Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Ирина Корягина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Времена года»

Цели: продолжать учить детей составлению описательных рассказов с опорой на схему; развивать связную речь детей; совершенствовать внимание и словесно-логическое мышление.

Оборудование: картины с изображением пейзажей в разное время года, картинки-шутки с изображением нелепых ситуаций (Незнайка летом едет на лыжах и т. п., схема для составления описательных рассказов о временах года, фотография негритянской девочки, конверт с письмом.

Ход занятия:

1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о временах года.

- Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет – когда это бывает?

- Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает – когда это бывает?

- Солнце печет, липа цветет,

Рожь поспевает – когда это бывает?

- Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает – когда это бывает?

2. Воспитатель достает из сумки конверт, раскрывает его и читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мэри. Я живу в Африке, где целый год лето. Я узнала, что в вашей стране четыре времени года, и все они разные. Расскажите мне о них. Это так интересно!»

Воспитатель достает из конверта фотографию негритянской девочки и показывает детям «портрет Мэри». Затем предлагает ребятам рассказать о разных временах года по плану-схеме и обещает записать рассказы на магнитофон.

Воспитатель выставляет на доску картины с изображением пейзажей в разное время года и схему составления рассказов. После того, как уточнены все пункты схемы и дети подготовились к рассказу, воспитатель вызывает одного ребенка и напоминает, что говорить надо четко, громко, выразительно, без остановок, затем включает магнитофон. Таким образом опрашиваются 4-5 детей. Слушая каждого отвечающего, остальные ребята контролируют правильность описания и, при необходимости, добавляют или исправляют рассказ. Когда все рассказы записаны на магнитофон, воспитатель объясняет, что отправит пленку девочке Мэри в Африку.

3. Игра «Что неверно нарисовал художник?

Воспитатель выставляет на доску картинки с изображением нелепых ситуаций, например: Незнайка зимой лежит на снегу в плавках и загорает, рядом дети лепят снежную бабу и цветут ромашки, над землей летают ласточки и т. п. Задание воспитателя: объяснить, что неверно нарисовал художник, и почему так не бывает в жизни. Дети подробно рассказывают о замеченных неточностях, а воспитатель следит за правильностью аргументации и составления предложений.

4. Игра «Встаньте по порядку».

Воспитатель выставляет на доску 4 картины с изображением природы в разные времена года. Затем вызывает четверых детей, предлагает им взять по одной картине и объясняет, что вызванные дети должны встать так, как следуют друг за другом времена года, изображенные на картинках. Игра повторятся несколько раз со сменой первого времени года в цепочке картин, и каждый раз детям предлагается объяснить, почему они встали именно так.

5. Игра «Что хорошего? Что плохого?»

Воспитатель предлагает детям вспомнить погоду в разные времена года и объяснить, что хорошего, а затем, что плохого в таких явлениях как снег, дождь, ветер, солнце. Например: дождь дает влагу растениям, моет улицы, дома – это хорошо; но под дождем можно промокнуть и простудиться – это плохо и т. д.

6. Динамичная пауза.

Воспитатель предлагает детям представить то время года, о котором он будет рассказывать и выполнять вслед за ним движения:

- Вот и наступило лето. (Руки вперед, в стороны)

- Солнцем вся земля согрета. (Поворот вокруг своей оси)

- Мы на солнце загораем. (Руки на затылок)

- Землянику собираем. (Присесть)

- Ловко плаваем в реке. (Движения пловца руками)

- Спим, свернувшись в гамаке. (Руки под щеку) [b][/b]

Публикации по теме:

ПобедителиПобедители Хочу поздравить наших девочек: Рыженко Светлану Ивановну, Панину Галину Алексеевну, Медведеву Ларису Сергеевну. Они стали победителями Всероссийского.

Волшебный кубик.Волшебный кубик.    Такой кубик мы используем для составления предложений и описательных рассказов по теме: "Времена года". Ребенок бросает кубик.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 20 февраля 2012 в 14:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Дидактическая игра «Геометрические фигуры» из губчатых салфеток (для младшей группы).
Дидактическая игра "Геометрические фигуры" ( для младшей группы. Игру я сделала из губчатых салфеток для влажной уборки. Данная игра направлена, чтобы...
Экологическая стенгазета «Давайте, дошколята, природу охранять.»
Здравствуйте, Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу познакомить, Вас с нашей экологической стенгазетой - "Давайте, дошколята, природу охранять ". Цель :...
Оформление предметно-пространственной развивающей среды в коррекционной группе....
Актуальность. Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии,...
Лэпбук «Народные подвижные игры»
Лэпбук "Народные подвижные игры" Уже всем известен этот довольно новый вид дидактических пособий - ЛЭПБУК, который переводится как "книга на коленях"....