МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы»

Евгения
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы»

Тема: «Перелётные птицы»

Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, навыки словообразования.

Задачи:

Образовательные:

• Расширить активный словарь детей по теме «Перелётные птицы»;

• Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

• Учить употреблять предлоги в самостоятельной речи детей.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему „Перелетные птицы“» размещена в разделах

• Упражнять детей в словообразовании.

Развивающие:

• Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику;

• Развивать диалогическую речь детей, слуховое внимание.

Воспитательные:

• Воспитывать бережное отношение к природе,

• Формировать навыки сотрудничества, развивать самостоятельность

Форма проведения: комплексное групповое занятие.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов и рассказов, отгадывание загадок о птицах.

Методы и приемы:

- наглядные методы (показ иллюстраций, демонстрация способа действий);

- словесные (объяснение, вопросы, дидактические словесные игры);

- практические (планирование выполнения задания, постановка задания, контроль и регулирование выполнения заданий, анализ результатов).

Технологии:

- здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, динамические паузы)

- технологии проектирования (работа в группах, беседа)

- технология исследовательской леятельности (погружение в звуки природы, постановка и решение вопросов проблемного характера, дидактические игры)

- личностно-ориентированные технологии (игры, этюды).

Культурные практики:

- коммуникативные (беседа, вопросы)

- игровые (дидактические, подвижные игры)

Демонстрационный и раздаточный материал:

Модель «солнце», модель перья грача, иллюстрации с изображением перелетных птиц, конверты с буквами.

Мотивация: письмо от перелетных птиц с просьбой о помощи

Индивидуализация: во время задания «заколдованные птицы» - игра выпусти птицу из клетки»

Деятельностный подход: во время занятия осуществляется смена видов детской деятельности (игровые упражнения, дидактические игры, динамические паузы, индивидуальная работа, работа в группах).

Ход занятия:

Звучит музыка Весна.

Дети встают полукругом.

Воспитатель: ребята, сегодня утром к нам в окно постучалась птица и передала конверт. Что это за птица вы узнаете, отгадав загадку

Эти птицы знак весны,

Чуть проталины видны,

Безошибочно по звездам

Путь находят к старым гнездам.

В их колониях галдеж,

Ничего не разберешь.

Зерна ест, клопов, жуков.

Мышевидных грызунов.

От вредителей как врач

Сад спасает черный. (Грач).

Ну, конечно, это грач.

Посмотрим, что в конверте.

А в конверте письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята. В этом году весна пасмурная, на небе много туч, часто идут дожди. Мы, грачи, уже прилетели. А вот другие птицы не хотят прилетать, потому что нет тепла. Мы вас очень просим разбудить солнышко, чтобы стало теплее, и чтобы все птицы смогли вернуться в свои гнезда»

Воспитатель: обращает внимание на спящее солнце на мольберте. Ребята, а ведь и правда, солнышко у нас еще спит. Давайте его разбудим и поможем птицам вернуться?

- Ребята, птицы с юга возвращаются не одновременно.

Игровое упражнение «Кто за кем прилетает» (употребление предлогов в речи)

Сначала прилетают грачи, за грачами скворцы, за скворцами ласточки, за ласточками журавли.

- Кто прилетает первым? Кто прилетает за грачами? Кто прилетает перед журавлями? Кто прилетает после ласточек?

- А в конверте есть еще кое-что.

- Скажите, что есть у всех птиц? (ответы детей)

- А чем покрыто тело птиц? (ответы детей)

- Правильно, перьями.

- Ребята, а вы знаете, что у птиц есть два вида перьев, одни маховые, другие – покровные?

- Как вы думаете, почему маховые крылья так называются? (ответы детей)

- А почему покровные крылья получили такое название? (ответы детей)

- Молодцы, вы правильно говорите.

- И вот здесь в конверте грач передал нам покровные перья.

- Ребята, а вы хотите сегодня поиграть?

Тогда повторяйте за мной.

