Конспект занятия по развитию связной монологической речи «Путаница»

Починская Евгения
Конспект занятия по развитию связной монологической речи «Путаница»

Цель: сформировать элементарные знания о структуре повествовательного текста (начало, середина, конец).

Задачи:

1. Учить детей отличать сказку от рассказа.

2. Познакомить детей со структурой повествовательного текста.

3. Вспомнить разные зачины в сюжетных рассказах и сказках.

4. Упражнять в составлении рассказа-описания об овоще (репе) по вопросному плану.

5. Обогащать словарный запас детей: объяснить детям значения слов «загадка», «путаница».

6. Учить понимать переносный смысл пословиц и поговорок (на тему «Взаимопомощь»).

7. Учить детей рассуждать и аргументировать свои высказывания.

Оборудование: сюжетные картинки к сказке «Репка» (наглядно-методическое пособие); предметная картинка с изображением репы.

Примечание: в процессе беседы с детьми педагог обязательно обращает внимание детей на то, что их ответы должны быть развёрнутыми, полными.

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог: «Сегодня мы продолжим путешествие в Страну Сказок. Кто живёт в стране сказок? (индивидуальные ответы детей). Вам нравится отгадывать загадки? Что значит слово «загадка»? (индивидуальные ответы детей).

Педагог обобщает сказано детьми: «Загадка» - это мудрёный (то есть умный) вопрос. Это вопрос, в котором скрывается определённое слово – его и нужно отгадать».

Отгадайте загадку и вы узнаете, о какой сказке мы будем говорить!».

Круглый бок, жёлтый бок,

Сидит в грядке колобок.

Врос в землю крепко.

Что же это? (репка)

Педагог показывает картинку с изображением репы: «Кто мне расскажет о репе? Это фрукт или овощ? Какая она? (индивидуальные ответы детей).

Логопед показывает репу, и дети составляют словосочетания с опорой на зрительный образ.

Словарь: Репа желтая. Репа круглая. Репа твердая. Репа сладкая.

Ребёнок должен составить примерные предложения: «Это репа. Репа – это овощ. Она желтая, круглая и твёрдая».

II. Основная часть

Педагог: «Молодцы, ребята, это репа. Вы все знаете эту сказку. Как называется сказка, в которой речь идёт о репе, репке? Кто написал эту сказку? Почему она называется сказкой? («Потому что в ней есть необычные вещи – репка не может вырасти такой большой, мышка, собака и кошка не умеют разговаривать и помогать людям»).

Педагог: «Ответьте мне на вопрос: «Что всегда есть у любой сказки?» (педагог побуждает детей рассуждать). Если дети не могут найти ответ, педагог отвечает на поставленный вопрос сам: «У каждой сказки есть своё название!».

- Давайте вспомним эту сказку. Педагог выставляет сюжетные картинки, которые изображают только середину сказки:

№4 – репку тянут дед и баба, к ним бежит на помощь внучка.

№5 – репку тянут дед, бабка и внучка, к ним на помощь бежит Жучка.

Педагог: «Что вы заметили? (дети должны определить, что не хватает картинок с изображением начала и конца сказки). Верно, вы подметили, произошла какая-то путаница: я поместила на доску только те картинки, которые рассказывают о середине сказки. Чего не хватает? («Не хватает начала и конца сказки»).

- В сказках всегда есть три части – это начало сказки, середина и конец. Напомните мне, как начинаются все сказки? («Однажды», «Жили-были», «В некотором царстве, в некотором государстве» и так далее). Как вы думаете, как начиналась сказка «Репка»? (ответы детей).

Педагог: «С чего начинается сказка «Репка»?» (Дети: «Посадил дед репку…»). Педагог выставляет сюжетную картинку №1. Это начало сказки».

- Что было дальше? (Дети: «Выросла репка большая-пребольшая…»). Педагог выставляет картинку №2.

- В середине сказки рассказывается о том, как эту репку тянули герои сказки. Перечислите героев сказки (ответы детей). Как они появились? (педагог выставляет на доску картинку №3). Позвал дед на помощь бабку. Позвала бабка внучку (картинка №4). Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку (картинка №5).

Педагог: «Как вы понимаете слово «кликнула»? («Кликнула, значит позвала»). Просит нескольких детей повторить сказанное: «Лена, как ты понимаешь слово «кликнула»? (спросить нескольких детей)

- Что произошло потом? (Дети: «Кликнула Жучка кошку») – картинка №6. Кого ещё позвали на помощь? (Дети: «Мышку»).

Педагог: «Что было в конце сказки?» («Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут - вытащили репку»). Педагог выставляет последнюю картинку №7.

- Вот мы и нашли и начало сказки, и середину и конец. Молодцы ребятки, все верно вспомнили!

Работа с пословицами и поговорками

Педагог собирает детей в круг: «О чем эта сказка? Определите, какая главная мысль сказки «Репка»? («Очень важно помогать друг другу в трудном деле»)».

Педагог: «Сейчас я прочитаю вам несколько пословиц и поговорок, а вы подумаете и объясните, как вы понимаете эти пословицы?» (педагог выслушивает ответы каждого ребёнка и уточняет смысл каждой пословицы).

В трудном деле даже малая помощь много значит.

Берись дружно, не будет грузно.

Инсценировка сказки «Репка» (в виде физминутки)

- Я предлагаю вам поиграть в сказку «Репка». Я буду рассказчиком, а вы героями этой сказки».

«Посадил дед репку (дети имитируют движениями посадку репки).

Выросла репка большая-пребольшая (показывают руками размер репки).

Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может (дети тянут репку).

Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут - вытащили репку».

Педагог: «Скажите ребята, если бы деду никто не помогал тащить репку, чтобы тогда было?» (педагог побуждает детей рассуждать).

Вопросы:

- Как определить в сказке начало? («Сказки всегда начинаются со слов: «Жили-били», «В некотором царстве, в некотором государстве», «Давным-давно в далеком королевстве» и прочее).

- Как мы можем определить середину сказки? («В середине сказки всегда рассказывается о каких-то событиях, которые происходят с героями»).

- Назовите, какие события происходили в середине сказки «Репка»? (индивидуальные ответы детей).

- Как определить конец сказки? («В конце сказки мы узнаём, чем закончились события, которые происходили с героями и чем они закончились»).

- Чем закончилась сказка «Репка»? («В сказке «Репка» все закончилось тем, что репку вытянули»). Какой конец у этой сказки, хороший или не удачный? (индивидуальные ответы детей).

- Сколько частей в тексте сказки? («В сказке есть три части: начало, середина и конец»).

III. Итог занятия

Педагог оценивает работу детей на занятии только с положительной стороны, очень важно отметить тех детей, которые менее активны на занятии.

- Как называлась сказка, о которой мы говорили на занятии?

- К какому виду сказок она относится? («Сказка «Репка» относится к бытовым сказкам»).

- Что есть у любой сказки? («У всех сказок есть своё название»)

- Какие пословицы подходят к этой сказке? Назовите их? (индивидуальные ответы детей).

- Чему учит нас эта сказка? («Эта сказка нас учит добру, тому, чтобы быть дружными и всегда друг другу помогать»).

Публикации по теме:

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности Период Лексическая тема Развитие лексико-грамматических средств языка Развитие связной речи Подготовка к овладению элементарными навыками.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной монологической речи «Путаница»
Опубликовано: 30 января 2014 в 18:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультминутки для дошкольников
Подготовила инструктор по ФК Виниченко Ю. В. Бегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора ( Шагаем на месте) Гулять, гулять в луга: ( Прыжки на месте)...
Экологический мастер-класс из бросового материала «Аквариум с рыбками»
Предлагаю создать на участке оформление «Аквариум с рыбками». Для этого подойдут разноцветные полиэтиленовые пакеты, желательно, плотные и яркие. Рыбки...
Фотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей»
В каждом воспитателе живет артист. Стоит ему только одеть костюм сказочного персонажа, и он тут же перевоплощается и разворачивает сказочное действие....
Конспект НОД во второй младшей группе по ФЭМП «Зоопарк»
Непосредственно- образовательная деятельность во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений по теме «Зоопарк»....
Конспект занятия по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы ДОУ...
Занятие по правилам дорожного движения для детей подготовителной группы ДОУ Тема: Профессия водитель Цели: дать представление о профессии водителя;...