Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины В. М. Васнецова «Алёнушка»

Светлана Галкина
Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины В. М. Васнецова «Алёнушка»

Задачи: 1) формировать умение рассматривать сюжетную картину; 2) формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение картины и передавать его в высказываниях; 3) воспитывать умение понимать смысл образных выражений, подбирать эпитеты, сравнения к заданным словам, 4) развивать связную речь.

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Рассматривание картины В, М, Васнецова „Алёнушка“» размещена в разделах

Оборудование: репродукция Васнецова В. М. «Алёнушка».

Ход занятия:

Воспитатель обсуждает с детьми слова: темные, бедность, омут, печаль.

- Что может быть тёмным? (Ночь, небо, лицо, омут, лес, глаза, лента, коридор).

- Как об этом сказать по-другому?

- Как вы понимаете слово бедность? Как об этом можно сказать по-другому?

- Как вы понимаете слово печаль? Каким бывает печальный человек? (Грустным, огорчённым, опечаленным).

- Как об этом можно сказать по-другому? (Горюет, печалится, грустит).

Детям предлагается внимательно рассмотреть репродукцию картины.

- О ком эта картина? Что вы можете рассказать о девочке? Какая она? Какие у неё лицо, поза, одежда? Где она сидит? Почему? Что с ней случилось? Как художник показал, что девочка горюет?

- Что окружает девочку на картине? Какое время года изображено?

- Как вы думаете, кто сочувствует девочке?

- Какими красками написана картина? Какие цвета преобладают у художника? Почему? Какое настроение было у художника, когда он писал эту картину?

- А что вы чувствуете, когда вы смотрите на картину? Чем она вам нравится?

- Если бы вы были художником, как бы вы назвали картину?

Далее следует рассказ воспитателя о картине :

«Сюжет картины В. М. Васнецова навеян темой сиротства и страдания детей, русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке. Образ Алёнушки пленяет глубокой искренностью и обаянием. Перед нами девочка, убежавшая из дома в лесную чащу к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесённую злыми людьми, попечалиться о своей тяжелой жизни.

Вечер. Гаснет заря. Сумерки спускаются на молодые сосенки, на потемневшую воду. На камне одиноко сидит Алёнушка. В её поникшей фигуре, в смуглом печальном лице выражено горе и страдание. Тёмные, широко раскрытые глаза застилают слёзы, взгляд неподвижен, шелковистые красивые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам, крепко сжатые пальцы рук, обхватившие колени. На ней старенький, порванный сарафан, выцветшая голубая кофта, ноги босые, а на дворе уже осень.

Природа созвучна настроению девочки. Печально притихнув, застыли вокруг молодые берёзки, осины. Ранняя осень. Первая пора увядания природы. Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Над головой Алёнушки тихо щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять её грусть. Островерхие молодые сосенки, острые стебли осоки как бы охраняют девочку, защищая от злых людей. Общий тон картины неяркий, в нём преобладают тёмно-зелёный и красно-коричневый цвета.

Картина очень поэтична».

После занятия репродукция остаётся в группе, дети подходят к ней, чтобы отметить детали, которые сразу не заметили. Они все глубже проникают настроением картины.

Через неделю, на следующем занятии воспитатель предлагает детям высказать свое мнение о картине. На этом занятии дети продолжают учиться составлять описательный рассказ по картине, высказывать о ней оценочное суждение. Одновременно решаются задачи по более активному применению сложноподчиненных предложений, а так же использованию в речи сравнений, эпитетов. Детям предлагается вспомнить автора, название, объяснить, почему художник так назвал картину. Затем воспитатель предлагает детям рассказать свое отношение к Аленушке, к картине.

Дети могут рассказывать вдвоем : например один ребенок описывает Аленушку и природу вокруг нее, а другой дает оценку рассказу, и высказывает свое отношение, или представляет, как он появляется у омута и помогает Аленушке. Воспитатель и дети решают, насколько интересно составлен рассказ и хорошо ли помогают дети Аленушке.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ФЦКМ. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка» ФЦКМ. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень. Слободка» Пр. сод. : Учить детей рассматривать пейзажную картину, отвечать на вопросы.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Рассматривание картины «Едем на лошадке» Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Рассматривание картины «Едем на лошадке». Е. Батурина Заучивание стихотворения «Лошадка».

Конспект ООД по развитию речи во второй младшей группе. Тема. Рассматривание картины «Собака со щенятами». Цель: Учить детей рассматривать картину. Задачи: Образовательные: Учить отвечать на вопросы воспитателя и составлять короткий рассказ вместе.

Конспект занятия по развитию речи на тему: Рассматривание картины «Коза с козлятами». Конспект занятия по развитию речи на тему : Рассматривание картины «Коза с козлятами». Программные задачи: помочь детям понять содержание.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассматривание и описание картины И. И Шишкина» Рожь» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7» Конспект занятия по развитию речи Рассматривание.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе. Рассматривание картиныКонспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе. Рассматривание картины онспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе. Рассматривание картины (картина из серии для детских садов «Работа на пришкольном.

Конспект занятия по теме Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри». Конспект занятия по теме Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри». Цель: показать роль художественного слова в эстетическом воспитании.

Конспект занятия «Рассматривание картины Ф. В. Сычкова «С гор» Программное содержание. Расширить представление детей о творчестве художника Ф. В. Сычкова; вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние.

НОД по развитию речи во второй младшей группе. Рассматривание картины «Коза с козлятами». НОД по развитию речи во второй младшей группе. Тема: «Домашние животные». Рассматривание картины «Коза с козлятами». Программные задачи:.

Конспект НОД по речевому развитию «Рассматривание картины «Дети кормят курицу и цыплят» Основная образовательная программа ДОУ Программа "От рождения до школы" Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Возрастная группа. Вторая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Рассматривание картины В. М. Васнецова «Алёнушка»
Опубликовано: 18 октября 2017 в 12:27
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД