МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с новым видом сказок. Бытовая сказка «Каша из топора»

Юлия Валдовна Ермолаева
Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с новым видом сказок. Бытовая сказка «Каша из топора»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: «Ознакомление с новым видом сказок – бытовой сказкой «Каша из топора»».

Цель: создание благоприятных условий для развития связной речи.

Возраст: подготовительная группа.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи, Ознакомление с новым видом сказок, Бытовая сказка „Каша из топора“» размещена в разделах

Программные задачи:

Образовательные: Познакомить детей с бытовой сказкой, с её особенностями. Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, учить отвечать на поставленные вопросы. Закрепить знания детей о видах сказок, о былинах, о русских богатырях. Расширить словарный запас детей.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам; положительные качества личности: доброту, смекалку, честность. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивая взрослого, отвечать на вопросы.

Развивающие : Развивать внимание, мышление, память, устную речь детей.

Здоровьесберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных упражнений.

Словарная работа: Побывка, служивый, сдобрить, притомился, котёл.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки на тему, значок с изображением топора, письмо от Кузи.

Предварительная работа: беседа о различных видах сказок, былин, преданий; чтение былин «Алёша попович», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

Методические приё мы: рассматривание иллюстраций, чтение сказки, обсуждение.

Содержание организованной деятельности детей:

I. Организационный этап:

Игра «Здравствуйте».

Воспитатель: Здравствуйте ножки!

Дети: Здрав-ствуй -те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая носок на каждый слог)

В. : Здравствуйте ладошки!

Д. : Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).

В. : Здравствуйте щёчки!

Д. : Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)

В. : Здрав-ствуй-те губки!

Д. : Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)

В. : Мы с вами поздоровались и теперь можем присесть.

II. Основная часть:

1. Беседа о сказках.

В. : Ребята, мы с вами уже познакомились с былинами про русских богатырей. А что же такое былины?

Д. : Былины – сказания о подвигах богатырей Древней Руси.

В. : А скажите, кто придумывал эти сказания?

Д. : Их придумывал сам народ.

В. : А кто назовёт названия этих былин про русских богатырей?

Д. : Алёша Попович, Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча.

В. : А какими были русские богатыри?

Д. : Алёша Попович, и Добрыня Никитич были смелыми, сильными, справедливыми, честными.

В. : Правильно. Но события, связанные с богатырями происходили очень много лет назад. А люди сначала сочиняли былины, предания, затем небылицы и сказки.

В. : Ребята, а вы любите сказки?

Д. : Да.

В. : А почему вы любите сказки?

Д. : Потому, что в них происходят чудеса, добро побеждает зло.

В. : А какие бывают сказки?

Д. : Сказки бывают волшебные, про животных.

В. : Да, но не только русские богатыри были такими отважными и сильными, но и русские солдаты. И вот сегодня я познакомлю вас с ещё одним видом сказок – бытовой. Быт – это повседневная жизнь людей. В бытовых сказках тоже происходят чудеса, но чудеса земные, которые происходят с нами, в нашей жизни. Они вызывают смех и грусть одновременно. Высмеиваются плохие черты характера, такие как трусость, жадность, глупость. А такие черты характера как находчивость, смекалка, ум - вызывают восхищение и удивление. В этих сказках описываются отношения людей.

И сегодня мы познакомимся с такой сказкой, только с какой - я забыла, но помню, что на значке у одного из наших гостей, нарисован предмет, о чём сказка, и его надо угадать по описанию. Поможете мне найти этого человека?

Д. : Да!

(Воспитатель описывает гостя, которому вручил значок до начала занятия.

Дети находят гостя по описанию).

В. : А теперь необходимо очень вежливо попросить нашего гостя, чтобы он отдал нам наш значок.

(Дети просят).

Гость отдает значок, на котором изображён предмет – название сказки.

В. : Что здесь нарисовано?

Д. : Топор!

В. : Правильно. А может кто – то из вас и название сказки назовёт?

Д. : Каша из топора.

В. : Угадали, молодцы! Кстати, а почему сказки называются русскими народными?

Д. : Потому, что их сочинил народ.

В. : Молодцы. Но прежде, чем я прочту вам эту сказку, мне бы хотелось обратить ваше внимание на то, что сказки были придуманы очень давно. Речь в те времена была другая. Для вас она необычна, давайте я объясню значение некоторых слов.

Побывка – когда военный человек приезжает к кому – то в гости.

Служивый-солдат, военный.

Сдобрить – добавить к еде что-то для вкуса.

Котёл – большая чугунная кастрюля без крышки.

Вот сегодня, ребята, я прочту вам эту сказку, а вы внимательно слушайте.

2. Чтение русской народной сказки «Каша из топора».

Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:

- Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь отворила старуха.

- Заходи, служивый.

- А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

- Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.

- Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.

Хозяйка руками всплеснула:

- Как так из топора кашу сварить?

- А вот как, дай-ка котёл.

Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.

Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

- Ну, как? - спрашивает старуха.

- Скоро будет готова,- солдат отвечает,- жаль вот только, что посолить нечем.

- Соль-то у меня есть, посоли.

Солдат посолил, снова попробовал.

- Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!

Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.

- Бери, заправь как надобно. Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.

- Ох, и каша хороша! - облизнулся солдат. - Как бы сюда да чуток масла - было б и вовсе объеденье.

Нашлось у старухи и масло.

Сдобрили кашу.

- Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!

- Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, - дивится старуха.

Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:

- Служивый! Когда ж топор будем есть?

- Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!

Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.

Вот так-то солдат и каши поел, и топор унёс!

В. : Ребята, можно назвать эту сказку волшебной?

Д. : Нет. Да.

В. : Почему?

(Воспитатель выслушивает ответы детей)

В. : Волшебства в этой сказке, конечно, нет, топор то не сварился. А назовите главных героев?

