разговорной лексике, а использовали только для отпугивания злых духов да разной нечисти. Славяне были язычниками и верили в леших, водяных, домовых…

Но в 13-14 веках наши предки были осуждены на рабство! Это времена монголо-татарского ига. Азиаты считали, что покоренный им народ не может быть другом победителя. И жестоко истребляли русских. В результате такой жесткой азиатской политики, (а монголо-татарское иго просуществовало около 200 лет) изменился сам народный дух: угнетение, страх перед татарами, и раболепная покорность привели к тому, что наши предки утратили многие благородные качества.

Обман уже не был пороком, клевета не казалась гнусным поступком.

Благороднейшие чувства – стыд, честь совесть – почти исчезли. Если раньше славяне никогда не обижали своих жен, относились к ним с большим уважением, были смелыми и храбрыми в бою, а дома кроткими и тихими, то во времена порабощения монголо-татарами, да и после него невежество и грубость по отношению друг к другу постепенно стали привычными. Нравы русского народа стали носить отпечаток азиатской свирепости.

Все эти качества не свойственны русскому народу, они приобретены от моноголо-татар. И наша с вами задача, дорогие родители, возродить в наших детях, да и в нас самих ту доброту, те понятия чести и совести, которые присущи именно русскому народу. Нужно возвращаться к нашим истокам, к нашим традициям.

2. А сейчас, уважаемые родители, небольшое задание для вас. На занятии вы слышали добрые, вежливые слова своих детей.

Как вы считаете, а каким должно быть родительское слово, чтобы оно принесло положительный воспитательный результат.

-ласковое -правдивое

-задушевное -мудрое

-благодарное -покаяние и прощение

-молитвенное -обидное

-равнодушное -искреннее

(работа идет индивидуально, потом в парах)

3. Заключительный этап:

Как доброе слово помогает вам в воспитании ваших детей?

Публикации по теме:

«Колыбельная для Ванюшки» (фотоотчет с открытого занятия)«Колыбельная для Ванюшки» (фотоотчет с открытого занятия) Я работаю по теме "Формирование интереса детей к истокам русской народной культуры в условиях ДОУ". Работаю в тесном сотрудничестве с музыкальным.

Колыбельные песни Колыбельная песня. Как знакома и, в тоже время, неизвестна нам она. Колыбельная сопровождает нас по жизни: сначала мама поет нам колыбели,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по программе И. А. Кузьмина «Социокультурные истоки» на тему «Добрые слова и колыбельные песенки»
Опубликовано: 10 марта 2014 в 13:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД