Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи «Сочинение сказки с использованием приемов и методов ТРИЗ-технологий»

Наталия Параунина
Конспект занятия по развитию речи «Сочинение сказки с использованием приемов и методов ТРИЗ-технологий»

МДОУ д/с №112

Конспект занятия по образовательной области

«Коммуникация».

тема: «Сочинение сказки с использованием

приемов и методов ТРИЗ-технологий.»

Подготовительная группа.

Воспитатель:

Параунина Н. О.

2012 год

Образовательные задачи:

Уточнить и обогатить знания детей о русских народных и авторских сказках.

Учить узнавать сказочных героев.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Сочинение сказки с использованием приемов и методов ТРИЗ-технологий“» размещена в разделах

Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку на заданную тему, используя прямую и волшебную аналогию (ТРИЗ). Самостоятельно строить сюжет: зачин, кульминация, концовка. Использовать выразительные средства: описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя и реального человека самого главного – характера.

Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.

Вводить в словарь детей синонимы: добрый, ласковый, нежный, веселый, шутливый, смеющийся. Антонимы: добрый -злой, веселый- грустный, здоровый- больной, сильный -слабый. Фразеологизмы: образность, выразительность, яркие, точные, краткие словосочетания, в которых заключается смысл всего произведения или его части.

Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.

Развивающие задачи:

Развивать умение действовать согласованно.

Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Воспитывающие задачи:

Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному, народному творчеству, сказкам.

Коррекционные задачи:

Повышение остроты зрения. Тренировка амблиопичного

глаза.

Совершенствание зрительного восприятия.

Подготовка к формированию бинокулярного зрения.

Развитие слухового внимания и памяти.

Развитие микрокоординации пальцев рук.

Интегрируемые образовательные области:

«Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура», «Художественное творчество».

Материалы: Мольберт, иллюстрации героев сказок, фломастеры, листы бумаги А-4, листы бумаги листа А-4, маркеры черного цвета, подставка для глаз, схемы-символы, изображающие героев сказок и их характер, иллюстрации героев сказок и сказочных сюжетов, «умная» ромашка.

Предварительная работа:

Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок. Знакомство с символами. Рассматривание иллюстраций «Герои сказок». Дать детям сведения о плане сказки: зачин, содержание и концовка. Драматизация.

Ход.

Стулья стоят полукругом около доски. На каждом стуле лежат иллюстрации из сказок.

В: -Доброе утро, ребята. У нас сегодня вдвойне необычное занятие. Во-первых, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются).

-Во-вторых, я приглашаю вас в «Путешествие по сказкам».

Вы любите сказки?

Д: - Да.

В: - «По дорожке мы пойдем,

Прямо в сказку попадем.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем в сказку мы играть».

В: - А чтобы сесть на свои места вам нужно сказать название сказки, изображенной на картинке.

(Дети подходят к своим стульям, берут иллюстрации, называют, садятся, воспитатель собирает картинки).

В: - Хорошо. Мы вспомнили названия сказок, и к нам в гости пришли необычные сказочные герои. Давайте поиграем с вами в игру «Угадай, кто это?» Я показываю вам символ. А вы отгадайте, кто это может быть из сказочных героев.

(Воспитатель показывает изображения символов, поочередно вывешивая на мольберт. Дети отвечают, называя сказочных героев).

1. –Король, королева, царь, принцесса,

луна, радуга, месяц, ежик, петушок,

Царевна-лебедь, царевна-лягушка…

2. -Тетя, внучка, бабушка, дочка,

девочка, Снегурочка, Баба-Яга,

Лиса, Василиса Премудрая, Елена

Прекрасная, Золушка, Белоснежка,

Дюймовочка, Русалочка.

3. –Дядя, дед, старик, отец, мальчик,

принц, сын, Дед Мороз, волшебник,

Кощей Бессмертный…

В: - Молодцы! А сейчас я вас предлагаю нарисовать портреты сказочных героев, но не символами, а линиями.

Линия должна показывать, отображать характер сказочного героя.

(Воспитатель показывает иллюстрацию Золушки, вывешивает на доску).

В: - Ребята, кто? Какая она по характеру?

(добиваться полного ответа)

Д: - Это Золушка. Она добрая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая.

В: - Как вы думаете, какая линия ей подходит?

Д: - Ей подходит волнистая линия.

(Ребенок, вызванный педагогом, рисует на мольберте)

(Воспитатель на доске вместе с изображением Золушки вывешивает изображение).

В: - А кому еще подходит этот портрет? Перечислите.

Д: - Белоснежке, Красной Шапочке, Дюймовочке, Русалочке, Хаврошечке, Царевне -Лебедь…

В:- Почему этим героям?

Д: - Они все добрые, заботливые, ласковые, трудолюбивые.

В: -Ребята, мы говорим добрая, добрый. Помогите найти слова противоположные по смыслу.

Добрый-?

Д: - Злой.

В: - Добрая-?

Д: - Злая.

В: - А каких злых героев вы знаете?

Д: - Кощей- Бессмертный, Чудо-Юдо, Змей Горыныч, Баба- Яга.

В: - А давайте нарисуем портрет Бабы-Яги, Кощея Бессмертного.

(на мольберте рисунок)

В: - А почему такие линии?

Д: - Кощей Бессмертный злой, беспощадный, бессердечный, жестокий. (Воспитатель вывешивает изображение Кощея Бессмертного на доску, вместе с «линией»).

В: (показывает изображение Ивана-Царевича на доске).

- А как зовут этого сказочного героя?

Д: - Это Иван Царевич.

В: - Какая линия ему подходит?

Д: - Ему подходит прямая линия. (Рисуют).

В: - Почему?

Д: - Он сильный, мудрый, умный, храбрый, отважный.

В: - Верно. (Вывешивает линию рядом с героем на доску.)

В: - А кому еще из сказочных героев подходит этот портрет? Перечислите.

Д: - Богатыри, Елисей, Иван- крестьянский сын, князь Гвидон.

В: - Ребята, а какой портрет мы нарисуем Карлсону?

Пожалуйста. (Дети рисуют на мольберте.)

В: - А почему вы изобразили именно так?

Д : - Карлсон весёлый, озорной, смешной,добрый. В:-Какого ещё героя мы можем изобразить такой линией?

Д:- Буратино,Кот в сапогах,Емеля Питер Пен.

(Воспитатель вывешивает на доску Буратино и)

В:- Верно, ребята. А как сказать наоборот :

Весёлый- грустный

Смелый – трусливый

Здоровый -больной

Озорной – послушный

Работящий – ленивый

Могучий – слабый.

В:- Молодцы. Вы помогли найти хорошие слова, точно и кратко описали героев, а сейчас немного отдохнём. Встали.

Гимнастика для глаз. Зрительные ориентиры –сказочные герои.

-Посмотрите через левое плечо-….

-Посмотрите через правое плечо -….

-Вверху слева глазки нашли - ….

-Справа - ….

-Поморгали глазками, закрыли -один, два,три. Открыли.

В: -Ребята,мы много читали сказок и обращали внимание на точные, краткие словосочетания. Давайте их вспомним. Я сейчас назову несколько, а вы продолжите.

«Как гром среди ясного неба», «работает спустя рукава».

Вспомните и вы.

Д:-«Красная девица», «губы надул», «несётся, как угорелый», «невесел, ниже плеч буйну голову повесил», «растёт не по дням, а по часам», «одна нога здесь другая там» ,» как снег на голову» ,»ахнуть не успел», «заруби себе на носу»», «утро вечера мудренее», «а воз и ныне там», «морочить голову»…

В: -Молодцы. А как можно объяснить выражение :

«несётся, как угорелый» ?

Д: -Быстро, стремительно, не глядя.

В : -«Губы надул» ?

Д: -Обиделся.

В :- «Заруби себе на носу» ?

Д: -Запомни.

Физкультминутка.

«В тёмном лесу есть избушка.

(дети шагают)

Стоит задом наперёд,

(переворачиваются)

В этой избушке живёт старушка

(грозят пальцем)

Бабушка Яга в ней живёт.

(грозят другим пальцем)

Нос крючком,

(показ)

Глаза большие,

(показ)

Словно угольки горят.

(покачивают головой)

Ух! Сердитая какая!

(бег на месте)

Дыбом волосы стоят.

(руки вверх)

В: -Молодцы!Ребята, мы сегодня с вами говорим о героях сказок. А давайте представим : вот случилось чудо. Вы пришли в детский сад, там нет знакомых воспитателей, поваров,никого…

Все ушли в отпуск, а вместо себя оставили сказочных героев,которые были очень похожи на сотрудников детского сада. Как вы думаете, кто из сказочных героев может заменить воспитателей?

Д : - Василиса Премудрая, Марья-Искусница…

В :-Почему?