Ра-ра-ра - начинается игра

Ро-ро-ро – покровное перо

Ре-ре-ре – реши заданье на пере

Ро-ро-ро – переверни перо

Что нам нужно сделать? (перевернуть перо)

Начнем игру?

1 перо. Переворачиваю первое перо, на котором написано «Исправь ошибки».

Дидактическая игра «Исправь ошибки».

Воспитатель читает текст:

Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки — начался листопад (капель). День становится всё короче (длиннее, а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелётные) птицы. Люди уже позаботились о них и построили скворечники для грачей (скворцов). Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки, пчёлы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы — колокольчики (подснежники).

Молодцы, вы очень внимательные и исправили все ошибки.

Немножко отдохнем.

Динамическая пауза

Снова нет ручьям покоя — (водят хоровод, идут по кругу).

День и ночь журчат в кустах (останавливаются, изображают волны руками).

Ходит солнце золотое (поднимают руки вверх, делают руками полукруг).

В чистых- чистых небесах. (Дети приседают — встают).

Льёт лучи на лес и луг (делают взмахи руками).

И на все цветы вокруг. (Показывают цветок над головой).

2 перо. «Отгадай».

Ребята, наш гость грач приготовил для вас загадки. Попробуйте их отгадать.

На шесте дворец,

во дворце — певец.

А зовут его. (скворец)

Кто без ног и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? … (Соловей)

Не ворона, не синица -

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу "ку-ку". (кукушка)

Прилетает к нам с теплом,

путь проделав длинный,

лепит домик под окном

из травы и глины.

(ласточка)

Бродит по болотам грязным,

ловит в них лягушек,

бестолковых попрыгушек.

(цапля)

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей.

(грач)

- Про кого эти загадки? (про птиц)

- А как всех этих птиц можно назвать одним словом? (перелетные)

- Почему их называют перелетными? (Перелетные – это те птицы, которые боятся холода, и улетают осенью на юг, в теплые края). Почему птицы улетают в теплые края? (становится холодно и голодно)

Как птицы улетают? (собираются в стаю)

Подвижная игра «Стайка».

Музыка

-Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.

Вылетайте, птички, на лужок,

Быстро делайте кружок.

Мы играем в стайку.

Стайка, полетай-ка!

Полетели птички, (Бежать на носочках по кругу друг за другом.)

Птички – невелички. (Размахивать руками, как крыльями.)

Птички летают,

Устали не знают.

Стоп!

Сели птички на дорожку, (Присесть, развернувшись лицом в круг.)

Поклевали птички крошки: (Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.)

3 перо. «Сложные слова»

Сейчас я буду называть вам два слова, а вам нужно составить одно слово и них.

Дидактическая игра «Сложные слова».

Белая грудь — белогрудая;

длинные крылья — длиннокрылая;

короткий хвост — короткохвостая;

чёрные глаза — чёрноглазая;

серые глаза — сероглазая;

громкий голос — громкоголосая;

пестрые крылья — пёстрокрылая.

Черное крыло – чернокрылая

Длинный хвост - длиннохвостая

желтый клюв – желтоклювая

Длинные ноги - длинноногая

Молодцы, и с этим заданием справились успешно!

Перевернем 4 перо. «Заколдованные птицы» (У каждого ребенка конверт с буквами, из которых нужно составить название перелетной птицы).

Посмотрите, что в конверте? (буквы)

Как вы думаете, что нам нужно сделать? (нужно составить слова)

Для того, чтобы наши пальчики быстрее составили слова, нужно их немножечко размять.

Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы»

Тили-тели, тили-тели – (Скрещивают большие пальцы, машут ладошками)

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка – (Поочерёдно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки) Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели, (Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками)

Песни звонкие запели! (Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»)

Для тех, кто справился быстрее (индивидуализация):

Игра «выпусти из клетки птицу»

Накрыть ладошкой название птицы, поднимая каждый палец проговаривать «Я хочу выпустить из клетки… (составленное слово)»

Молодцы, всех птиц выпустили на волю!

У нас еще остались перья, посмотрим, какие задания спрятались под ними.

