Конспект занятия по развитию речи Тема: «Ежели Вы Вежливы»

Елена Донец
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Ежели Вы Вежливы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка-детский сад №390 Дзержинского района г. Волгограда

Конспект занятия по развитию речи

ТЕМА: «Ежели Вы Вежливы»

(Реализуемая программа «Детство»)

Разработала:

воспитатель первой категории

Донец Елена Викторовна

Вид занятия: Социально-личностное развитие

Тип занятия: Развитие речи

Тема: «Ежели Вы Вежливы»

Возраст: 5-6 лет (старшая группа).

Способ организации детей на занятии: с подгруппой детей.

Предварительная работа:

• Чтение стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо».

• Дидактическая игра «Домик настроений».

Материал:

• Куклы «Би-ба-бо» (мальчик, девочка, лисенок)

• «Шапочка» котенка

• Игрушка котенка

• Диск с записью стихотворения А. Барто «Медвежонок-невежа»

• Д/и «Хорошие и плохие поступки»

• «Волшебный мешочек с сердечками»

• Схемы (Приложение 1)

Задачи обучения:

Формировать у детей понятия о моральных представлениях.

Учить детей самостоятельно выражать свои мысли, чувства.

Учить детей активно участвовать в обсуждении.

Развивать осознание важности речи для общения с собеседниками.

Задачи развития:

Развивать внимание детей.

Развивать речевое общение.

Задачи воспитания:

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ребята отгадайте загадку: «Если б не было его, не сказал бы ничего» (как вы думаете, что это? Что помогает нам говорить). Правильно, язык.

Для чего нам нужен язык? (ответы детей). Правильно, чтобы разговаривать, петь, читать стихи. А ещё с помощью языка мы передаём друг- другу информацию, свои чувства и настроение. А чтобы с вами было приятно общаться, нужно уметь красиво и правильно говорить.

Ребята, посмотрите, кто это? (за ширмой надеваю на руки кукол «Би-ба-бо»: мальчика и девочку). Представьте, что это друзья Саша и Маша, они гуляли, гуляли и случайно встретились; постояли, помолчали, только глазками друг на друга посмотрели и пошли в разные стороны. А на следующий день, когда они снова встретились после прогулки, мальчик сказал: «А знаешь, в выходной я с мамой и папой ходил в цирк, там выступали такие красивые медведи, они катались на велосипеде, а коты – танцевали»; «А мне, - отвечает девочка, мама купила красивую, новую куклу и плюшевую собачку, я назвала её Тошка». После этого дети попрощались и весёлые побежали домой.

Ребята, скажите, какая встреча вам понравилась больше? Как интересней жить людям? (конечно, не просто молчать, а делиться друг с другом новостями).

У вас есть язычки, давайте посмотрим, как они умеют разговаривать. Вставайте в круг на игру «И я тоже». Я буду говорить, что я делаю, а вы если согласны отвечайте «и я тоже» и хлопайте в ладоши, а если нет – тогда молчите.

-Утром я встаю…

- чищу зубы…

-завтракаю…

-сам не одеваюсь, начинаю капризничать…

-выхожу на улицу…

-я гуляю…

- сажусь в грязную лужу…

- я люблю веселиться…

-люблю делать для мамы подарки…

-всех на улице обижаю…

-всегда говорю маме «спасибо»…

Ребята, вы молодцы, были внимательны; а почему вы не отвечали «и я тоже», когда я говорила про плохие поступки? (ответы детей).

А теперь проходите на ковёр, представьте, что мы на лесной полянке и послушайте сказку про медведя: «Бежал как-то раз заяц по лесу, землянику собирал. Идёт ему навстречу медведь – цветы топчет, рычит. Заяц вежливо ему говорит: «Здравствуй, Мишенька!» Медведь язык высунул, да как зарычит: «Р-р-р-р». Заяц заплакал и ушел.

Медведь дальше идёт. На встречу лисичка. Бежит, солнышку радуется, улыбается. Увидела медведя, обрадовалась, говорит ему: «Здравствуй, Мишенька!» А он в ответ: «Р-р-р-р» заплакала лисичка и ушла.

Идёт медведь дальше. Навстречу пчела летит, мед собирает. Увидела медведя, жужжит: «Здравствуй, Миша». А он ей: «Р-р-р-р», да язык показывает. Рассердилась пчела и укусила Мишку прямо в язык.

Заревел медведь! Как же быть Мише? Будут теперь играть звери? Как себя чувствовали зайка и лисичка, когда медведь им язык показывал? Как можно сказать про Мишу, какой он? (невоспитанный, злой).

Итак, первое правило правильного общения: «Нельзя показывать язык». Давайте это правило обозначим схемой. (1) (Приложение 1)

А сейчас ребята покажут нам историю про девочку Машу. (Инсценировка: Ведущий: Однажды Маша стала играть с котёнком Мурзиком. Как весело они играли! Котёнок гонялся за мячиком, потом за бантиком, потом бегал за своим хвостом. А Маша смеялась.

Вдруг Маша схватилась за руку и стала хныкать. В это время вошла мама, увидела Машу и стала ругать котёнка.

- Как тебе не стыдно, Мурзик, ты оцарапал Машу. Вот я тебе…

Котёнок прижал ушки и спрятался.

Мама подошла к Маше и говорит:

- Покажи руку, надо йодом помазать.

- Что ты, мамочка, это я пошутила. Я ведь играла).

Что вы думаете о поведении Маши? Поняла ли Маша, что поступила неправильно?

Вот мы с вами и определили второе правило правильного общения: «Нельзя обманывать». Давайте его тоже обозначим. (2)

У вас язычки послушные, хорошие давайте вместе поможем Маше извиниться перед котёнком, скажем ему самые ласковые и нежные слова (вынести игрушечного кота).

Садитесь на свои места. Ой ребята, а к нам ещё кто-то в гости стучится (за ширмой надеваю куклу «лисёнка»). «Здравствуй, лисёнок!» «Здрасьте, здрасьте – мордасти! – какие-то вы все маленькие, грустные не хочу с вами играть, девчонок за косы люблю таскать, ха-ха-ха! Вот я кого – нибудь схвачу, схвачу и поколочу.

Ребята, вам нравится такой гость? Приятно с ним общаться? (он только обзывался, кривлялся и дразнился). Давайте лисёнку подскажем наше третье правило: «Нельзя обзываться и дразниться», это правило обозначим схемой. (3)

Ребята, а что вы скажете про медвежонка, о котором написала А. Барто, хорошо ли он поступал? (включаю запись стихотворения на диске)

-Можно грубить маме?

- Можно не уступать дорогу старшим?

-Можно перебивать разговор взрослых?

Да ребята, вы правы, а стихотворение так и называется «Медвежонок-невежа». (Приложение 2)

Итак, правило четвёртое: «Нельзя грубить взрослым».(4)

(За ширмой надеваю куклу «лисёнка»). Лисёнок: «Ребята, я запомнил все ваши правила, я больше не буду обзываться и дразниться, я исправлюсь, поиграйте со мной пожалуйста в игру. (Д/и «Хорошие и плохие поступки»). А ещё, я хочу подарить вам этот волшебный мешочек».

Дети по очереди достают из мешочка бумажные «сердечки», на которых написаны слова: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, добрый день, до свидания, доброй ночи, благодарю, извините.

Это волшебные слова, с помощью которых разговаривает каждый вежливый человек, если они используются в речи и выполняются те правила, о которых мы с вами сегодня говорили, с таким человеком приятно разговаривать и дружить (это самое важное правило, которое мы должны запомнить).

Кто-то хочет быть похожим на медвежонка-невежу?

Я надеюсь, вы будете вежливыми детьми, а когда вырастите – воспитанными взрослыми; а «сердечки» можете подарить родственникам или друзьям.

Как называется человек, который умеет правильно и красиво общаться? ВЕЖЛИВЫЙ! Послушайте, как хорошо о вежливости написал С. Я. Маршак в стихотворении «Ежели вы вежливы». (Приложение 3)

(Отрывок из стихотворения читает ребёнок)

Литература:

Программа «Детство»

Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми»

Журнал «Дошкольное воспитание».

Приложение 1

Схемы

1.

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Ежели Вы Вежливы»

2.

3.

4.

Источник: интернет

Приложение 2

МЕДВЕЖОНОК – НЕВЕЖА (Агния Барто)

Был сынок у маменьки –

Медвежонок маленький.

