Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Родственные слова»

Ирина Николаевна Пересыпкина
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Родственные слова»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

Тема: «Родственные слова».

Программное содержание:

Познакомить детей с образованием родственных слов.

Упражнять в умении писать слова печатными буквами.

Продолжать учить производить фонетический разбор, заданного слова, делить слова на слоги. Продолжать учить определять порядок слов в предложении, уметь показывать первое, второе, третье слово. Развивать внимание и логическое мышление.

Материал:

Тетради в линейку; простые карандаши на каждого ребенка; карточки с предметными картинками (родственные слова к слову: снег, зима); шапочка: снегирь, снеговик, снегурочка; костюм “Зимы”; мягкие модули.

Ход занятия

Дети входят в группу под тихую музыку и встают в круг.

Воспитатель: Я загадаю Вам загадку и вы узнаете о чем мы будем сегодня говорить.

Загадка:

Сверкает морозный узор на окошках,

и падает снег на деревья, дома,

Пурга замела все тропинки, дорожки,

На улице холодно - это… (зима)

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно, речь пойдет о зиме. Давайте с вами поиграем. Я буду задавать вопросы, а тот кому брошу снежок будет отвечать.

Вопросы:

• Как называется одежда которую мы носим зимой? (Зимняя)

• Какие птицы остаются зимовать? Одним словом. (Зимующие)

• Как можно сказать ласково о зиме? (Зимушка)

• Зверь в лесу пережил зиму. Значит, что он сделал? (Перезимовал)

Воспитатель: Правильно. Все эти слова: зимняя, зимующие, зимушка, перезимовал - похожи по звучанию и значению. Они родились от одного главного слова “Зима”. И называются – родственные слова.

Дети садятся за столы.

Задание: написать слово “зима” и сделать звуковой анализ слова.

Игра “Живые слова”

Дети составляют предложения со словами “зима” например: Наступила холодная зима. Каждому ребенку дается слово из предложения и они выстраивают слова друг за другом так, как стоят слова в предложении.

Физ. Минутка

Игра “Снежки”

Один, два, три, четыре, мы с тобой снежки слепили (меняют положение ладоней, лепят) круглый, крепкий (соединяют кончики согнутых пальцев обеих рук) очень гладкий (гладят ладонью одной руки кисть другой руки) и совсем, совсем не сладкий (грозят пальцем) раз подбросили (подбрасывают воображаемый снежок) два поймаем (приседают, ловят снежок) три уроним (приседают, роняют снежок) и …сломаем (топают).

Дети входят на ковер, садятся на мягкие модули. Воспитатель переодевается в костюм “Зимы” и рассказывает сказку.

Сказка

Однажды Зимушка-Зима пригласила в гости своих друзей: снегиря, снеговика, снегурочку. Но предупредила их, что войти в ее владения они смогут лишь тогда, когда каждый из друзей сделает столько шагов, сколько слогов слышится в его слове.

Первым полетел снегирь, он успел взмахнуть крыльями только два раза. Почему? (воспитатель одевает шапочку снегиря ребенку и предлагает прошагать слово сне-гирь). Затем пошел снеговик. Сколько шагов он сделал? Почему? (ребенок в шапочке снеговика, шагами делит слово на шаги сне-го-вик).

Последней пошла снегурочка и оказалась дальше всех. Почему? (ребенок в шапочке снегурочки делит слово шагами: сне-гу-роч-ка). Но вдруг расстроился снеговик. Ему стало очень обидно.

Снеговик: Я тоже хочу стоять рядом со снегурочкой.

Воспитатель: Ребята, как можно изменить слово “снеговик”, чтобы получилось четыре слога?

Дети: сне-го-ви-чок.

Выполнив все задания Зимушки-Зимы, друзья оказались в ее владениях. К ним на встречу вышла Зимушка-Зима и пригласила их в хоровод. Дети я тоже Вас приглашаю в хоровод, мы знаем эту песенку. (дети водят хоровод). Садятся за столы.

Воспитатель: А как вы думаете от какого главного слова они родились?

Дети: От слова “снег”.

Игра: “Расселим родственные слова по домам”

(Дети раскладывают предметные картинки в домики со словами “снег”, “зима”)

Итог занятия: С какими словами мы сегодня познакомились (с родственными).

Что такое родственные слова? (похожие по звучанию и значению).

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Семейка слов» Практика показывает, что дети старшего дошкольного возраста достаточно тяжело обучаются подбору однокоренных слов. Происходит это от того,.

Учимся читать. Игровые упражнения по чтению. Предлагаю вашему вниманию ряд упражнений, которые помогут детям освоить слитное чтение слов. После того, как ребёнок освоил буквы,научился.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Родственные слова»
Опубликовано: 20 февраля 2014 в 19:56
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
План работы направления «Разноцветный мир» по проекту «Шустрик»
Цель: Создание условий для оптимизации психического развития гиперактивных детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых форм....
«Кожлянская игрушка-свистулька»
Многие сегодня пытаются постичь истоки своей культуры, сохранить народные традиции для будущих поколений. В нашей Курской области все больше внимания...
Мастер-класс «Аквариум — имитация подводного мира»
Цель: Изготовление пособия для группы своими руками. Задачи: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, к природным явлениям....
Самообслуживание как важная форма развития трудовых навыков дошкольников
Самообслуживание является одним из видов труда дошкольников. Что же такое самообслуживание? Это труд ребёнка, направленный на обслуживание самого себя (...
Мастер-класс: «Причёски для девочек» подготовительная группа.
Создать красивую стильную причёску своими руками вполне реально, наш мастер - класс поможет вам в этом. Современные маленькие модницы часто хотят сами...