Конспект занятия по развитию речи по теме «Посуда» в средней группе

Галия Садыкова
Конспект занятия по развитию речи по теме «Посуда» в средней группе

Программное содержание:

Учить дифференцировать предметы внутри одного рода (посуда чайная, столовая, кухонная, при рассматривании предмета учить выделять части, как опознавательный признак.

Развивать скорость и полноту зрительного обследования.

Упражнять в сличении контурных изображений посуды и соотносить их с реальными предметами.

Расширять словарный запас названиями посуды (кувшин, сахарница).

Воспитывать желание помогать окружающим.

Материал к занятию:

Демонстрационный: предметные картинки “посуда”, зашумленное изображение на цветном фоне (контуры посуды).

Раздаточный: прозрачные карточки: одна с неполным силуэтным (контурным) изображением посуды, другая – с различными деталями, фишки, контурные изображения посуды, карточки – задания “Наводим порядок”, листы бумаги, фломастеры.

Ход занятия:

Организационный момент

Педагог: “Ребята, сегодня к нам в гости снова пришла сказка. В волшебной стране сказочные персонажи живут все вместе. Ходят в гости из одной сказки в другую, живут меж собой дружно. И вот в такой стране по – соседству жили и дружили Иванушка и Бабушка – Яга. Давайте вспомним эпизод из знакомой нам сказки:

“Как-то раз Бабушка попросила Ивана сходить на базар за молоком и сметаной. Иван собрался и пошел. Дойдя до рынка, он увидел торговку и купил у нее молоко. Только вылить его не во что. Не растерялся Иван, снял с себя шапку, и продавщица налила молоко прямо в шапку. Идет Иван, радуется своей сообразительности и видит – сметану продают, свежую, густую. Подошел, купил сметану, а положить ее некуда. Иван, не будь плох, взял шапку с молоком и вывернул ее наизнанку. Молоко вылилось на землю, зато Иван наполнил свою шапку сметаной. Дошел Иван до дома, а Бабушка его спрашивает:

– Ну что, купил молока и сметаны?

– Купил.

– Где же они?

Иван показал шапку со сметаной.

– Хорошо, а молоко?

– Молоко я купил прежде, вот оно – с другой стороны шапки!

И Иван вывернул шапку на другую сторону. Густая сметана вся вылилась на пол. Так и Иван, и Бабушка остались без молока и сметаны”. Поможем героям?

Предложить детям разделиться на две подгруппы.

1 подгруппа

1. “Ребята, кто скажет, что забыл Иванушка, отправляясь на рынок? (Посуду.) Конечно, посуду! Если бы он захватил с собой кувшин для молока и горшок для сметаны, то, возможно, все продукты он благополучно донес бы до дома”.

– Найдите на своих карточках контурные изображения посуды, которые Иван должен был взять с собой на рынок для молока и сметаны, и отметьте их фишками”.

– Конечно, мы можем посмеяться над Иваном из сказки. Но понятно одно – без посуды пришлось бы сложно всем.

– Если б не было посуды,

Нам пришлось бы очень худо.

Мы бы тут же из людей

Превратились в дикарей

2. – А какую посуду вы еще знаете? Какая посуда нужна для приготовления пищи, для еды и питья? Педагог на доске выставляет предметные картинки “посуда”. Дети называют предметы посуды.

Показать детям картинку с изображением плиты, на которой стоит кухонная посуда — кастрюли и сковорода.

Готовую пищу кладут или наливают в тарелки и ставят на стол, поэтому такая посуда называется столовой. Это разные тарелки—мелкие и глубокие, а также салатница. Показать детям картинку с изображением обеденного стола, на котором стоят тарелки с первым и вторым, хлебница, салатница, лежат ложки и вилки.

Показать (рисунок) еще один вид посуды — чайную. Такая посуда нужна, чтобы пить чай (чашки, блюдца, сахарница, заварной чайник, конфетница).

«Всю посуду мы назвали, но про что-то забыли». Попросить детей внимательно посмотреть на картинки и назвать то, без чего никогда не садятся за стол (без ложки). Сказать: «Ложки, вилки и ножи за столом всегда нужны. Их называют, столовыми приборами». Предложить детям показать на картинке все столовые приборы.

Произносить слова и одновременно показывать движения.

Ложки, (ладони полусогнуты)

Вилки (ладони растопырены)

И ножи (ладони соединены)

За столом всегда нужны.

3. Д/упражнение “Поможем навести порядок”

“Поможем в доме навести порядок, расставим посуду. На своих карточках при помощи стрелок расставьте чайную посуду на стол, столовую – в шкаф, кухонную – на плиту”

4. Мы на стол поставим.

Показать детям картинку с чайной посудой и спросить: «Что еще, кроме чашек и чайника, надо поставить на стол для чаепития?»

На чем стоят чашки? (На блюдцах.)

Во что кладут сахар? (В сахарницу.)

Во что кладут конфеты? (В конфетницу.)

А теперь отгадайте, что лежит в хлебнице? (Хлеб.)

Что налито в молочник? (Молоко.)

5. Соотнесение частей предметов посуды (совмещение контуров)

“ Продолжаем наводить порядок. Чего не хватает у кастрюли, чашки, чайника и другой посуды? Подберите недостающую часть: соедините прозрачные карточки так, чтобы получился целый предмет”

2 подгруппа

Д/упражнение “Назови, что изображено на запутанном рисунке”

Педагог: “Давайте заглянем в избу, по-моему хозяйки нет дома. Какой беспорядок! (на доске выставлена демонстрационная картинка с запутанными контурными изображениями посуды). Какие предметы посуды вы видите? (дети перечисляют)

“ Собираем чайник» (разрезные картинки) Работа в парах.

Воспитатель: «Дело сделали. Теперь можно и отдохнуть — чаю попить, Ой-ой-ой! Разбился чайник». Предложить детям собрать чайник из частей. Рассмотреть из каких частей состоит посуда (дно, стенки, крышка, ручка, носик).

Когда чайник будет собран, сказать, что теперь все в порядке, можно чай пить, но чаепитие у нас будет не обыкновенное, а веселое.

«Украсим чашку узором». Для этого раздать детям вырезанные из цветной бумаги силуэты чашек и попросите наклеить цветочки.

Когда работа будет закончена, предложите малышам «попить» горячий чай из их новых красивых чашек.

Дети “отправляются” в гости к сказочным персонажам. Вдалеке видят дом на курьих ножках. Вглядываются: дома ли хозяйка?

Итог занятия, оценка работы детей. (В кругу)

В какой стране мы сегодня побывали? Как вы считаете, помогли мы сегодня Ивану? Как? Теперь вы знаете названия разной посуды.

Будет сказочным героям, чем за молоком ходить.

Публикации по теме:

Конспект занятия в средней группе. «Федорино горе» Цель: учить детей группировать предметы по назначению. Содержание: 1. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения – посудой.

План кружковой работы. «Этикет для малышей», средняя группа Актуальность: Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
  • Народные промыслы
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи по теме «Посуда» в средней группе
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 18:13
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...