В маму бил фигурою –

В медведицу бурую.

Уляжется медведица

Под деревом в тени,

Сын рядом присоседится,

И так лежат они.

Он упадёт. – Ах, бедненький! –

Его жалеет мать. –

Умнее в заповеднике

Ребёнка не сыскать!

Сыночек дисциплины

Совсем не признаёт!

Нашел он мёд пчелиный –

И грязной лапой в мёд!

Мать твердит:

- Имей в виду –

Так нельзя

Хватать еду!-

А он как начал чавкать,

Измазался в меду.

Мать за ним ухаживай,

Мучайся с сынком:

Мой его, приглаживай

Шёрстку языком.

Родители беседуют –

Мешает он беседе.

Перебивать не следует

Взрослого медведя!

Вот он примчался к дому

И первый влез в берлогу –

Медведю пожилому

Не уступил дорогу.

Вчера пропал куда-то,

Мамаша сбилась с ног!

Взъерошенный, лохматый

Пришёл домой сынок

И заявляет маме:

- А я валялся в яме!

Ужасно он воспитан,

Всю ночь ревёт, не спит он!

Он мать изводит просто.

Тут разве хватит сил?

Пошёл сыночек в гости –

Хозяйку укусил,

А медвежат соседки

Столкнул с высокой ветки.

Советоваться к мужу

Медведица пришла:

- Сынок-то наш всё хуже,

Не ладятся дела!

Не знает он приличий –

Он дом разрушил птичий,

Дерётся он в кустах,

В общественных местах.

Но вот дошло и до того,

Что на медведя самого,

Ра родного папу,

Мишка поднял лапу.

Отец,сердито воя,

Отшлёпал сорванца.

А медведица скулит,

Сына трогать не велит:

- Бить детей недопустимо!

У меня душа болит…

Нелады в семье

Медвежьей –

А сынок

Растёт невежей!

Я знаю понаслышке,

И люди говорят,

Что такие мишки

Есть среди ребят.

Приложение 3

ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ (Самуил Маршак)

Ежели вы

Вежливы

И к совести

Не глухи,

Вы место

Без протеста

Уступите

Старухе.

Ежели вы

Вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбусе

Вы поможете

Взобраться

Инвалиду.

И ежели вы

Вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будите

С товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы

Вежливы,

Поможете

Вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы-

То есть сами.

И ежели вы

Вежливы,

То в разговоре с тётей,

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы,

То вы в библиотеке

Некрасова и Гоголя

Возьмёте не навеки.

И ежели вы

Вежливы,

Вы книжечку вернёте

В опрятном, не измазанном

И целом переплёте.

Ежели вы

Вежливы,-

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Знал одного ребёнка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребёнку

Воспитание.

Был вежлив

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших

Мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо!» - говорил.

Нет, ежели вы

Вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика

У мальчика

Без просу

Не берите!

Публикации по теме:

Презентация к практико-ориентерованному проекту «А еже ли вы вежливы…» Уважаемые коллеги, сегодня просматривая свой материал проект "А ежели вы вежливы. " я увидела, что не выставила презентацию к проекту.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Этикет
  • Этикет
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи Тема: «Ежели Вы Вежливы»
Опубликовано: 11 февраля 2013 в 22:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Кукольный домик-коробка своими руками
Какая девочка в детстве не мечтает о маленьком домике для своих кукол? Был такой домик в детстве и у меня. Вернее даже не домик, а набор мебели от ПО...
Методическая разработка «Адыгейские национальные игры»
Цель: знакомство с национальными играми малой Родины. Задачи: воспитывать активное и сознательное поведение у детей в коллективе; -учить действовать...
Фотозарисовка Природа Псковского края. Озеро Велье
Жара. Лето разыгралось не на шутку. Уже конец августа, а купальный сезон в разгаре. Суббота выдалась на редкость свободной ( сено уже накошено) , дети еще...
Зайкина избушка, постановка сказки
На неделе доброты воспитателям было предложено сделать постановку сказки "Заинькина избушка". Цель этого мероприятия было показать на примере героев отличие...
Фотоотчет «День российского государственного флага в детском саду»
Российский флаг - Отечество и братство. Российский флаг - священной веры флаг. Российский флаг - наш символ и богатство. Российский флаг - к победам...