Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ сказки «Три сестры»

Ольга Елизарова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ сказки «Три сестры»

Занятие по развитию речи.

Тема"Пересказ татарской народной сказки "Три сестры".(подг. группа)

Цель: развитие связной речи.

Программное содержание

1. Формировать умение детей составлять схему сюжета знакомой сказки, используя символическую аналогию, пересказывать по схеме,

2. Обогащать словарный запас детей.

3. способствовать развитию творческого воображения,вызывать желание изменить концовку сказки.

4. Воспитывать нравственные качества, внимание, доброжелательное отношение к взрослым, умение прощать.

Материалы к занятию :

демонстрационный материал: мультимедиа, карточки-символы.

раздаточный:картинки-пазлы,сердечки на каждого ребёнка.

Предварительная работа

1. чтение сказок.

2. беседа на нравственные темы.

3. рассматривание иллюстраций.

4. лепка:герои любимых сказок.

Методы и приёмы:

1. рассказывание сказки воспитателем,

2. пальчиковая гимнастика,

3. подбор символов по содержанию сказки

4. Физминутка.

5. пересказ сказки (3-4 ребёнка)

6. изменение концовки сказки по воображеню.

7. д/и "Укрась платок".

Ход занятия.

Воспит.: Ребята,посмотрите на экран. (появл. фотографии мужчины и женщины).

дети,можно ли этих людей назвать семьёй? (ответы детей).

Подвести к мысли, что семья- это дети. Показ фото семьи с одним ребёнком,затем с двумя-разнополые дети.

-Кем приходятся друг другу дети? Брат и сестра. На экране появляются фотографии трёх девочек.

-Кем приходятся девочки друг к другу, если они живут в одной семье?

-сёсты.

Восп.: Верно-сёстры. А теперь я вам расскажу татарскую народную сказку "Три сестры".

После прочтения сказки воспитатель : Понравилась ли вам сказка? Кто запомнил её название? (ответы детей). У вас хорошая память.

Пальчиковая гимнастика: А тари-тари-тари-куплю Маше янтари!

Останутся деньги-куплю Маше серьги!

Останутся пятаки-куплю Маше башмаки!

Останутся грошки-куплю Маше ложки!

Останутся полушки-Куплю Маше подушки!

Воспит: Вот теперь мы готовы к дальнейшей работе. Ребята, как вы думаете, кто в этой сказке является главными героями?

(ответы).Верно-мать и дочери. а белка только помощница.

А теперь давайте попробуем пересказать сказку при помощи известных карточек-символов. Будьте очень внимательны.

воспитатель: "Жила в давние времена женщина. " каким символом мы обозначаем слово "женщина".Попробуйте найти этот знак. Верно. (символы высвечиваются на экране).Продолжаем.

Воспитатель: "И было у неё три дочери" .Сколько дочерей было у женщины?.Илья, какой символ ты подберешь? Дайте полный ответ.

На экране появляется карточка с изображением дочерей.

Воспитатель: "Много приходилось работать женщине,чтобы одеть,обуть и прокормить дочерей".С помощью каких символов можно рассказать для чего женщина много работала (Ответы детей)Всё верно.

Воспитатель:"Дочери росли хорошенькими и красивыми. И вышли они все трое замуж,разъехались и осталась мать одинока".

-Как вы понимаете выражение-"дочери разъехались"и"осталась мать одинока".Ответы детей.

Какой символ "скажет"нам,что дочки разъехались?

Воспитатель:"Вот прошёл год,другой,третий и случилось так,что мать заболела".Отыщите нужный символ.

Воспитатель:"Вот и зовёт она белку,которая жила в лесу,неподалёку от дома".Подберите символы.

Воспитатель:"Белка позови ко мне моих дочерей. Белка побежала выполнять просьбу. Прибежала она к старшей сестре и постучала в окно".К какой дочери сначала отправилась белка и что сделала?Попробуйте рассказать с помощью символов.

Воспитатель:"Я сразу же побежала бы к маме,да вот тазы надо чистить".Почему не смогла старшая дочь сразу же отправиться к маме?Как вы думаете?Отыщите нужный символ.

Воспитатель:"Ах,так,-рассердилась белка,-так не расставайся вовек со своими тазами!И превратилась старшая дочь в черепаху".Как вы думаете что рассердило белку?Отыщите тот символ который скажет нам в кого превратилась старшая дочь.

