«По зимней дорожке». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

СВЕТЛАНА ГОРЯЧКИНА
«По зимней дорожке». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

«По зимней дорожке» в старшей группе

Программное содержание:

Формировать умение детей составлять последовательный рассказ по картинкам;

Развивать умение работать со схемами; активизировать умение согласовывать прилагательные с существительными; Закреплять представления детей о зиме и зимних явлениях; Активизировать в речи однокоренные слова, образованные от слова «снег"; Закрепить умение определять количество слогов в словах и определять первый звук в словах.

Оборудование:  елочка, мяч, снежинки,мнемотаблицы, детские рисунки.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке за явлениями в природе, рассматривание картин, иллюстраций о зиме, чтение худ. литературы; обучение рассказыванию с помощью мнемотаблиц;

Ход:

Перед началом занятия проводится организационная физкультминутка «Как на горке снег, снег.»

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в путешествие, во время которого мы будем выполнить задания. Все готовы (воспитатель перед озвучиванием каждого задания размещает схематичное изображение этого задания).

- У меня на доске схемы знакомых вам загадок, а вы должны определить какая схема, какой загадке принадлежит и озвучить её всем детям.

* Наступили холода,

Обернулась в лёд вода,

Длинноухий зайка серый,

Обернулся зайка белым,

В спячку впал в бору медведь,

Кто скажет, когда это бывает? (зимой)

*

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой. (снежинки)

*

Во дворе стоит с метлой,

Дружит с нашей детворой,

Улыбается хитро,

Вместо шляпы - есть ведро! (снеговик)

*

За окошком снег идёт

Очень близок новый год

А речушка не течёт

Ведь сковал речушку. (лёд)

В: - Молодцы. Сегодня мы с вами совершим зимнее путешествие, и говорить будем только о зиме. Вот вам второе задание.

«Какая? Какой? Какие?»

(воспитатель бросает мяч, ребёнок подбирает прилагательное к словам; зима,снежинки,сугробы,снег,погода,деревья).

В:- Молодцы,ребята,хорошо справились с заданием.

«Придумывание рассказа по рисункам»

-Ребята, вы любите зиму? За что вы её любите (ответы детей)

О зиме написано много стихотворений, сказок и рассказов. Я предлагаю вам тоже стать писателями. Катя принесла нам свои рисунки,они послужат картинками в нашей книге, рассказы вы придумаете сами. Ваши рассказы я напечатаю на компьютере и мы вставим их в нашу книгу. Называться книга будет «Зимние забавы»(дети с воспитателем рассматривают рисунки. Воспитатель обращает внимание на то, что у рассказа должно быть начало (с чего началась история,середина (что происходило) и конец (чем закончилась история) .Дети по рисункам составляют последовательный рассказ. (3-4 ребёнка).Остальным детям предлагается нарисовать свои рисунки и придумать к ним рассказы для книги.

В: - Ой, как весело зимой. Давайте поиграем!

Проводится физминутка

Мы зимой в снежки играем (2 р.)

По сугробам мы шагаем (2р.)

И на лыжах мы бежим (2 р.)

На коньках по льду скользим (2р.)

И снегурку лепим мы (2р.)

Гостью Зиму любим мы (2р. (дети садятся)

«Подбери однокоренные слова, от слова «снег»

Воспитатель обращает внимание детей на ёлочку.

- Ребята, в лесу был сильный ветер, и он раздул весь снег с ёлочки. А без снежной шубки она замёрзнет, давайте её укроем снежным одеялом? От слова «снег» произошло много других слов. Я буду читать предложения, а вы добавляйте слова, в которых спрятано слово “снег”. Каждым снежным словом будем укрывать елочку.

(на столе елочка, снежинки, которыми дети будут ее укрывать)

Тихо-тихо, как во сне Падает на землю (снег)

С неба всё скользят пушинки, Серебристые (снежинки)

На дорожку, на лужок Выпал беленький (снежок)

Вот веселье для ребят, Все сильнее (снегопад)

Словно в белый пуховик Нарядился (снеговик)

На снегу-то, посмотри, В красных грудках (снегири)

Есть внучка у деда, у Деда Мороза,

Не Таня, не Лена и даже не Роза,

Не Аля и не Шурочка… Ее зовут. .(Снегурочка)

В: - Какие слова встретились в отгадках? (снег, снегопад, снеговик, снегири, снежок, снежинки, Снегурочка). На какой звук начинаются все эти слова? (звук «С»).

- Смотрите, как елочка укуталась снежинками, теперь не страшны ей морозы. Я рада что, вы чуткие, добрые и заботливые.

«Раздели слова на слоги и определи какая схема,какому слову принадлежит»

В: - Вот и следующее задание: Перед вами картинки,обозначающие слова: «сани», «снеговик», «Снегурочка» Вы должны разделить слова на слоги и определить какая схема, какому слову принадлежит. (дети выполняют задание)

В: - Вы ребята снова молодцы, быстро справились и с этим заданием.

Вот и заканчивается наше зимнее путешествие. Мы выполнили все задания. Но, я хочу представить вам ещё одну схему стихотворения. Кто может сказать как оно называется и расскажет его всем детям?

(ребёнок по схеме рассказывает стихотворение)

Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались (воспитатель обращает внимание на схемы «заданий» и коротко подводят итог занятия).

-Теперь поколдуем! Глаза закроем. «Раз!Два!Три!Четыре!Пять!Вот и в группе мы опять

- Все вы сегодня молодцы!

Длительность 25 минут

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи «Как их зовут?»Дидактическая игра по развитию речи «Как их зовут?» Игра используется на индивидуально и подгрупповых занятиях. Цель: развитие у детей навыков чтения слогов и слов. Задачи: развитие навыка.

Перспективное планирование НОД по грамоте в подготовительной группе по программе Радуга Перспективное планирование по обучению грамоте месяц неделя № П. /п. Тема, программное содержание. материал октябрь 1 Мир слов, Звуки вокруг.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
«По зимней дорожке». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 12:05
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Благодарность порталу МAAM
Благодарность порталу МААМ Дорогие коллеги! Дорогие друзья! Уважаемые организаторы портала МААМ! Вчера были опубликованы результаты конкурса «Лучший...
Зимняя подвижная игра «Паровозик» для детей младшего дошкольного возраста
Цель: учить детей двигаться в разном темпе, менять направление, показать предметы, передавать характерные движения животных; упражнять в произношении...
Мастер-класс открытки «Ангел» в технике айрис фолдинг с использованием атласных лент
Необычная техника аппликации, айрис фолдинг, впервые была изобретена в Нидерландах. Дословно переводится как «радужное складывание» ( «iris folding»....
Фотоотчет «Герб группы»
В нашем саду "Снежинка"проходил конкурс «Лучший герб группы», где мы заняли 2-е место. Создавался герб совместно с моей напарницей Никитенко Евгенией...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...