АННА Новикова
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Игра-драматизация сказки «Лиса. Заяц и Петух»
ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
Тема: «ИГРА – ДРАМАТИЗАЦИЯ СКАЗКИ «ЛИСА, ЗАЯЦ И ПЕТУХ»
Выполнила: Новикова Анна Евгеньевна,
воспитатель МБДОУ детский сад
№ 323 «Сказка»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе „Игра-драматизация сказки „Лиса, Заяц и Петух“» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Заяц, зайчики. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Петух, петушок. Игры, дидактические пособия
- Петух, петушок. Конспекты занятий по развитию речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сценарии по сказкам
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Сормовского района
г. Нижний Новгород
2022 год
Программное содержание:
1. Продолжать обучать детей передаче диалогов в процессе элементарной драматизации сказки «Лиса, заяц и петух».
2. Осваивать средства литературно – речевой деятельности через игру – драматизацию: выстраивание синонимического ряда к слову «заяц», описание персонажей сказки, использование интонационных и мимических средств выразительности.
3. Формировать у детей умение адекватно оценивать поступки героев и высказывать и выражать свое отношение к ним.
4. Развивать творческое воображение детей при описании героев сказки «Лиса, заяц и петух» и их изображении.
5. Развивать эмоциональную отзывчивость на творческую задачу.
6. Воспитывать культуру речи детей; сочувствие и готовность прийти на помощь попавшему в беду; доброжелательное отношение друг другу.
Методы и приемы:
Словесные:
- использование загадки; вопросы воспитателя по содержанию сказки, по описанию героев;
- подбор прилагательных для описания эмоционального состояния героев сказки;
- дидактическая игра «Назови зайчика другим именем»;
- использование стихотворных форм для сопровождения имитационных упражнений;
- выразительное рассказывание отрывка сказки воспитателем;
- проговаривание отдельных слов и выражений (индивидуально и хором,
- подсказывание реплики тихим голосом, речевой образец,
- поощрения детей.
Практические:
- пальчиковая игра «Зайки и ушки»;
- использование воображаемой ситуации;
- интонационные упражнения, игры – имитации на передачу движений и эмоций, изображаемых героев;
- совместная драматизация воспитателя и детей.
Наглядные:
- использование мягкой игрушки зайца, шапочки зверей: зайца, лисы, петушка, волка, медведя;
- на магнитной доске модели героев сказки «Лиса, заяц и петух»;
- музыкальное оформление: русские народные мелодии для выполнения имитационных упражнений.
Предварительная работа:
- чтение стихов, народных песенок и потешек о петушке, зайце, лисе, волке, медведе;
- чтение и обсуждение русской народной сказки «Лиса, заяц и петух», моделирование сказки;
- подвижные хороводные игры «Зайка беленький сидит», «Зайка серый умывается», «Заинька походи!»;
- имитационные упражнения на передачу выразительных движений животных «Заинька прыгает», «Лиса крадется», «Петушок гордо шагает».
Материал к занятию :
- Магнитная доска с моделями героев сказки «Лиса, заяц и петух» (с предыдущего занятия по речевому развитию : оранжевый кружок – лиса, серый кружок – заяц, черный – волк, коричневый – медведь, красный - петух, макет заячьей избушки);
- мягкая игрушка зайца;
- шапочки зверей для драматизации;
- запись русских народных мелодий, передающих характерные движения лисы, петушка, зайца.
Индивидуально – дифференцированный подход:
Настя С. – активизировать речь с помощью дополнительных вопросов.
Ирина С. – помощь в исполнении интонационных упражнений.
Кирилл Б. – индивидуальный повтор слов, характеризующие характер того
или иного героя сказки.
Индивидуально – дифференцированный подход в распределении ролей,
индивидуальное проговаривание слов героев сказки.
Организация обстановки:
- занятие проводится по подгруппам, дети сидят полукругом на стульчиках в игровой зоне.
Ход занятия:
Предполагаемые ответы детей
- Ребята, к нам пришел гость из сказки, но появится этот гость тогда, когда вы отгадаете загадку:
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
- Как вы догадались, что это заяц? А как ты, Настя, думаешь?
(воспитатель обобщает ответы детей)
- Конечно, это заяц. У него длинные уши, он ловко прыгает. Заяц пушистый, любит морковку.
- А как зайца называют в русских народных сказках?
