Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Ирина Корягина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«Времена года»

Цели: продолжать учить детей составлению описательных рассказов с опорой на схему; развивать связную речь детей; совершенствовать внимание и словесно-логическое мышление.

Оборудование: картины с изображением пейзажей в разное время года, картинки-шутки с изображением нелепых ситуаций (Незнайка летом едет на лыжах и т. п., схема для составления описательных рассказов о временах года, фотография негритянской девочки, конверт с письмом.

Ход занятия:

1. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о временах года.

- Снег на полях, лед на реках,

Вьюга гуляет – когда это бывает?

- Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает – когда это бывает?

- Солнце печет, липа цветет,

Рожь поспевает – когда это бывает?

- Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает – когда это бывает?

2. Воспитатель достает из сумки конверт, раскрывает его и читает письмо: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мэри. Я живу в Африке, где целый год лето. Я узнала, что в вашей стране четыре времени года, и все они разные. Расскажите мне о них. Это так интересно!»

Воспитатель достает из конверта фотографию негритянской девочки и показывает детям «портрет Мэри». Затем предлагает ребятам рассказать о разных временах года по плану-схеме и обещает записать рассказы на магнитофон.

Воспитатель выставляет на доску картины с изображением пейзажей в разное время года и схему составления рассказов. После того, как уточнены все пункты схемы и дети подготовились к рассказу, воспитатель вызывает одного ребенка и напоминает, что говорить надо четко, громко, выразительно, без остановок, затем включает магнитофон. Таким образом опрашиваются 4-5 детей. Слушая каждого отвечающего, остальные ребята контролируют правильность описания и, при необходимости, добавляют или исправляют рассказ. Когда все рассказы записаны на магнитофон, воспитатель объясняет, что отправит пленку девочке Мэри в Африку.

3. Игра «Что неверно нарисовал художник?

Воспитатель выставляет на доску картинки с изображением нелепых ситуаций, например: Незнайка зимой лежит на снегу в плавках и загорает, рядом дети лепят снежную бабу и цветут ромашки, над землей летают ласточки и т. п. Задание воспитателя: объяснить, что неверно нарисовал художник, и почему так не бывает в жизни. Дети подробно рассказывают о замеченных неточностях, а воспитатель следит за правильностью аргументации и составления предложений.

4. Игра «Встаньте по порядку».

Воспитатель выставляет на доску 4 картины с изображением природы в разные времена года. Затем вызывает четверых детей, предлагает им взять по одной картине и объясняет, что вызванные дети должны встать так, как следуют друг за другом времена года, изображенные на картинках. Игра повторятся несколько раз со сменой первого времени года в цепочке картин, и каждый раз детям предлагается объяснить, почему они встали именно так.

5. Игра «Что хорошего? Что плохого?»

Воспитатель предлагает детям вспомнить погоду в разные времена года и объяснить, что хорошего, а затем, что плохого в таких явлениях как снег, дождь, ветер, солнце. Например: дождь дает влагу растениям, моет улицы, дома – это хорошо; но под дождем можно промокнуть и простудиться – это плохо и т. д.

6. Динамичная пауза.

Воспитатель предлагает детям представить то время года, о котором он будет рассказывать и выполнять вслед за ним движения:

- Вот и наступило лето. (Руки вперед, в стороны)

- Солнцем вся земля согрета. (Поворот вокруг своей оси)

- Мы на солнце загораем. (Руки на затылок)

- Землянику собираем. (Присесть)

- Ловко плаваем в реке. (Движения пловца руками)

- Спим, свернувшись в гамаке. (Руки под щеку) [b][/b]

Публикации по теме:

ПобедителиПобедители Хочу поздравить наших девочек: Рыженко Светлану Ивановну, Панину Галину Алексеевну, Медведеву Ларису Сергеевну. Они стали победителями Всероссийского.

Волшебный кубик.Волшебный кубик.    Такой кубик мы используем для составления предложений и описательных рассказов по теме: "Времена года". Ребенок бросает кубик.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 20 февраля 2012 в 14:20
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка по теме «Рабочие инструменты».
Доброго времени суток, друзья, уважаемые коллеги и гости, заглянувшие на мою страницу! Предлагаю вашему вниманию методическую разработку по теме...
Фотозарисовка «Как мы попрощались с нашими «символами года»
Уважаемые коллеги! В начале этого года собаки мы раздали наши "символы года" - щеночков, которых мы полюбили всей душой и теперь скучаем, но и радуемся от...
Видео танца «Варись, кашка!»
Видео танца «Варись, кашка! » Предлагаю вашему вниманию видеозапись выступления детей старшей группы на городском фестивале детского творчества «Музы и...
Новогоднее оформление детского сада
Все скорей сюда спешите! Ведь не может елка ждать! Праздник Новогодний! Нам пора встречать! Новогодние праздники, как много в них всегда волшебного,...
Презентация к НОД в подготовительной группе на тему «Древняя Русь»
В Русской истории много ярких событий, которые люди воспели в преданиях, легендах, былинах. Необходимо знакомить дошкольников с наиболее важными событиями...