Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи «Времена года» с использованием элементов мнемотехники для детей подготовительного дошкольного возраста.

Нина Чалапко
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи «Времена года» с использованием элементов мнемотехники для детей подготовительного дошкольного возраста.

Конспект занятия

по развитию познавательных способностей и речи

«Времена года»

с использованием элементов мнемотехники

для детей подготовительного дошкольного возраста.

Воспитатель высшей категории прогимназии № 675

Чалапко Нина Павловна

Программное содержание:

1. Закрепить знания детей о природных явлениях по временам года.

2. Развитие памяти, внимания, образного и логического мышления.

3. Обучение детей связно мыслить, составлять рассказы.

4. Кодировать информацию и правильно графически воспроизводить её.

Оборудование (материалы к занятию):

1. Иллюстрации – таблицы («Времена года»)

2. Доска, карандаши.

3. Квадрат из бумаги.

Ход занятия

Воспитатель – Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять секретное задание.

Будем кодировать информацию. А какую вы сейчас отгадаете!

Загадки:

1. Я раскрываю почки,

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня … (весна).

2. Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я руки согреваю,

«Купайтесь», - приглашаю.

И любите за это

Вы все меня, я … (лето).

3. Несу я урожай,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я - … (осень).

4. Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (зима).

Молодцы! Правильно отгадали, а в какой последовательности друг за

другом они наступают каждый год на нашей Земле, в какие месяцы?

Что происходит с природой?

Дети – Всего в году – двенадцать месяцев (перечисляют). Четыре времени года:

зима, весна, лето, осень. Сменяют друг друга. Длится каждое время года по

три месяца.

Воспитатель – Скажите, пожалуйста, а что происходит в природе сейчас?

Дети – Сейчас начало весны, первый месяц – март.

- Потом наступит апрель, за ним – май.

Дети – Стало пригревать солнце, тает снег. С сосулек капает капель. Перелетные

птицы возвращаются на Родину. У мам и девочек праздник – восьмое марта.

Поля распахивают, засевают зерновые.

- Люди на дачах копают землю, садят картошку, лук, морковь и другие овощи.

Дети – Звери просыпаются от зимней спячки.

- Появляются первые цветы – подснежники.

- Люди снимают теплую одежду.

Воспитатель – Ребята, кто догадался, о каком секретном задании я говорила?

Дети – Наверное, символами будем изображать Весну.

- Нам очень нравится рисовать символы, запоминать их.

Воспитатель – Молодцы, правильно. У каждого из вас есть волшебный квадрат. Он

состоит из квадратиков поменьше – четырех цветов.

- Кто догадался, почему четыре цвета? Конечно, четыре времени года.

- Весну будем кодировать на квадрате, какого цвета, как вы думаете?

Дети – Зеленого. Весной на деревьях распускаются зеленые листочки. Трава зеленеет.

Воспитатель – Волшебный квадрат располагаем, как ромб. Зеленый квадрат находится

наверху. Обратите внимание, что цветные квадраты разделены на

четыре маленьких квадрата. В нижний маленький квадратик зеленого

цвета вписываем первую букву слова «Весна» - В.

- А с какого месяца начинается весна?

Дети – С марта, третьего по счету.

Воспитатель – В верхнем квадрате пишем три. Справа нарисуем дождь, а слева

подснежник. (Рисуют).

- Никто не перепутал право – лево?

- Итак, мы символами засекретили слово «Весна».

- Теперь внимательно рассматриваем и запоминаем нашу кодировку.

Переворачиваем лист и вспоминаем, что мы зарисовали.

Дети – Пересказывают, какие символы они поставили.

Воспитатель – Какое время года идет за весной, что происходит в природе?

Дети – Лето. Три месяца: июнь, июль, август. Становится жарко. Солнце высоко,

дожди идут теплые, наступают каникулы. Дети уезжают в деревню.

Купаются, загорают, ходят в легкой одежде. Лес стоит зеленый, в нем

собирают ягоды и грибы. Поют птицы, в июле много в поле цветов, и

стрекочут кузнечики. Все любят лето.

Воспитатель – И каким же цветом мы обозначим наше любимое лето?

Дети – Красным! Оно красивое!

Воспитатель – Теперь у нас вверху будет какой цвет?

- Правильно, красный. Кто подскажет, что мы должны делать дальше?

- Умнички! В нижнем красном квадратике пишем первую букву слова - Л

- Какой по счету первый месяц лета?