Д :-Они мудрые, красивые, заботливые,добрые.

В:-А вместо Натальи Владимировны кого бы вы увидели? Зашли в группу, а там вытирает пыль …

Д: -Золушку, Белоснежку …

(Добиваться полных ответов)

В :-Почему?

Д :- Они такие же добрые, трудолюбивые,заботливые.

В: -Замечательно,а раз мы попали в волшебный детский сад, давайте придумаем сказку о том, что могло случиться в этот день.

Давайте вспомним из каких трёх частей состоит сказка :

Д :- Зачин, содержание сказки интересный случай. концовка.

В: - Каким должен быть зачин?

Д :-«Давным – давно», «Однажды», «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве».

В :-А какие концовки вы знаете?

Д:- «И жили они долго и счастливо»

«Я там был, мёд,пиво пил»

«Стали они поживать, да добра наживать»

«Вот и сказке конец, кто слушал –молодец»…

В: -Ребята, а какой должен быть конец у сказки?

Д:- Добрым. Добро всегда побеждает зло.

В :Начать сказку нам поможет «умная ромашка».

(дети выбирают лепесток)

В :-А сейчас приступаем к сочинению сказки по предложению. Сказка должна быть интересной,в ней должно произойти волшебство, чудо,в ней должны присутствовать сказочные герои и добро победить зло!

Итак, зачин (по ромашке …ребята детского сада вышли на прогулку, а там…

(Сочинение сказки по предложению, воспитатель направляет.)

В :-Молодцы, ребята. Спасибо. Сегодня мы с вами много сделали. Кто скажет, чем мы занимались? (Полным ответом.)

(Ответы детей)

В: -Ребята, сейчас мы с вами подойдём к столам и каждый из вас нарисует портрет сказочного героя- линиями,каждый рисует своего героя, его характер. Затем попросим наших гостей угадать, каких героев вы изобразили.

(Дети рисуют, гости отвечают.)

В:- Спасибо всем за старание и работу, за внимание.

«Не бойся сказки,

Бойся лжи.

А сказка не обманет.

Ребёнку сказку расскажи-

На свете правды больше станет».

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказочному осеннему лесу». Сочинение сказки «Как ёжик выручил зайца» Задачи: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания; оценивать рассказы друг друга;.

Конспект НОД по рисованию в Ι младшей группе с использованием приемов ТРИЗ «Цветочек-огонечек для мамы» Задачи: Образовательные: 1. Закреплять умение рисовать кистью и краской прямые линии, пальчиком – горошины, пользоваться печаткой – изображая.

Конспект ООД по экспериментально-познавательному развитию с использованием элементов ТРИЗ технологий «Спор друзей» Тема. «Спор друзей» Программные задачи: Систематизировать и уточнить представление о свойствах металла и дерева. Продолжать развивать логическое.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе с использованием инновационных технологий Цель: Расширение и систематизирование знаний детей о традиционно - бытовой культуре русского народа (изба: её внешнее и внутреннее убранство;.

Конспект занятия по развитию речи с использованием игровых технологий «На рыбалку» в средней группе Цель: способствовать коммуникативному развитию дошкольников через игровые технологии в непосредственной образовательной деятельности. Задачи:.

Методическая разработка занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ «Путешествие в царство «Зимушка-Зима»Методическая разработка занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ «Путешествие в царство «Зимушка-Зима» Методическая разработка занятия по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ: «Путешествие в царство “Зимушка-Зима”» (старшая группа).

Конспект занятия-рассказывания по картинке из серии «Домашние животные» с использованием приемов ТРИЗ Конспект НООД. Развитие речи. Подготовительная группа. Тема: «Рассказывание по картинке из серии «Домашние животные» с использованием.

Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий «Экскурсия в осенний парк» Конспект занятия по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий воспитатель: Солдатова Е. В. Тема: «Экскурсия в осенний.

Занятие психолога с использованием методов и приемов изотерапии «Маски» Рисование – это творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, снять эмоциональное.

Занятия по развитию речи с использованием новых технологий ТРИЗ. Тема: «Составление рассказа по картинке дети кормят цыплят». Автор занятия: Тюнина А. П., воспитатель МБДОУ №50. Перед детьми стоит два мольберта; один с картиной, другой с чистым листом для зарисовки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Сочинение сказки с использованием приемов и методов ТРИЗ-технологий»
Опубликовано: 1 февраля 2016 в 20:20
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД