Конспект занятия по развитию речи с использованием произведений устного народного творчества «Ходит сон по хатке»

Наталья Морозова
Конспект занятия по развитию речи с использованием произведений устного народного творчества «Ходит сон по хатке»

Цели занятия:

Продолжать знакомство детей с фольклорными формами устного народного творчества, жанровыми и языковыми особенностями колыбельных песен.

Развивать память и связную речь детей, обогащать словарь детей словами-синонимами: изба – горница – хата, колыбелька – качалка – зыбка – люлька.

Разучивать с детьми колыбельную песню «Ходит сон по хатке».

Развивать интерес к корням, истокам, культуре русского народа посредством знакомства с колыбелью-зыбкой.

Материалы:

Колыбель-качалка (игрушка).

Кукла – мальчик («пупс»).

Соска (игрушка).

Запись детского плача.

Серия картинок с изображением разных колыбелей.

Ход занятия

Воспитатель включает запись детского плача. Достает из-за ширмы куклу – мальчика («пупс», объясняет детям, что наш Ванюша никак не может заснуть, у него режутся зубки. Как нам его успокоить?

Выслушиваются предложения детей (дать соску, покачать, уложить в колыбельку, спеть песенку).

Воспитатель раздает детям поручения, которые они выполняют сами (принести колыбельку, заправить люльку, уложить Ванюшу, дать соску).

- Дети, у нашего Ванюши колыбелька как называется? (Качалка).

- А я вам сейчас расскажу, какие раньше ещё были колыбельки.

Знакомство с зыбкой.

Показ иллюстраций. Объяснение детям происхождения слова «зыбка» от слова «зыбь» (мелкая волна). Движение лодки, кораблика на волне вверх-вниз, вверх-вниз.

Отличие от качалки, совершающей движение из стороны в сторону – вперед-назад или вправо-влево на примере нашей игрушечной колыбельки-качалки (укачивание Ванюши).

Воспитатель объясняет детям на показе иллюстраций принцип работы зыбки, материалы, удобство в использовании – освобождаются руки, если надеть петлю от зыбки на стопу.

А ещё наблюдения показали, что дети, которых усыпляли в зыбке, становились очень хорошими моряками: они никогда не болели «морской болезнью».

- Ну вот, мы колыбельку принесли, люльку заправили, Ванюшу уложили, соску дали, а он всё равно не спит. Надо спеть ему колыбельную песню.

- А кто споет колыбельную песенку?

Можно взять себе помощника (мягкую игрушку – котика, собачку, заиньку).

Предполагается знание и исполнение детьми колыбельных песенок:

«Котя, котенька, коток…»

«Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай».

«Баю, баю, баиньки,

Прибежали заиньки…»

Воспитатель обращает внимание на особенности исполнения колыбельных песен: мягкость голоса, протяжность, такт движения колыбели.

- Ванечка задремал. Спою-ка я ему ещё одну, новую колыбельную песенку, а вы подпевайте:

Ходит Сон по хатке

В сереньком халатке.

А Сониха под окном

В сарафане голубом.

Они вместе идут,

Ване Дремушку несут.

Разбор колыбельной

Где ходит Сон? (по хатке).

Как можно сказать по-другому? (по дому, избе, горнице).

Кем друг другу приходятся Сон и Сониха?

Почему одежда у них серого и голубого цвета, а не красного?

Что Сон и Сониха приносят Ване?

- А теперь ещё раз вместе со мной споем Ванюше колыбельную, чтобы он крепко-крепко уснул.

Дети вместе с воспитателем поют колыбельную.

Ванюша заснул.

Приложение.

Изображения различных типов колыбелей

Публикации по теме:

Педсовет. Брейн-ринг «Развитие речи — как важный аспект подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе» Подготовка к педсовету: - консультация логопеда "Речевое развитие детей" - Проведение тематического контроля по теме "Развитие речи" по.

Воспитание нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта «Наша Родина — Россия, наш язык — русский» Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе реализации проекта «Наша Родина – Россия, наш язык – русский» И. М. Токарь,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Дикие животные
  • Этикет
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи с использованием произведений устного народного творчества «Ходит сон по хатке»
Опубликовано: 25 апреля 2013 в 18:55
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка по теме «Рабочие инструменты».
Доброго времени суток, друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по теме...
Фотозарисовка «Как мы попрощались с нашими «символами года»
Уважаемые коллеги! В начале этого года собаки мы раздали наши "символы года" - щеночков, которых мы полюбили всей душой и теперь скучаем, но и радуемся от...
Видео танца «Варись, кашка!»
Видео танца «Варись, кашка! » Предлагаю вашему вниманию видеозапись выступления детей старшей группы на городском фестивале детского творчества «Музы и...
Новогоднее оформление детского сада
Все скорей сюда спешите! Ведь не может елка ждать! Праздник Новогодний! Нам пора встречать! Новогодние праздники, как много в них всегда волшебного,...
Алгоритм прохождения адаптации ребенка в разновозрастной группе
Первая неделя. Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа ( с 8. 30 до 12. 30. Цель: Заложить основы доверительного отношения к...