Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [з]-[ж]»

Наталья Карманович
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [з]-[ж]»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [ З ]-[ Ж ]»

Программное содержание

1. Совершенствовать слуховое восприятие детей посредством уп-

ражнений на различение звуков [з] и [ж], изолированно и в словах.

Упражняться в придумывании слов с заданным звуком, определении

позиции звука в слове.

2. Отрабатывать интонационную выразительность, учить изменять темп

речи.

Помочь запомнить новую скороговорку.

Материал

1. Картина «Муха-цокотуха».

2. Набор картинок с изображениями животных (в названиях которых

есть звуки [з] ([з'], [ж], зонтики — зеленый и желтый; домик;

Петрушка.

Ход занятия

— Я буду произносить звуки [з], [ж], а вы выполняйте соответствующие

движения: [ж] — двигайте кистями рук вверх-вниз (летит комар); [з]

— слегка хлопните в ладоши (поймали комара).

— Я буду называть слова. Если услышите в слове звуки [з], [з'] —

произнесите его хором; если услышите звук [ж] — тоже хором; если

звуков [ж], [з], [з'] нет — молчите. (Слова: «зонт», «кислый»,

«желтый», «зеленый», «лягушка», «заливает», «дождь»; «фишка»,

«Зина», «молоток» и т. д.)

— Сегодня у Мухи-цокотухи день рождения. Она именинница. (Вос-

питатель показывает картину.) Сначала к ней в гости пришли насеко-

мые, в названиях которых есть звуки [з], [з'], а потом пришли насе-

комые со звуком [ж]. Молодцы, многих гостей сумели назвать!

— Посмотрите на этих животных. Назовите их. Звуки [ж], [з], [з']

выделяйте голосом. Животных, в названиях которых есть звуки [з],

[з'], спрячьте под белый зонтик; животных, в названиях которых есть

звук [ж], — под желтый зонтик; а животных, в названиях которых нет

этих звуков, — в домик.

— Послушайте загадки и определите, какой звук — [з] или [ж] — есть в

слове-отгадке.

Маленькая собачка свернулась, лежит,

Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят. (Глаза.)

Ползун ползет, иглы везет. (Ежик.)

Два конца, два кольца, а посредине гвоздик. (Ножницы.)

— Посмотрите на мой домик: в первом подъезде живут слова, в которых

есть звук [ж] в начале, во втором — слова, в которых этот звук в

середине, в третьем — слова со звуком в конце. В каком подъезде

живет слово «жук»? Почему? Иди, Максим, поставь картинку. Слово

«ежик»? Как изменить слово, чтобы звук [ж] оказался в конце? А вот

еще картинки (зонт, роза, глаз). Идите к домику, Оля, Миша и Антон,

и разложите картинки. Верно ли выполнили задание? Что сделала

Оля, почему?

Физкультминутка.

Дети проговаривают текст и выполняют соответствующие движения.

Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой:

За мамой-слонихой топал слоненок, За мамой-лисицей крался лисенок, За

мамой-ежихой катился ежонок, За мамой-медведицей шел

медвежонок.

— Ребята, к нам пришел Петрушка и хочет рассказать вам смешные

стихи. Слушайте! «Ой, — кричат вокруг хозяйки, — в огород

забрались жайки». Найдите ошибку и скажите, какой надо поставить

звук, чтобы было правильно. (Дети отвечают.)

— Еще стихи:

Стужа. Снег. Метут метели.

Темной ночью бродят двери. (Звери.)

Прилетел из леса лук

И залез под толстый сук. (Жук.)

— Послушайте чистоговорку: «У Зины живут ежи, а у Лизы живут

чижи». Кто живет у Зины? Ежи у кого живут? Послушайте еще раз и

запомните. Давайте повторим вместе (Два-четыре ребенка отвечают.)

Первую строчку говорят девочки — вторую мальчики и наоборот.

Кто произнесет медленно? (Отвечают два-три ребенка.) Кто

произнесет быстро? (Отвечают два-три ребенка.)

В конце занятия подводят итог, определяют, какие звуки научились

различать.

Публикации по теме:

Игра по автоматизации и дифференциации звуков [С]-[Ш] в словах и предложениях «Сырный домик»Игра по автоматизации и дифференциации звуков [С]-[Ш] в словах и предложениях «Сырный домик» Сырный домик Цель игры: автоматизация и дифференциация звуков С-Ш в словах и предложениях, закрепление употребления в речи простых предлогов.

Упражнения на различение согласных звуков по признакам твердость-мягкость, глухость-звонкостьУпражнения на различение согласных звуков по признакам твердость-мягкость, глухость-звонкость На занятиях по формированию правильного звукопроизношения дошкольников необходимо научить четкому различению твердых и мягких, глухих и.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дифференциация звуков [з]-[ж]»
Опубликовано: 16 января 2014 в 22:24
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект целевой прогулки в парк с детьми подготовительной группы «Грачи прилетели!»
Цель: конкретизировать и систематизировать знания детей о перелетных птицах -грачах, месте их гнездования. Задачи: - расширить и обобщить знания...
Планирование проектной деятельности в младшей группе на март (часть седьмая)
Дата: 1-ая неделя ( 6. 03 - 10. 03) Тема: «Очень, очень я люблю маму милую мою» Содержание работы: Цель проекта: Воспитание у детей чувства глубокой...
Коллективная работа «Весеннее настроение»
Мои ребята, очень любят рисовать, а нетрадиционными способами в особенности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в...
Фотоотчёт «Весенние наблюдения»
Каждое время года уникальна и неповторима. Сколько стихов, картин, музыкальных произведений посвящено временам года ! Весна - какое красивое и...
Фотоотчёт «Весна в художественном творчестве детей»
В своих творческих работах ребята опираются на свой опыт и отражают окружающий их мир, поэтому стараемся активизировать их опыт, побуждаем их вспомнить,...