«В гости к осени». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с нарушениями речи

Татьяна Золоцевская
«В гости к осени». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с нарушениями речи

Предварительная работа:

Утренние беседы: сравнительный анализ картин И. Левитана «Золотая осень» и И. Шишкина «Ранняя осень», первые осенние признаки, изменение в поведении птиц, жизнь животных в лесу и насекомых с приходом осени.

Работа в книжном уголке: рассматривание фото иллюстраций ранней осени; беседы о том, какие приметы ранней осени видно на этих картинах.

Чтение художественное литературы:

Н. Сладков «Хохлатая синица»,

Е. Трутнева «Утром мы во двор идем…»,

А. Балонский «В лесу»,

Н. А. Надеждина «Свет осени» (отрывок).

Прогулки:

Наблюдение за дождем;

Наблюдение за солнцем;

Наблюдение за облаками;

Наблюдения за листьями на деревьях;

Наблюдения за птицами;

Наблюдения за травой;

Наблюдение за погодой.

Программные задачи:

Образовательные:

Закреплять и пополнять знания детей об осенних изменениях в живой и неживой природе;

Формировать умение устанавливать связи между изменениями в неживой и живой природе, устанавливать их последовательность;

Учить высказывать свою точку зрения на определенную тему, свободно общаться;

Учить образовывать однокоренные слова: лист листок, листва, лиственный, лиственница, листопад, листопадник;

Упражнять в подборе определений к предлагаемому слову;

Познакомить с несклоняемым существительным «пальто».

Упражнять в образовании прилагательных от существительных.

Упражнять в употреблении форм родительного падежа следующих слов: «ботинки», «чулки», «носки», «тапочки», «перчатки».

Развивающие:

Развивать связную речь, мышление, кругозор, наблюдательность, любознательность;

Развивать эстетическое восприятие окружающей среды через зрительные и слуховые рецепторы;

Развивать тактильные ощущения, мелкую моторику, артикуляционные аппарат;

Развивать познавательный интерес.

Воспитательные:

Воспитывать у детей экологическую культуру;

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

Стихотворение А. Твардовского «Лес осенью»;

Музыкальное сопровождение: фонограмма с музыкой Андрея Петрова «Осенний марафон»;

Слайды с изображением носков, перчаток (варежек, ботинок, сапог, пальто, курток, шарфов, шапочек, тапочек, комбинезона;

Слайды с изображением листьев клена, дуба, липы, березы, рябины;

Слайды с изображением солнца, осенних листьев, листопада;

Пословицы об осени;

Осенние листочки, которые дети нарисовали красками.

Ход занятия:

Организационный момент.

Приглашение к путешествию: (дети в кругу на ковре).

Воспитатель:

Ребята, сегодня на занятии мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие. Мы будем говорить о природе в одно из самых удивительных времен года, мы будем слушать звуки природы, познавать ее. А что это за удивительное время года, вы сейчас узнаете.

Негромко звучит спокойная музыка, воспитатель читает стихотворение А. Твардовского:

Меж редеющих верхушек

Показалась синева.

Зашумела у опушек

Ярко-жёлтая листва.

Птиц не слышно. Треснет мелкий

Обломившийся сучок,

И, хвостом мелькая, белка

Лёгкий делает прыжок.

Стала ель в лесу заметней,

Бережёт густую тень.

Подосиновик последний

Сдвинул шапку набекрень.

Воспитатель: Какое же это время года, ребята?

Дети: Осень!

Воспитатель:

А сейчас я предлагаю отправиться на воображаемую прогулку. Мы отправимся в осенний лес. Нужно одеться. Давайте посмотрим, какие вещи мы надеваем, когда собираемся на прогулку.

Воспитатель показывает слайды (Приложение № 1) с изображением носков, перчаток (варежек, ботинок, сапог, пальто, куртки, шарфа, шапочки, тапочек, комбинезона. Затем он задает детям вопросы или строит свою речь в повествовательной форме, оставляя паузы для реплик детей и показывая картинки.

«Стали дети собираться на прогулку. Миша надел. шапку,. свитер…шарф. Но он забыл снять. тапочки и остался без. носков и. сапог. А Илья попел на прогулку в. пальто.

Лида не может найти своих. ботинок. Она уже сняла. тапочки и не убрала их в шкафчик. Наверное, после прогулки она не сможет найти и. тапочек, Утром Артем по дороге в детский сад попал под дождь. У него промокли. брюки, Артем расстроен: он не может пойти на прогулку без. брюк, Хорошо, что в шкафу у него есть. комбинезон. А воспитатель напоминает: «Не выходите на прогулку без. шапочек,. шарфов и. перчаток».

Воспитатель:

Ребята, я хочу обратить ваше внимание на слово «пальто». Это необычное слово. Оно не изменяется. Послушайте, как мы говорим: красивая куртка - красивое пальто, он ушел без куртки - он ушел без пальто, она сняла куртку - она сняла пальто, ему тепло в куртке - ему тепло в пальто, Яна хвасталась новой курткой - Яна хвасталась новым пальто.

Как видите, слово «куртка» изменяется в разных высказываниях, а слово «пальто» остается неизменным. 3апомните это.

Воспитатель:

Нам нужно добраться до леса. Найти правильное направление нам помогут загадки с картинками (Приложение № 2). Итак, первая загадка.

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?

Дети: Солнце!

Воспитатель:

Правильно. (Показывает картинку с изображением солнца, слайд № 1)

С чего же начинается приближение осени?

Дети: Солнце светит не так ярко.

Воспитатель:

Какое оно? (Яркое, осеннее, теплое, ласковое, лучистое, доброе).

Как ласково солнышко называет русский народ? (Солнышко-колоколнышко, солнышко-вёдрышко, солнышко-красное).

Воспитатель:

А теперь мы сделаем гимнастику для наших глазок.

Гимнастика для глаз «Солнечный зайчик»

Солнечный мой заинька,

(вытягивать вперед ладошку)

Прыгни на ладошку.

Солнечный мой заинька,

(ставить на ладонь указательный палец другой руки)

Маленький, как крошка.

Прыг на носик, на плечо.

Ой, как стало горячо!

Прыг на лобик, и опять

На плече давай скакать.

(следить взглядом за движением пальца: к носу, к одному плечу, лбу, к другому плечу)

Вот закрыли мы глаза,

(закрыть глаза ладонями)

А солнышко играет:

Щечки теплые лучами

Нежно согревает.

(широко раскрыть глаза)

Воспитатель:

Сияет солнышко, дарит нам тепло. Отгадайте следующую загадку.

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла.

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно.

Дети: Листопад!

Воспитатель: Правильно. Листья начинают желтеть, краснеть, опадать (показывает слайд № 2).

Ребята, к нам в гости пришли осенние листья. Посмотрите, какие они красивые (слайд № 3). Летом мы различали листья разных деревьев только по форме. Теперь же они отличаются и по цвету. В выходные Максим ездил вместе с родителями на дачу и привез листья клена.

Если листья принадлежат клену, как можно по-другому сказать, какие они? {Кленовые.) А если листья с дуба? (Дубовые.) Полина с мамой гуляла в парке, где растет много лип, берез и рябин. У березы листочки., березовые, у липы. липовые, у рябины. рябиновые. Все листочки очень разные, и все они очень красивые. Давайте попробуем их описать.

Посмотрите, березовые листочки (слайд № 4) округлой формы, с мелкими зубчиками по краям, ярко-желтые, похожи на золотые монетки.

А что вы можете сказать про дубовые листочки? (слайд № 5) (Они еще совсем зеленые. Они изменят цвет позже других и станут тогда коричневыми, бурыми. Лист дуба резной, с неровными, как будто вырезанными, закругленными краями.) А про листья липы? (слайд № 6) (По форме напоминают сердечко.) Про рябиновые? (слайд № 7) Про кленовые? (слайд № 8)

Осенние листья принесли нам много слов, которые звучат похоже. Например, лист - листва. Что такое листва? Какие еще слова можно образовать от слова лист, листья? (Лиственный лиственница, листочек, листопад.) Как вы думаете, почему листопад так называют? (Листья падают.) Правильно, листопад - это опадание листьев.

Воспитатель:

Давайте на некоторое время станем разными осенними листьями, (физминутка «Мы листики осенние») повторяйте слова и движения за мной:

Мы листики осенние

На веточках сидели, (присесть)

Дунул ветер,

Полетели (бег на носочках по кругу)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели (присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил (кружение на месте, руки вверху)

И на землю опустил (присесть).

Воспитатель: Что еще происходит осенью?

Дети: Птицы готовятся к отлету.

Воспитатель: Каких перелетных птиц вы знаете? (скворцы, грачи, ласточки, жаворонки, кукушка).

Игра «Хорошо-плохо»

Что хорошего в том, что птицы улетают от нас? (Зимой холодно, им негде укрыться от ветра и снега, птицам нечего есть, так как все насекомые зимой спят, а на юге тепло).

Что плохого в том, что птицы улетают от нас? (Мы не видим их, не слышим их пения, многие птицы погибают в пути, не выдержав трудной дороги).

Воспитатель: Какие ещё перемены в природе подсказывают о наступлении осени? Вспомните свои наблюдения.

Дети: Насекомые прячутся, дует холодный ветер, дни становятся короче, а ночи длиннее и т. д.

Воспитатель: Мы с вами прошли маршрут, который называется «Осенние приметы».

Воспитатель:

Присядем на полянке отдохнуть и вспомним пословицы и поговорки об осени (Дети называют).

Осень - запасиха, зима - подбериха.

Осень-то матка: кисель да блины; а весна - мачеха: сиди да гляди.

Осень хвастлива, а весна справедлива.

Осенью и воробей богат.

Отложил бы на осень, а там бы и бросил.

Поздней осенью одна ягода, да и то горькая рябина.

Придет осень, да за всё спросит.

Воспитатель: Вот сколько народной мудрости в пословицах об осени.

Подведение итогов занятия:

Воспитатель: Ребята, наше осеннее путешествие подошло к концу. Что вам больше всего понравилось? (Дети отвечают)

Воспитатель: Скажите, какой же самый первый признак осени в природе?

Дети: Осеннее солнышко. Оно светит, но уже не так ярко и жарко. И всё начинает готовиться к зиме.

Воспитатель:

Осень только вступает в свои права. И мы с вами будем ещё долго любоваться ею, слушать её звуки, путешествовать по осенней природе.

Посмотрите, сколько осенних листочков на нашей полянке. Давайте подарим их нашим гостям на память. (Дети дарят).

Прикреплённые файлы:

prilozhenie-k-zanjatiyu_3p97a.pptx | 8618,68 Кб | Скачан: 98
 
Публикации по теме:

Разучивание стихотворения в средней группеРазучивание стихотворения в средней группе П/с: обогащать и систематизировать знания детей об осени; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, формировать простейшие.

Сравнение картин об осени. Занятие-беседа с детьми подготовительной группы П/С: - Продолжить формировать представления детей о пейзажной живописи. - Учить детей сравнивать, выделять сходство и различия в художественных.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Осень
Автор публикации:
«В гости к осени». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с нарушениями речи
Опубликовано: 2 декабря 2013 в 18:12
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...