Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Лиса и кувшин»

Светлана Агафонова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Лиса и кувшин»

Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

Цели: рассказывать сказку «Лиса и кувшин» без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавать разговор лисы с кувшином; объяснить значение слова «жать»; подбирать синонимы к глаголам; учить составлять предложения, правильно сочетая слова по смыслу, упражнять в «чтении» предложения после перестановки слов; побуждать использовать в речи разные интонации.

Наглядный материал. Сказка «Лиса и кувшин».

Ход занятия

1. Организационный момент

Ребята, я предлагаю вам отправиться в далекое прошлое наших дедушек и бабушек, когда урожай хлеба на полях убирали не комбайнами, а вручную с помощью серпа (показать картинку серпа).

Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать.»-говорили люди. Скошенные растения увязывали в снопы. Это пора называлась «жатва».

(Картинка с жатвой убирается)

2. Основная часть

И вот что однажды случилось на жатве…

А)Чтение сказки «Лиса и кувшин»

Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь.

Рассердилась лиса:

- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

Б) Словарная работа

Воспитатель объясняет детям значение слова «жать-убирать хлеб».

Кувшин – это сосуд с узким горлышком.

Серп. ручное орудие, служащее при уборке хлебов — для их срезания (жатвенный нож).

В)Беседа по сказке «Лиса и кувшин»

В:-О чем рассказывается в этой сказке?

Д:-О том, как лиса попала в кувшин.

В:-Как она попала в кувшин?

Д:- Она подобралась к кувшину, сунула в него голову.

В:-Как она сначала разговаривала с кувшином?

Д:-Ласково…она его просила.

В:-Какие слова она говорила?

Д:- кувшинушко, голубчик!

В:-А как лиса стала потом говорить?

Д:-Сердито, она угрожала кувшину

В:-Какие слова она говорила?

Д:- «Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю»

В:-Чем заканчивается сказка?

Д:-Лиса хотела утопить кувшин,но утонула сама.

Б)Физминутка

А сейчас лисичка предлагает вам, ребята, немножко отдохнуть и выполнить её любимое упражнение «Лиса».

Утром лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

В кулачок все пальцы сжала,

Растирать себе лапки стала –

Ручки, ножки и бока.

Вот какая красота!

А потом ладошкой

Пошлёпала немножко.

Ну, красавица – Лиса!

До чего же хороша!

В) Повторное чтение сказки (читаю и одновременно выставляю картинки)

Внимательно послушайте сказку снова. Вы будете ее рассказывать. Запомните, как разговаривала лиса с кувшином в начале и как после.

(выставляется 1 картинка)

Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком.

Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может.

(выставляется 2 картинка)

Ходит лиса, головой мотает и говорит:

- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!

Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса:

- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

(выставить 3 картинку)

Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

Д) Пересказ (с помощью картинок подсказок)

(вызываются двое детей для пересказа. Один из них должен рассказывать сказку, другой –говорить за лису.)

(Выставляется 1 картинка)

Автор: -Вышла баба на поле жать и спрятала за кусты кувшин с молоком. Подобралась к кувшину лиса, всунула в него голову, молоко вылакала; пора бы и домой, да вот беда - головы из кувшина вытащить не может. Ходит лиса, головой мотает и говорит:

(выставляется 2 картинка)

Лиса:- Ну, кувшин, пошутил, да и будет, - отпусти же меня, кувшинушко! Полно тебе, голубчик, баловать, - поиграл, да и полно!

Автор.: -Не отстает кувшин, хоть ты что хочешь. Рассердилась лиса:

Лиса:- Погоди же ты, проклятый, не отстаешь честью, так я тебя утоплю.

(выставляется 3 картинка)

Автор: -Побежала лиса к реке и давай кувшин топить. Кувшин-то утонуть утонул, да и лису за собой потянул.

3. Заключительная часть

В:- В:- Обычно лиса хитрая и умная в других сказках, всех обманывает. А в этой сказке она какой показана?

Д:-Хитрой и глупой.

В:-Почему?

Д:-Она не понимала, что утопив кувшин утонет и сама.

В:-Можно ли сделать такой вывод из этой сказки: «За вину умный винит себя, а глупый – другого».

Д:-Да

В:- В чем была виновата лиса?

Д:-В том, что она взяла чужое без спроса.

В:-И что тогда кувшин сделал?

Д:-Наказал ее за это.

В:-Как?

Д:-Не выпускала ее голову из кувшина.

В:-А лиса поняла, что она виновата?

Д:-Нет,она не понимала свою вину, а обвиняла кувшин. Хотела проучить кувшин, а проучила себя.

В:-Подходит ли к этой сказке пословица: «Не рой яму другому сам в неё попадёшь?»

А какие вы знаете пословицы и поговорки про добро и зло?

• Путем зла не доходят до добра;

• Худо тому, кто добра не делает никому.

Список использованной литературы

1. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. книга для воспитателей детского сада\О. С. Ушакова,А. Г. Арушанова,А. И. Максаков,Е. М. Струнина,Т. М. Юртайкина. Под ред. О. С. Ушаковой. -М.: Изд-во «Совершенство»,1999.-384с.

2. http://mypresentation.ru/presentation/lisa_i_kuvshin_russkaya_narodnaya_skazka

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по лепке «Лиса и кувшин» .

Конспект по развитию речи: «Пересказ сказки «Лиса и рак» Цель: Формировать умение пересказывать художественное произведение. Задачи: Продолжать учить образовывать однокоренные слова (лиса, лисица,.

Конспект занятия по развитию речи «Лиса» подготовительная группа Задачи: 1. Формировать у детей элементарные представления из области живой природы, естествознания: закреплять представления детей о диких.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Наша гостья — Лиса»Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Наша гостья — Лиса» Цель: Расширять представления о добре и зле на примере сказки «Заюшкина избушка». Задачи: Учить использовать средства выразительной драматизации.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ сказки «Лиса и Козёл» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и Козёл». Задачи: О- закрепить представления.

Модель занятия по развитию речи «Заяц, Мишка и Лиса» Модель занятия по развитию речи в первой младшей группе «Зайка, Мишка и Лиса». Программное содержание: Побуждать детей понимать простые.

Конспект занятия по развитию речи. Народная сказка в обработке К. Ушинского «Лиса и Журавль» .

Театр для детей «Лиса и кувшин» Тема занятия: рассказываем сказку «Лиса и кувшин». Программное содержание: формировать у детей умение, не перебивая, слушать ответы товарищей,.

Сценарий театрализованного представления «Лиса и кувшин» МБДОУ «Детский сад №3 «Колобок» Театрализованное представление «Лиса и кувшин» Подготовила: воспитатель Седова С.

Конспект НОД по  развитию речи «Хитрая лиса, где ты?» Занятие в средней группе по развитию речи «Хитрая лиса, где ты?» Цель Расширить и уточнить представления детей.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Лиса и кувшин»
Опубликовано: 6 апреля 2016 в 11:05
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Праздник «Святая Троица». История, обычаи и традиции
Роща юная, белоствольная На заре росою умоется, Звоны слышатся колокольные – Воскресенье святое - Троица! Звоны чистые, колокольные Разливаются в...
Паспорт центра детского творчества
Художественное творчество в дошкольной образовательной организации является частью воспитательно-образовательной работы с детьми и несет на себе...
Фотоотчёт «Поход в библиотеку»
Поход в библиотеку – важное мероприятие в плане воспитания, решает сразу несколько воспитательных задач. Поэтому мы с коллегой давно хотели осуществить его....
Паспорт познавательно-исследовательского проекта «Весенние хлопоты Ёженьки»
Введение Работа по проекту в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, помогает лучше познать мир природы,...
Вот и промчалось дошкольное детство
1 ведущая: Как зал наш красив, как наряден и светел, Как будто встречает почетных гостей. А гости – родные, любимые дети, Которые стали немного...