Воспитатель:"Тем временем белка побежала к средней дочери и рассказала ей печальную весть. Эх,побежала бы я к маме,да вот холст надо к ярмарке доделать,-ответила средняя дочь. "Что делала средняя дочь?Вам знакомо слово"холст"?Это полотно из которого шьют одежду. Подберите нужный символ.

Воспитатель:"-Ах,так-рассердилась белка-ну тогда всю жизнь только и делай,что холсты тки. Сказала так,и средняя дочь превратилась в паука".В кого превратилась средняя дочь и почему?Как вы думаете?Отыщите нужный для нас символ.

Воспитатель:"А когда белка постучалась к младшей дочери,та месила тесто. Как услышала она,что матери плохо,руки вытереть не успела-побежала к ней".Попробуйте отыскать тот символ,который "скажет",чем занималась младшая дочь.

Воспеватель:"Доброе у тебя сердце,сказала белка,пусть же и люди к тебе будут с добром относиться. Живи,милая,счастливо и делай людей счастливыми. Так оно и стало".Что сказала белка младшей дочери?Выставляется последний символ-"Сердце".

Физминутка:"поможем маме"

Помогаем маме-бельё стираем сами.

1,2,3,4,5-наклонились,потянулись,

Вот так славно потрудились.

А теперь тихонечко сели на стульчики.

Пересказ первой половины текста одним ребёнком,опираясь на символы. (Символы уже на экране)

Пересказ второй половины текста другим ребёнком. (появляется вторая часть символов)

Воспитатель:Кто хочет пересказать сказку полностью?Булат попробуй.

Воспитатель:Ребята,мне почему-то стало грустно от того,как закончилась сказка. Вам понравился конец сказки?Как вы думаете может ли мать простить своих детей?В каком случае?Ответы детей.

Воспитатель:ведь мама очень переживает,что её дочери так наказаны,на всю жизнь останутся черепахой и пауком. А ведь она их очень любит. Мне её очень жаль. Дочери осознали свою вину перед матушкой,только не знают как снять с себя заклятие.

-Давайте им поможем. Что может сделать полезного черепаха?Варианта детей. (собрать лекарственные травы,принести букет цветов,который поднимет маме настроение).

-А что может паук (паук плетёт паутинки,значит,он сможет сплести для мамы коврик,связать платье или тёплую шаль,которая согреет больную маму).

-Подойдем к столу;Вот такую шаль сплела для мамы паучиха,а черепаха собрала цветов. Давайте украсим шаль цветами,для этого вам нужно собрать разрезные картинки (дети собирают изображения цветов прямо на платке).Как красиво получилось!

Воспитатель:-Скоро мать выздоровила,а черепаха и паучиха превратились в добрых и заботливых дочерей. А мы все вместе помогли им!

Спасибо вам,ребята!Я хочу подарить вам эти сердечки,чтобы вы всегда помнили о своих близких и заботились о них.

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование по развитию речи в старшей группе на октябрь 1. Тема недели:«Животный мир» 1 - е занятие:Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Цель: учить выразительно пересказывать литературный текст;.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ украинской народной сказки «Колосок» г. Нижнеудинск февраль 2009 год. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Провела воспитатель Корзекова Г. В. Тема: Пересказ.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. Пересказ сказки «Три сестры»
Опубликовано: 15 марта 2014 в 15:38
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Листая страницы народного календаря. Куклы летних празднеств.
Отзвенела, отплясала Троицкая неделя, в сёлах затишье. С самого рассвета, только пастух прогонит стадо - все уже в поле на покос! Если зиму наши предки...
Мастер-класс «Объёмная снежинка».
Мастер - класс "Объёмная снежинка". После осенней слякоти, сырости и дождей наступила зима - самая сказочная пора из всех времен года. И все с нетерпением...
Снеговик из ватных дисков (мастер-класс)
Хочу предложить вашему вниманию идею как сделать снеговика из ватных для оформления интерьра. Он не мал и не велик, Снежно белый снеговик. У него...
Мини-музей «Чудеса из дерева» в детском саду.
«Велика наша Россия И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами дерева с...
«Зайка беленький сидит» — детский мастер-класс.
Здравствуйте, коллеги! Сегодня хочу предложить вашему вниманию детский мастер - класс «Зайка беленький сидит». «Кто в горку бегом, а с горы кувырком… » В...