Д. : Старуха и солдат.

В. : Опишите, какая старуха?

Д. : Старуха жадная, ленивая, глупая.

В. : А солдат?

Д. : Солдат умный, находчивый, смекалистый.

В. : Кто из героев вам понравился? Почему?

(Воспитатель выслушивает ответы детей)

В. : Теперь давайте немного отдохнём.

3. Физкультминутка.

В. : Вставайте. Вместе с солдатом пойдём в поход.

(Дети маршируют, в ритме стихотворения).

Знают все ребята:

Сильного солдата, (руки согнуть в локтях, показывая силача)

Смелого солдата, не сломить (руки на поясе, а затем указательным пальцем правой руки покачать влево-вправо)

Знают все ребята:

Умного солдата (руки на поясе)

Никогда не смогут, победить (указательным пальцем левой руки покачать влево-вправо).

В. : Сейчас я ещё раз прочту сказку «Каша из топора», а вы внимательно слушайте и запоминайте.

Повторное чтение сказки.

В. : Ребята, расскажите, как солдат обращался к старухе?

Д. : Солдат ничего не просил у старушки, а просто с огорчением говорил, чего не хватает в каше. Например, когда старуха спросила: готова ли каша, солдат ответил, что скоро, только вот бы соли сюда. И старуха сразу принесла соль.

В. : Правильно. А затем?

Д. : Затем солдат сказал, что ежели бы сюда горсточку крупы.

В. : Да, и что старуха сделала?

Д. : Старуха принесла мешочек крупы и сказала заправить, как надобно.

В. : И уже когда каша была почти готова, что солдат сказал?

Д. : Солдат сказал : Ох и каша хороша, сюда бы кусочек масла.

В. : Правильно и нашлось у старухи и масло.

В. : Правильно. А что старуха спросила у солдата, когда они поели кашу?

Д. : Когда топор есть будем?

В. : Молодцы, а солдат ответил, что он не уварился, то есть не сварился.

III. Заключительный этап. Рефлексия.

В. : С какой сказкой мы сегодня познакомились?

Д. : Каша из топора.

В. : Какая это сказка?

Д. : Эта сказка бытовая.

В. : Почему вы так считаете?

Д. : Потому, что в ней главные герои – люди, и всё происходило на самом деле.

В. : Правильно, а как вы думаете, эта сказка чему то учит?

Д. : Да, учит быть не жадными, добрыми, честными.

В. : Конечно, такие сказки учат нас всегда находить выход из любой ситуации, быть находчивыми и относиться к временным невзгодам с юмором. Солдат остановился у жадной старушки, которая не хотела его кормить. Он это понял и, используя свою смекалку, выкрутился из сложной ситуации с честью и с прибылью - мало того, что поел, так и еще и топор унес.

Сюрпризный момент.

(Помощник воспитателя приносит письмо с печатью «Срочно»)

В. : Ребята, нам письмо, прочитаем?

Д. : Да.

В. : «Здравствуйте, дорогие ребята, группы «Радуга». Пишет вам Кузька Домовёнок. Вы наверно знаете, что наступила Масленица, и вот мы с моей Кузьминишной решили пригласить вас на чай с блинами и баранками, мы научим вас пить чай, как пили чай в старину. Приезжайте скорее.

Кузя и Кузьминишна».

В. : Ребята, примем приглашение Кузи и Кузьминишны?

Д. : Да!

В. : Тогда, сейчас отдохнём и отправимся в гости.

«Здравствуйте, дорогие ребята, группы «Радуга». Пишет вам Кузька Домовёнок. Вы наверно знаете, что наступила Масленица, и вот мы с моей Кузьминишной решили пригласить вас на чай с блинами и баранками, мы научим вас пить чай, как пили чай в старину. Приезжайте скорее.

Кузя и Кузьминишна».

Публикации по теме:

Сказка «Каша из топора» Если ваши малыши не хотят есть кашу, разыграйте с ними эту сказку, и тогда каша станет самой любимой едой! Действующие лица: 1 Потешник.

Конспект НОД (ФЭМП) в средней группе по русской народной сказке «Каша из топора» Задачи: закреплять счёт в пределах 5, порядковый счёт в пределах 5, знание времён года, геометрических фигур, умение сравнивать предметы.

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи «Каша — здоровье наше» Реализуемая область: «Речевое развитие» Интеграция: образовательные области «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»,.

Конспект занятия по развитию речи «Поляна сказок» Цели и задачи: Образовательные: Обобщить знания детей о русский народных сказках. Учить с помощью картинок - символов обозначать каждый.

Конспект занятия с использованием театрализованной деятельности «Каша из топора» Конспект занятия в подготовительной группу «Театрализованная деятельность» «Каша из топора» Цель: приобщать познавательный интерес через.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну сказок» МБОУ «Гимназия № 2» Конспект занятия по развитию речи на тему: «Путешествие в страну сказок» Выполнила воспитатель ДО №16 2 младшей.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в королевство сказок» (средняя группа) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Ромашка» Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в королевство.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «В гости на поляну сказок» Цели: 1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д. 2. Развивать мышление, память,.

Конспект занятия в выпускной группе по развитию речи «В мире сказок» Цель: закрепить знания детей о сказках и на материале сказок вызвать у детей желание принимать участие в разговоре на «сказочную» тему.

Занятие «Аукцион игрушек». Знакомство детей с новым видом распродажи товаров «Аукцион» Занятие «Аукцион игрушек». (подготовительная группа) Цель: Знакомство детей с новым видом распродажи товаров «Аукцион» Задачи: 1. Формировать.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с новым видом сказок. Бытовая сказка «Каша из топора»
Опубликовано: 22 февраля 2017 в 01:44
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД