Конспект занятия по развитию речи на тему «Русская национальная одежда» для детей старшей группы

Ольга Шишелова
Конспект занятия по развитию речи на тему «Русская национальная одежда» для детей старшей группы

Конспект занятия по развитию речи на тему: «ЗНАКОМСТВО С РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДОЙ» для детей старшей группы.

Автор: Шишелова Ольга Владимировна

Воспитатель МБДОУ Центр развития – «Детский сад №59 «Цыплята» г. Северодвинска Архангельской области.

Цель: Развивать у детей представление об истории цивилизации.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с русской национальной одеждой.

2. Развивать связную речь детей, через составление предложений разной конструкции, пользование ими в речи.

3. Обогащать и активизировать словарь детей (рубаха-косоворотка, кафтан, кокошник, чепец, душегрея).

4. Воспитывать эмоциональность и мимическую выразительность через психогимнастику.

5. Продолжать формировать просодику речи (сила голоса, ритм, темп, используя элементы логоритмики.

6. Воспитывать культуру поведения.

Материал:

Инсценирована выставка старинной одежды: рубаха – косоворотка, кафтан, кокошник, чепец, душегрея, кепка; подготовлен музыкальный репертуар к занятию; дидактический материал приготовлен к игре «Зашей кафтан»: (2 карточки размера (30 на 40) на одной нарисован кафтан, на другой сарафан, на костюмах изображены дырочки в виде геометрических фигур, заплатки, которые соответствуют форме дырочек и цвету кафтана и сарафана); индивидуальные карточки с заданием на каждого ребёнка.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, чтение детских энциклопедий - разделы о русской народной одежде; посещение Краеведческого музея г. Северодвинска «Русская изба»; рассматривание одежды на репродукциях известных художников; разучивание с детьми коротких рассказов о старинной русской одежде.

Ход занятия:

1 Часть:

- Дидактическая игра «Здравствуйте»

- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся. Давайте поздороваемся с ними, но каждый из нас найдёт своё приветствие для гостей и скажет его ласково с доброй улыбкой. Гости улыбнулись, они вам рады, давайте порадуем друг друга улыбкой и начнём заниматься. Повернитесь ко мне.

- Вспомним наше правило: говорим всегда красиво, чётко и неторопливо.

- Приготовьте ваши пальчики – помощники, расскажите потешку про Алёнку-малёнку

Пальчиковая гимнастика «Алёнка-малёнка»

Алёнка-малёнка,

Платье из лёнка

Как хороша,

Девица – душа.

На головке кокошник

На ножках сапожки

А в ушах серёжки,

В руках лукошко морошки.

- Ребята, я приглашаю вас на выставку одежды. Хотите? Но прежде я хочу узнать:

- Для чего нужна одежда?

- Что было бы, если бы одежды не было?

- Одежда – это хорошо или плохо?

- Когда одежда – хорошо?

- Когда плохо?

- Одежда – это хорошо, когда она красива и удобна для человека.

- Сегодня мы с вами пойдем на выставку русской одежды. Давайте повторим правила поведения на выставке: не толкаться, спокойно разговаривать, экспонаты руками не трогать.

А теперь закройте глаза.

2 Часть:

Мы оказались с вами на выставке.

- Полюбуйтесь, ребята, на эти наряды. Как вы думаете, эта одежда для кого? (Для мужчин или для женщин) Для мужчин.

- Что это, ребята? Кепка. Давайте хором скажем: кепка.

- В старину на Руси мужчины носили кепки. Да и по сей день носят.

- Только сейчас кепки шьют разного фасона, разной формы, из разного материала.

- Посмотрите, теперь, на эту работу – это рубаха - косоворотка.

- Кто из вас догадался, почему она так называется?

-Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). От этого и название такое.

- Давайте хором скажем: рубаха - косоворотка.

- Из каких слов состоит это слово? (две ладошки соединяем)

- Аня, скажи: косой + ворот = косоворотка.

- Полюбуйтесь, ребята, на этот наряд, какой он красивый. Это кафтан (дети хором)

- Вероника, расскажи нам о кафтане.

Рассказ ребёнка: - Богатые люди раньше на Руси носили кафтаны из дорогой ткани со свисающими до земли рукавами. Понятно, что заниматься физическим трудом в таком виде невозможно. Благодаря кафтану и возникла поговорка: «работать спустя рукава»

- Работать «спустя рукава» – это хорошо или плохо? (лениться, не стараться)

- Итак, что это такое? Кафтан.

- Где звук «К» находится в этом слове: в начале, середине или в конце слова?

- Маша. Повтори слово, повторяя звук «К»

- Молодцы!