Перевернем 5 перо. Этюд «Превращение»

- Вокруг себя повернись и в ласточку превратись.

(цапля, лебедь, пингвин, медведь, заяц)

- Вокруг себя повернись и в детей превратись!

- Кто запомнил, каких птиц вы изображали?

- А какие из этих птиц перелетные?

Молодцы!

6 перо. Птичья семья.

Превращаться вы умеете, сейчас я предлагаю вам превратиться в 5 птичьих семей (мама, папа, птенец)

Игра «Птичья семья» (упражнение в словообразовании):

Ребята, теперь предлагаю разбиться на группы по 3 человека.

Теперь вы не ребята. Вы семьи пернатых. У каждой семьи свое название. (на карточках)

Придумайте:

- Чья вы семья? Как в каждой семье называются папа, мама и птенцы?

грач– грачиха – грачонок.

Аист-аистиха-аистенок,

Скворец –скворчиха-скорченок,

Утка-селезень - утенок,

Лебедь-лебедушка-лебеденок,

Молодцы!

7 перо. Разбуди солнце.

«Встаньте рядышком друг с другом»

Встаньте рядышком друг с другом,

Словно месяц, - полукругом.

Солнце ясное, покажись, (Руки вытянуты вперед.)

Солнце красное, нарядись.

Платье алое надень, (Девочки берутся за юбку,

мальчики – руки на пояс.)

Подари нам красный день. (Хлопают в ладоши.)

(Переворачиваем солнышко).

Подведение итогов

Ребята, вы сегодня молодцы! Солнце разбудили, теперь с каждым днем у нас будет теплее и все птицы в скором времени вернутся к нам из теплых стран.

задаю вопрос каждому ребенку.

О чем мы сегодня говорили? (ответы детей)

Что тебе понравилось?

Что нового ты узнал?

За что ты можешь себя похвалить?

Было что-то, что вызвало трудности, что не очень получилось?

Какое у тебя настроение?

Мне сегодня тоже очень понравилось играть с вами, я увидела, что вы много знаете и умеете и от этого у меня очень хорошее настроение.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной группы с ФФН «Перелетные птицы. Звук [Ч], буква Ч» Перелетные птицы, звук и буква Ч Цели:1 Развитие артикуляционной и общей моторики 2. Развитие фонематического слуха 3. Знакомство с особенностями.

Конспект непрерывной непосредственной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Перелетные птицы» Тема: «Перелётные птицы» Задачи приоритетной образовательной области: речевое развитие. Задачи ОО в интеграции: познавательная, художественно.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной коррекционной группе «Перелетные птицы» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной коррекционной группе Тема: «Перелетные птицы» Цель: Сформировать умение детей составлению.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы» Конспект по развитию речи в подготовительной группе Тема: Беседа о временах года. Весна. Перелетные птицы. Цель: Расширять словарный.

Конспект занятия-беседы по развитию речи в подготовительной группе на тему «Моя любимая игрушка»Конспект занятия-беседы по развитию речи в подготовительной группе на тему «Моя любимая игрушка» [b]Форма организации:[/b] Групповая. Вид занятия: Коммуникативное. Цель: Учить детей составлять рассказы на тему из личного опыта. упражнять.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Деревья» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема :«Деревья» Подготовила Щукина В. С. ЦЕЛИ: познавательные: - закрепить.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной логопедической группе на тему «Дом» Программное содержание: 1. Расширить и обобщить знание детей о домах. 2. Закрепить навыки словообразования и словоизменения, формировать.

«Перелетные птицы». Конспект НОД по развитию речи Конспект по развитию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы» Задачи: - активизировать.

Игры по развитию речи «Перелетные птицы» Презентация по лексической теме «Перелетные птицы» в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ Цель:Пополнение и обогащение словаря.

Конспект занятия на тему «Перелетные птицы» Тема: Птицы. Оборудование: Пазлы птиц, раздаточный материал (картинки с животными, карточки с изображением еды для птиц, сорока, письмо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы»
Опубликовано: 14 февраля 2016 в 16:39
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД