Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Александра Трофимова
Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

Автор:

Трофимова Александра Викторовна, учитель-логопед МКОУ Лугавская СОШ № 19 детский сад, Минусинский район, с. Лугавское.

Тема: звук (ч).

Цель: уточнить произношение звука (ч); совершенствовать звуковой анализ; упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»; развивать мышление.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, кирпичики, ворота для подлезания, канат.

Ход занятия

1 Организационный момент.

- Назовите согласный звук, который дважды слышится в слове.

Колобок звездочет сосулька

Барабан дудочка фанфары

Балалайка лилипут шишка

Попугай мультфильм верталет

2. Артикуляционная гимнастика.

Чередование упражнений «Хоботок» - «Трубочка» - «Рупор».

«Чашечка». Постучать «чашечкой» за верхними зубами.

3. Знакомство со звуком (ч)

Загадка: В поле лестница лежит

Дом по лестнице бежит. (Паровоз)

- Посмотрите в левый верхний угол страницы. Паровоз едет, выпускает пар из-под колес: ч-ч-ч-ч.

4. Анализ артикуляции звука.

- Покажите, наблюдая за артикуляцией в зеркале, как паровоз выпускает пар.

Дети анализируют произношение звука (ч) по схеме. Губы округлены и выдвинуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Кончик языка прижат за верхними зубами. Короткая воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не работает.

- Какой звук (ч? (Согласный, только мягкий, глухой)

- Какую фишку поднял Незнайка? Почему? Почему он не показал синюю фишку?

5. Развитие фонематического слуха

Игра «Будь внимательным».

- Увидев зеленый фонарик Незнайки, паровоз остановился.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Я стучу, стучу, стучу.

В страну сказок я лечу.

- Незнайка объявляет: «Внимание! Внимание! Пассажирам отправляющимся на паровозе в страну сказок, необходимо проверить слух!» Поднимите фонарик, если услышите в слове звук (ч):

Вагончик стучат станция

Шпалы мчится страна

Прочный колеса чудесная

Рельсы качается сказочная

6. Упражнение в произношении звука (ч).

- Мы сели в паровоз, и паровоз помчался:

Чу, чу-чу, чу, чу.

Ча, ча, ча-ча, ча.

Чи-чи-чи, чи-чи.

Дети воспроизводят слоговой ряд, соблюдая ритм.

- Паровоз набирает скорость. Произнести на одном выдохе: ча-чо-чу-чи-че.

7. Выделение звука (ч) из состава слова.

- Поезд домчал нас до страны сказок. Рассмотрите картинку. Каких персонажей сказок мы повстречали в стране сказок? Из каких сказок эти персонажи? Рассмотрите внимательно картинку. Назовите слова со звуком (ч). Определите место звука (ч) в слове. (Чиполлино, чеснок, черепаха, Чудо-юдо рыба кит; очки, печка, бочка; ключ, царевич).

Дети называют слова и на индивидуальных схемах указывают место звука (ч) в слове.

8. Физминутка. Игра «Поезд».

Дети двигаются в колонне друг за другом, согнув руки в локтях, изображая движение колес.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Я стучу, стучу, стучу.

К новой сказке я лечу.

Поезд идет «по мосту» (кирпичикам, проходит через «туннель»(ворота для подлезания, движется по извилистой «дороге» (по изогнутому канату).

9. Звуковой анализ.

Загадка: Что за чудо?

Вот так чудо:

Сверху блюдо,

Снизу блюдо.

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит да ноги. (Черепаха)

- Повстречалась нам черепаха. Из какой она сказки? На панцире черепахи заданы слова со звуком (ч). Рассмотрите картинку. Подберите слова к схемам на панцире черепахи. Назовите по порядку звуки в этих словах.

10. Формирование грамматического строя речи.

а) Составление сложноподчиненных предложений с союзом «потому что».

- Везет наш поезд дальше. Повстречалась нам девочка. Зовут ее Почемучка. Ее так назвали, потому что она любит задавать вопросы. Посмотрите, у нее даже спинка изогнулась, как вопросительный знак.

- Рассмотрите картинку слева. Что на ней происходит? Что произошло на картинке справа? Почемучка спрашивает, почему плачут дед и бабка? Ответьте ей, перекинув мостик «потому что» от одной картинки к другой.

Аналогично составляется предложение по следующей паре картинок. Логопед объясняет детям принцип построения сложноподчиненного предложения с союзом «потому что». Сначала, взяв слова из вопроса, надо сказать, что будете объяснять. Затем перекинув мостик «потому что», дать объяснения.

- Почемучка продолжает задавать вам вопросы: «Почему растаяла снегурочка? Почему сломался теремок? Почему лиса съела колобка?

б) «Исправь предложение»

- Незнайка тоже составил предложение со словом «потому что», но ошибся. Скажите предложение правильно.

У лисы избушка растаяла, потому что она выгнала зайца.

Золушка торопилась с бала домой, потому что потеряла хрустальную туфельку.

11. Итог занятия.

- Закончилось наше путешествие в страну сказок. С каким звуком мы познакомились? Назовите героев сказок, в названии которых есть звук (ч).

Публикации по теме:

Конспект занятия по грамоте на тему: «Звук л. Буква л» Конспект занятия по обучению грамоте на тему: «Звук Л. Буква Л» подготовительная группа Составил: учитель-логопед Е. А. Ветрова.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Наша армия
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
Опубликовано: 18 февраля 2013 в 15:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Досуг «Зайчата спешат на помощь» (фотоотчет)
Для каждого ребенка, праздник - это искренняя радость, мгновения чистого счастья. Маленький ребенок, переполнен яркими впечатлениями от удивительного и...
Лэпбук «Театр». Фотоотчёт
Лэпбук «Театр». Мой первый опыт. Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Лэпбук я не просто хотела сделать, а просто мечтала сделать. И с...
Фотоотчет сказки «Как коза избушку построила»
Недавно прочитала детям сказку«Как коза избушку построила» . И предложила им самостоятельно , подготовить маски , атрибуты и поиграть эту сказку....
Семейное творчество
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является...
Творческие идеи и дидактический материал для проведения тематического дня...
В летний период открывает свои двери для любознательных малышей лесная Школа Человеткина. Уверена, что вы узнали главного...