- А теперь поиграем в игру «Зайки и ушки». Сжимаем пальчики в кулачок, ставим вверх средний и указательный пальцы.
Маленький, беленький
По лесочку прыг – прыг,
По снежочку тык – тык.
Воспитатель достает игрушку зайца.
- Вот и зайка. Здравствуй! Зайчик пришел к нам погостить, да сказки послушать. Холодно ему стало в осеннем лесу, да и скучно. Но посмотрите, ребята, как вы думаете, какое настроение у нашего зайчика?
- Что же случилось? Почему заинька плачет?
- Из какой сказки он пришел к нам?
- Правильно. Этот зайчишка прискакал к нам из русской народной сказки «Лиса, заяц и петух». Вспомните, как он говорил в сказке : воспитатель выразительно рассказывает отрывок из сказки
«…Как же мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Лиса попросилась погреться, да меня и выгнала…»
- Ребята, а кто понравился вам в этой сказке? Почему?
- Кто хотел помочь зайцу выгнать лису?
Если дети затрудняются, воспитатель обращает внимание на модели, выложенные на магнитной доске.
- Какой была лиса в сказке?
- Каким голосом она уговаривала?
Кто может передать голосом, как лиса просилась к зайке в избушку?
Воспитатель проводит интонационное упражнение «Заинька, зайка пусти меня погреться»
Сначала предлагается задание детям из сильной подгруппы, затем из более слабой.
- Вспомните, как лиса всех зверей пугала? Каким голосом она говорила с зайцем, с медведем?
Воспитатель проводит интонационное упражнение «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам»
- Кто же выгнал лису или зайка так и остался жить без домика?
- Какие слова петушка напугали лису?
Воспитатель выслушивает варианты детей и обобщает:
«Ку-ка-ре-ку,
Несу косу на плече,
Хочу лису посечи,
Ступай, лиса, вон!»
Воспитатель предлагает повторить слова Петушка хором и индивидуально.
- Зайчику очень понравилось, как вы изображали голосом и зайчишку-трусишку, и хитрую лису, и храброго петушка. А теперь давайте покажем нашему гостю, как ходят лисичка-сестричка, петушок – золотой гребешок, зайка – попрыгайка. Под русские народные мелодии дети выполняют имитационные движения названых животных.
Воспитатель сопровождает движения детей стихами:
Я лисичка, я сестричка
Я хожу неслышно,
Рано утром по – привычке
На охоту вышла.
Идет петушок,
Золотой гребешок,
Двойная бородка,
Важная походка.
Зайки скачут
Скок, скок, скок,
На зелёный на лужок.
- Молодцы, ребятки! Зайчику очень понравилось, как вы передавали движения зверей из его сказки. Он предлагает поиграть в сказку «Лиса, заяц и петух».
- Кто хочет быть лисой? Зайцем? Петушком?
Воспитатель помогает распределить роли, предлагает надеть шапочки.
- Я буду рассказчиком. Начинам сказку.
«Жили – были лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайчика – лубяная. Пришла весна, у лисы избушка растаяла. Вот и просится она к зайчику…»
Воспитатель интонацией побуждает детей включиться в действие.
По ходу драматизации сказки воспитатель в случае необходимости подсказывает реплики тихим голосом, советует, как лучше произнести. В случае необходимости напомнить взглядом, интонацией незавершенности, чья очередь говорить.
По окончании драматизации воспитатель поощряет всех детей, благодарит от имени зайчика.
- Зайчик предлагает показать, какие вы молодцы. Погладьте себя по голове, по груди, похлопайте в ладоши, потрите ладошками от удовольствия, улыбнитесь. Вот какие вы молодцы!
- Заюшке понравилось у нас и он хотел бы у нас погостить. Вы, не против? А вечером мы еще поиграем в сказку.
- Заяц.
- У него длинные уши.
Он пушистый.
Он любит морковку.
Зайчик. Заинька. Зайчишка – трусишка. Зайка – попрыгайка.
Дети приветствуют зайца.
- Грустное, плохое, печальное, он плачет.
- Его кто-то обидел.
- «Лиса, заяц и петух»
- Петушок – он смелый. Зайчик –он добрый, его жалко.
Волк, медведь.
Хитрая. Злая. Обманщица.
Ласковым.
Грубым. Страшным. Сердитым.
Петушок.