Конспект занятия по развитию речи с использованием произведений устного народного творчества «Ходит сон по хатке»

Наталья Морозова
Конспект занятия по развитию речи с использованием произведений устного народного творчества «Ходит сон по хатке»

Цели занятия:

Продолжать знакомство детей с фольклорными формами устного народного творчества, жанровыми и языковыми особенностями колыбельных песен.

Развивать память и связную речь детей, обогащать словарь детей словами-синонимами: изба – горница – хата, колыбелька – качалка – зыбка – люлька.

Разучивать с детьми колыбельную песню «Ходит сон по хатке».

Развивать интерес к корням, истокам, культуре русского народа посредством знакомства с колыбелью-зыбкой.

Материалы:

Колыбель-качалка (игрушка).

Кукла – мальчик («пупс»).

Соска (игрушка).

Запись детского плача.

Серия картинок с изображением разных колыбелей.

Ход занятия

Воспитатель включает запись детского плача. Достает из-за ширмы куклу – мальчика («пупс», объясняет детям, что наш Ванюша никак не может заснуть, у него режутся зубки. Как нам его успокоить?

Выслушиваются предложения детей (дать соску, покачать, уложить в колыбельку, спеть песенку).

Воспитатель раздает детям поручения, которые они выполняют сами (принести колыбельку, заправить люльку, уложить Ванюшу, дать соску).

- Дети, у нашего Ванюши колыбелька как называется? (Качалка).

- А я вам сейчас расскажу, какие раньше ещё были колыбельки.

Знакомство с зыбкой.

Показ иллюстраций. Объяснение детям происхождения слова «зыбка» от слова «зыбь» (мелкая волна). Движение лодки, кораблика на волне вверх-вниз, вверх-вниз.

Отличие от качалки, совершающей движение из стороны в сторону – вперед-назад или вправо-влево на примере нашей игрушечной колыбельки-качалки (укачивание Ванюши).

Воспитатель объясняет детям на показе иллюстраций принцип работы зыбки, материалы, удобство в использовании – освобождаются руки, если надеть петлю от зыбки на стопу.

А ещё наблюдения показали, что дети, которых усыпляли в зыбке, становились очень хорошими моряками: они никогда не болели «морской болезнью».

- Ну вот, мы колыбельку принесли, люльку заправили, Ванюшу уложили, соску дали, а он всё равно не спит. Надо спеть ему колыбельную песню.

- А кто споет колыбельную песенку?

Можно взять себе помощника (мягкую игрушку – котика, собачку, заиньку).

Предполагается знание и исполнение детьми колыбельных песенок:

«Котя, котенька, коток…»

«Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай».

«Баю, баю, баиньки,

Прибежали заиньки…»

Воспитатель обращает внимание на особенности исполнения колыбельных песен: мягкость голоса, протяжность, такт движения колыбели.

- Ванечка задремал. Спою-ка я ему ещё одну, новую колыбельную песенку, а вы подпевайте:

Ходит Сон по хатке

В сереньком халатке.

А Сониха под окном

В сарафане голубом.

Они вместе идут,

Ване Дремушку несут.

Разбор колыбельной

Где ходит Сон? (по хатке).

Как можно сказать по-другому? (по дому, избе, горнице).

Кем друг другу приходятся Сон и Сониха?

Почему одежда у них серого и голубого цвета, а не красного?

Что Сон и Сониха приносят Ване?

- А теперь ещё раз вместе со мной споем Ванюше колыбельную, чтобы он крепко-крепко уснул.

Дети вместе с воспитателем поют колыбельную.

Ванюша заснул.

Приложение.

Изображения различных типов колыбелей

Публикации по теме:

Педсовет. Брейн-ринг «Развитие речи — как важный аспект подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе» Подготовка к педсовету: - консультация логопеда "Речевое развитие детей" - Проведение тематического контроля по теме "Развитие речи" по.

Воспитание нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта «Наша Родина — Россия, наш язык — русский» Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе реализации проекта «Наша Родина – Россия, наш язык – русский» И. М. Токарь,.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи с использованием произведений устного народного творчества «Ходит сон по хатке»
Опубликовано: 25 апреля 2013 в 18:55
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Отчет занятий «Увлечение бисероплетением»
Многообразие бисера дает возможность воплотить свои фантазии, мечты при создании великолепных изделий, картин, украшений и многого другого, чья красота...
Творческо-познавательный проект «Откуда берётся мёд?»
Автор проекта Безменова Татьяна Фёдоровна, воспитатель МКОУ «Кирсановская СОШ», дошкольная группа. У пчелы забот немало! Только утром солнце встало,...
Поздравительная открытка «Букет цветов для мамочки!» Мастер-класс
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по оформлению поздравительной открытки для мамочек и бабушек, которую мы делали с детьми...
Детский мастер-класс «Конверт». Оригами.
Раньше, в давние времена, все письма, которые писали люди, не вкладывали в бумажные конверты. В старые времена конвертов не было – их просто ещё не...