Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей логопедической группы «Весна идет»

Анастасия Овилова
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей логопедической группы «Весна идет»

Тема: Составление описательного рассказа «Весна идет» (по схеме)

Программное содержание:

1. Закрепление знания детей о временах года, о характерных признаках ранней весны.

2. Обучение составлению предложений по картинке.

3. Объединение предложений в рассказ и заучивание его.

4. Обогащение лексики новыми словами.

5. Воспитывать наблюдательность, бережное отношение к окружающей среде.

Дидактическое обеспечение занятия:

Сюжетно-пейзажная картина «Ранняя весна», картинки о временах года, макет солнца, магнитофон, мольберт, наборное полотно, ковролин, схема.

Предварительная работа:

Наблюдение за весенними изменениями в природе, заучивание пальчиковой игры и физминутки.

Индивидуальная работа:

Заучивание стихотворения (Аделина)

Обогащение словаря:

Ранняя весна, проталина, подснежник, сосульки, капель, март, апрель, май.

Методы и приемы:

Беседа, рассматривание, показ, объяснение, художественное слово, игровой момент, сюрпризный момент.

Структура занятия:

1. Вводная часть – 3 мин

2. Основная часть – 20 мин

3. Заключительная часть – 2 мин.

Использованная литература:

1. Программа воспитания и обучения под ред. М. А. Васильевой.

2. Программа коррекционного воспитания и обучения детей с ОНР (с 5 до 6 лет, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.

3. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР, Н. В. Нищева.

4. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет, Л. Н. Арефьева.

5. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с ОНР, В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Воспитатель обращает внимание детей на гостей, просит с ними поздороваться.

Дети встают в круг. Заучит песня «Весна-красна идет». Дети выполняют ритмические движения по характеру и темпу музыки, останавливаются.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, о каком времени года поется в этой песне?

Дети: О весне.

Восп.: Правильно. А что нам приносит весну?

Дети: Солнце.

Восп.: Дети, солнышко сегодня пришло к нам в гости (прикрепляет макет солнца на ковролин).

Дети садятся на свои места.

Восп.: С приходом солнца в нашей группе стало еще светлее и теплее. Какое оно наше солнышко?

Дети: Весеннее, яркое, теплое, ласковое, веселое, радостное, лучистое …

II. Основная часть.

1. Восп.: А сейчас нам Аделина расскажет стихотворение И. Токмаковой «Весна».

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Видно, очень теплые

Ноги у весны.

2. Игра «Подскажи словечко»

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу … (проталинки)

Воспитатель объясняет значение слова «проталина».

Рад весне братишка Сашка,

И собачка рада Жулька.

На припеке, с крыши нашей

Утром свесилась … (сосулька)

Снег в лесу. Сугробов много,

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает … (капель)

Восп.: О каких признаках весны говорится в этих стихах?

Дети: Проталины, сосулька, капель.

3. Рассматривание картины «Ранняя весна».

Воспитатель ставит на мольберт картину «Ранняя весна» и предлагает детям внимательно ее рассмотреть (1 мин).

Беседа по содержанию:

- Какое время года изображено на картине?

- Как вы думаете, какая это весна, ранняя или поздняя?

- Почему вы решили, что это ранняя весна?

- Отыщите на картине приметы ранней весны.

- Как вы думаете, с чего начинается весна в природе?

(Ответы детей).

Воспитатель обращает внимание детей на схему, напоминает, сто означает каждый символ и предлагает детям составить предложения по картине, используя схему.

4. Составление рассказа о ранней весне.

Наступила весна. Весенние месяцы – март, апрель, май. Солнце с каждым днем греет все сильнее. Снег потемнел, образовались черные проталины, побежали весенние ручейки. На лугах раскрылись первые весенние цветы – подснежники. На деревьях набухли почки, появились первые листочки. Из теплых стран в родные края прилетели грачи. Звери проснулись от зимней спячки, они меняют зимние шубы на летние. Дети рады приходу весны. Они с родителями делают скворечники, запускают в ручейки кораблики.

5. Физминутка «Веснянка»

(Координация речи с движением)

Солнышко, солнышко, (поднимают руки вверх)

Золотое донышко.

Гори, гори ясно (хлопают)

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей, («бегут»)

Прилетели сто грачей, («летят»)

А сугробы тают, тают, (медленно приседают)

А цветочки подрастают. (тянутся на цыпочках, руки вверх)

6. Объединение предложений в связный рассказ с помощью воспитателя. Рассказывание детьми рассказа (2 раза).

7. Пальчиковая гимнастика

«Кап, кап, кап …»

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.

(Ритмично на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого).

8. Д/и «Когда это бывает?»

Воспитатель обращает внимание детей на конверты, которые лежат у них на столах. Объясняет, что это им задание от солнца. В конвертах находятся рисунки о временах года (весна, лето, осень, зима).

Дети достают картинки.

Дети: - На моей картинке лето, потому что дети купаются.

- У меня осень, потому что листья желтые.

- У меня зима, потому что земля покрыта снегом.

- У меня весна, потому что с крыши свисают сосульки и т. д.

А у кого картинка о ранней весне, они ставят их на наборное полотно. Еще раз закрепляются признаки ранней весны.

III. Заключительная часть.

Восп.: Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей).

Восп.: Вы мне сегодня очень понравились. Я думаю, что вы заслужили приз от солнышка.

(Достает призы и вручает детям. Дети благодарят солнце и прощаются с гостями).

Публикации по теме:

Презентация «Ранняя весна» для обучения детей составлению описательного рассказа с опорой на картинки-символы по мнемотаблице Цель: -обогащать активный словарный запас детей; -развивать умение отгадывать загадки с опорой на картинки-символы; -развивать умение.

Весна.Весна. Пришла весна, пора делать работы на весеннюю тему и украшать ими группу. Вот такую коллективную работу мы сделали с детьми, использовали.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей логопедической группы «Весна идет»
Опубликовано: 21 апреля 2013 в 23:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Как мы провели этот учебный год!»
Вот и подошёл к концу наш первый учебный год. Вспоминая своих ребятишек, которые пришли в наш детский сад совсем маленькими, ни чего не умели делать и...
Лэпбук «Коми народные инструменты»
МАДОУ “Детский сад № 13” г. Сыктывкара ЛЭПБУК “КОМИ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ” Составила: Музыкальный руководитель Суворова Т. Ю. 2017 Описание: Данный...
Конспект ООД «Витамины для здоровья»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» Конспект ООД «Витамины для здоровья» для младшего дошкольного...
«Наши матрёшечки». Фотоотчёт занятия по рисованию.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хотелось бы поделиться с вами нашими успехами. Мои малыши с раннего детства знакомятся с истоками русской народной культуры...
Инсценировка по ОБЖ «Спасатели»
Ведущий: На опушке леса стоит кирпичный дом, Не ведая в нём скуки живёт весёлый гном. Он утром пьёт росинки из голубых цветов, А днём играет в прятки с...