Физкультминутка:

Хоровод «Вдоль по улице молодчик идёт»

- Ребята, встанем в круг и споём песню, как в старину молодчики и девушки водили хороводы.

- А теперь пойдём в другой зал нашей выставки. Здесь тоже одежда. Как вы думаете для кого?

(для женщин)

- Что это, ребята?

- Рубаха.

- Кто хочет рассказать мне о ней?

Рассказ ребёнка: - Раньше на Руси основой женского костюма являлась рубаха, длинная. Носили рубаху с нешироким поясом. Часть обшивали орнаментом. – Что такое орнамент?

- Узор, который повторяется.

- Поверх рубахи надевали юбку или сарафан.

- Полюбуйтесь на этот предмет красивый, расшитый узором.

- Это душегрея. Скажите хором: душегрея.

Рассказ ребёнка: - Душегрея короткая, немного прикрывает талию, одевали её на сарафан, расшивали её узором.

- Артём, скажи душегрея.

- Из каких двух слов состоит это слово? (две ладошки соединяем)

(душа, греет)

- Что получилось?

- Почему она так называется?

-Раньше люди думали, что душа находится в груди, поэтому душегрея и прикрывает верхнюю часть тела. Как - будто греет душу. Интересно?

Психогимнастика:

- А давайте немного поиграем.

- Девочки встаньте на ковёр, который слева от меня, мальчики справа.

- Девочки представьте, что вы надели на себя красивые рубашки, расписные сарафаны, узорные душегреи. Вы радостные красуетесь и крутитесь перед зеркалом.

- А мальчики восхищаются красивыми девочками. (Можно встать на одно колено перед девочкой, поцеловать руку и т. д.)

- Молодцы, у вас здорово получилось.

Дальше рассматриваем экспонаты.

- Ребята, как называются эти предметы?

- Головные уборы.

- Девушки на Руси носили кокошники. Это нарядный головной убор, обшивали его золотом и драгоценными камнями. Хором скажите: кокошник. Где звук «К» слышится в этом слове? (в начале, середине или в конце слова). Повторим ещё раз: кокошник.

- Женщины на Руси носили ещё и чепец. Прятали все волосы под чепец. Давайте хором

Скажем: чепец. Повторите каждый по отдельности.

- А сверху чепца одевали платок.

- Вы слышали такое выражение «опростоволоситься»? Что это значит?

(опозориться)

- И это выражение связано с историей. Сорвать головной убор с женщины считалось оскорблением, позором, отсюда и вышло выражение: «опростоволоситься». Значит, сделать что- то неправильно, опозориться. Сейчас же ходить с непокрытой головой красиво, а поговорка осталась и по сей день.

- Вот такие наряды и головные уборы носили раньше на Руси женщины и девушки.

- Ребята, у нас на выставке случилась беда. Одежда старинная и со временем портится. Я прошу вас восстановить эту одежду. Поможете? Кафтан и сарафан износились.

- Задание: мальчики зашивают кафтан, а девочки – сарафан.

Дидактическая игра «Зашей кафтан»

- Нужно подобрать кусочки ткани (заплатки, чтобы подходили по форме, цвету одежды. И посмотрим, кто быстрее справится с этим заданием мальчики или девочки.

- Маша, почему ты положила именно эту заплатку на дырочку? (потому что дырочка круглой формы, и заплатка тоже круглая, красного цвета и сарафан красный)

- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.

- Пора возвращаться нам в группу.

-А теперь закройте глазки.

3 Часть:

- Ну вот, мы вернулись с выставки снова в группу. Понравилась вам выставка? А в группе нас тоже ждёт сюрприз – загадка.

- Садитесь тихонечко на стульчики. Перед вами листочки, в них спряталась одежда. Можно отгадать, если соединить только зелёные точки.

- Вика, что у тебя получилось? (рубаха)

У всех получилась разная старинная одежда. Молодцы!

- Возьмите эти листочки домой, расскажите своим родителям, куда вы сегодня ходили, что там видели. Дома эту одежду украсьте красивым орнаментом и принесите в садик.

- А в саду мы организуем выставку одежды и пригласим полюбоваться детей из другой группы.

Итог:

- С чем мы познакомились?

- Что нового узнали?

- Какие новые слова?

Публикации по теме:

Конспект НОД в старшей группе «Край родной и любимый» Конспект НОД в старшей группе по теме: «Край родной и любимый» Автор: Полуэктова Ольга Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад №3.

Организация предметно-пространственной развивающей среды.Организация предметно-пространственной развивающей среды. Организация предметно-пространственной развивающей среды. В старшей логопедической группе "Речецветик" созданы условия для развития по всем.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи на тему «Русская национальная одежда» для детей старшей группы
Опубликовано: 15 января 2014 в 08:40
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...