- Молодцы, месяц – июнь – шестой. На верхнем квадратике пишем шесть.

- Хорошо, давайте справа нарисуем солнце, а слева – ягоды, грибы. У

всех получилось?

- Дальше… Правильно, молодцы. Переворачиваем квадрат и вспоминаем

какие символы у нас уже на двух квадратах (зеленом и красном).

- Ребята, а кто сможет закодировать следующий квадрат?

- Какие молодцы! Хорошо, один рассказывает, а другие помогают, если

надо – подскажут.

- Ребята, мы хорошо с вами потрудились, а сейчас сделаем зарядку, чтобы

сил набраться.

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать,

Руки вытянуть пошире.

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре,

И на месте постоять.

На носок, потом на пятку –

Все мы делаем зарядку.

Дети – После лета приходит дождливая осень. Школьники идут в школу с букетами.

Надо теплее одеваться. Ветры холодные. Кругом лужи. Люди убирают

урожай, готовятся к зиме. Листья с деревьев опадают и лежат на земле ковром.

- Звери тоже готовятся к зиме. Птицы улетают на Юг. Идет дождь со снегом.

- Осени подходит желтый цвет, он у нас наверху. В нижнем квадратике

пишем букву – О, в верхнем – девять, потому что сентябрь – девятый месяц.

Воспитатель – Уточняем, все согласны, вспомним?

- Дальше.

Дети – Осень длится три месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь. Справа нарисуем

символ дождик со снегом, а слева – лист. (Рисуют).

Воспитатель – Дальше все знают, что нужно сделать. (Дети запоминают, потом

рассказывают, какую информацию закодировали в трех квадратах).

Воспитатель – Какое время года осталось? Правильно, зима. За что мы любим зиму?

Дети – Самый красивый, самый знаменательный семейный праздник – встреча

Нового года – происходит зимой. Нарядная ёлка, много интересных подарков.

Праздник пап и мальчиков – двадцать третье февраля.

- Масленица – проводы Зимы. Нравится кататься на лошадках, есть вкусные

блины.

- Лепить снеговиков, играть в снежки.

Воспитатель – А что же происходит в природе?

Дети – Дует очень холодный ветер, идет снег. Деревья стоят голые. Бывают

крепкие морозы и метут метели. Звери ложатся в зимнюю спячку.

- Люди одеваются в теплые одежды. Поля как будто покрыты белым одеялом.

- На домах сосульки. Люди кормят птиц в скворечниках.

Воспитатель – Ребята, а сейчас попробуйте самостоятельно закодировать зиму в

оставшийся синий квадрат.

- Кому трудно, поднимите руку, я подойду, помогу.

- Начинаем работать, а потом проверим, какие символы вы использовали

для кодирования зимы. (Дети самостоятельно выполняют задание,

воспитатель смотрит, помогает, кому нужна помощь).

Воспитатель – Молодцы, ребята! Понравилось вам кодировать времена года?

- Рада слышать! А сейчас мы с вами поиграем.

Физкультминутка.

Правила игры: звонит колокольчик – дети бегают, как только

колокольчик замолчит – останавливаются и слушают задание, если

воспитатель говорит правильно – хлопаете в ладоши, если неправильно

- топают ногами.

Весну сменяет зима (топ).

Летом катаются на санках (топ).

Ноябрь месяц осени (хлоп).

В году четыре месяца (топ).

Март – второй месяц весны (топ).

Урожай собирают осенью (хлоп).

Дети загорают и купаются зимой (топ).

А сейчас вспомним, что же мы закодировали на всем большом

волшебном квадрате?

(Дети вспоминают времена года, называют двенадцать месяцев, все природные явления, какие символы для кодирования использовали, показывают друг другу свои волшебные квадраты).

Воспитатель – Умнички! Научите кодировать своих родителей, сделайте им такие же

волшебные квадраты. А завтра мне расскажете, у кого как получилось.

Публикации по теме:

Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.Использование игр-драматизаций в коррекционной работе.   настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы, а именно автоматизации поставленных звуков. Поэтому в качестве.

Проблемы детей раннего возраста В Блоге Ольги Степановой Размещена красочная информация которую можно использовать в работе с родителями по теме Проблемы детей раннего.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
  • Времена года и погода
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию познавательных способностей и речи «Времена года» с использованием элементов мнемотехники для детей подготовительного дошкольного возраста.
Опубликовано: 25 января 2012 в 19:34
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...