Лучший педагог года

Конспект занятия по развитию связной речи «В гостях у зимующих птиц»

Людмила Кулюпина
Конспект занятия по развитию связной речи «В гостях у зимующих птиц»

Цель : Активизация лексического материала по теме «Зимующие птицы».

Задачи : 1. Учить распознавать птиц по внешнему облику, поведению, выделять характерные особенности, повадки зимующих птиц.

2. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи „В гостях у зимующих птиц“» размещена в разделах

3. Продолжать упражнять в подборе прилагательных к существительному, согласовывая их в роде, числе по вопросам «Какой?», «Какая?».

4. Продолжать учить детей ориентироваться в пространстве и в употреблении предлогов: на, под, над, около.

5. Расширять глагольный словарь детей за счёт слов, образованных способом звукоподражания (каркать, чирикать, стрекотать).

6. Упражнять в составлении описательных загадок о зимующих птицах по плану, с опорой на условно-графическую схему.

7. Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов.

8. Воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к зимующим птицам ; желание подкармливать их регулярно.

Оборудование: эколого-природоведческий комплекс «Лес», панно с зимним пейзажем и зимующими птицами. Предметные картинки с изображением зимующих птиц. Карточки-схемы слов названий зимующих птиц. Мешочки с кормом для птиц. Шапочки-маски зимующих птиц. Кассета с голосами птиц «Утро в лесу». Кукла Вопросик Почемучкин.

Предшествующая работа:

- наблюдение за птицами на участке, ежедневное ведение календаря птиц.

- рассматривание картин, заучивание загадок, пословиц о птицах, их пользе.

- чтение художественной литературы о зимующих птицах.

- разучивание инсценировки: «Мы ваши друзья».

Ход занятия :

1. Организационный момент:

Дети стоят около логопеда.

Логопед: Угадайте, что я делаю? (Имитация зимних развлечений : игра в снежки, ходьба на лыжах). Когда это бывает? Какой месяц начинает зиму? (Ответы детей).

Психогимнастика. Дети изображают мимикой, позами, движениями :

Л. : Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Вдруг, налетел ветер, завьюжило, стало холодно - мы недовольны вьюгой. Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда мы насыпали им корм.

2. «Путешествие в зимний лес».

Звучит запись птичьих голосов.

- Ребята, каких птиц вы узнали по голосу? Можно ли их услышать сейчас? Почему? (Ответы детей).

Итог: птицы улетели в тёплые края, т. к. с похолоданием для них не стало корма.

- Как мы называем таких птиц? (Ответы детей).

-Сейчас мы отправимся в гости к птицам, которые не улетели, а остались зимовать.

Дети садятся перед панно с изображением зимнего пейзажа и зимующих птиц на дереве и под деревом. (См. Приложение №).

-Посмотрите, каких птиц вы здесь видите? (Ответы детей).

-Как вы догадались, что это ворона?

Расскажите, воробей какой? –Воробей маленький, серый, быстрый проворный. Сорока, какая?- Сорока большая, белобокая, длиннохвостая, быстрая, болтливая, хлопотливая и т. д.

-Как мы можем назвать всех птиц? Почему, их так называют? (Ответы детей).

3. Закрепление ориентировки в пространстве; упражнение в употреблении предлогов.

Игра: «Какую птичку я загадала?»

-Посмотрите, все птички сидят по-разному. Отгадайте, о какой птичке я сейчас расскажу. Например: «Эта птичка сидит на дереве, внизу под ней воробей, около неё сорока, над ней сидит снегирь. Что это за птичка?». Ответы детей.

Дети сами загадывают 3-4 загадки.

4. Составление описательного рассказа о любимой птице.

Входит мальчик Вопросик Почемучкин. Загадывает загадки о зимующих птицах.

- Почемучкин, наши дети тоже знают загадки о зимующих птицах. Дети загадывают, Почемучкин отгадывает, ошибается, дети его исправляют.

- Почемучкин, ты ещё многого не знаешь о зимующих птицах.

- Да знаю, знаю, какую хотите отгадаю, только вы её опишите поподробнее.

Дети составляют описательный рассказ о птице, не называя её, с опорой на условно-графическую схему.

Например: «Это маленькая, проворная птичка. У неё серая грудка, коричневая спинка. Она прыгает и любит клевать зёрна, хлебные крошки. Живёт вблизи человеческого жилья. Она чирикает».

Дети составляют 4-5 рассказов.

5. Координация речи и движения.

Физминутка:

Л. - Девочки и мальчики, вокруг себя повернитесь, в зимующих птиц превратитесь.

Игра «Вороны» :

Возле ёлочки зелёной

Скачут, каркают вороны

Кар-кар-кар (2 раза)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали.

Кар-кар-кар (2 раза)

Лишь к утру они стихали

И тихонько засыпали

Кар-кар-кар (2 раза)

Чтение сопровождается имитацией движений.

6. Закрепление навыка звуко-слогового анализа слова.

Игра «Найди свою птичку».

Вопросик Почемучкин просит помочь ему подобрать к карточке-схеме звуко-слогового состава слова, картинки с изображением зимующих птиц.

Почемучкин благодарит детей и прощается.

7. Инсценировка «Мы - ваши друзья» :

Л. - К нам кто-то стучится.

Прилетела сорока.

Сорока: Зима на носу, зима на носу! Звери, птицы, кто ещё от зимы не спрятался, кто на юг не улетел?

Синичка: Это мы остались с вами в городе. Голодно нам. А еда под снегом.

Воробей: Не удивляйтесь, что мы ещё с осени начинаем носами в окна стучаться. Мы напоминаем вам : вы слушали весной наши песни, осенью ели груши, яблоки. Это мы сады охраняем. Теперь ваш черёд.

Все: Помогите нам!

Л. : Да, нелегко приходится птицам зимой. Они нуждаются в нашей помощи. Поэтому птицы летят поближе к жилью человека, здесь легче найти корм.

Хлебных крошек не жалей,

Заслужил их воробей.

Ты приладь ему кормушку,

Кликнет он свою подружку,

И пойдет весёлый стук-

Тук-тук-тук, тук-тук-тук.

Л. Давайте мы возьмём наши кормушки и насыплем в них корма, который мы собирали осенью.

Дети берут пакетик с кормом, называют его и говорят, какую птичку они угостят. Например: «У меня ягоды рябины. Я угощу снегиря».

8. Итог занятия.

Л. : Ребята, где мы сегодня побывали? Кого мы там видели? О ком составляли описательные загадки? Какие трудности испытывают птицы зимой? Чем люди могут помочь зимующим птицам? (Ответы детей).

-Ребята, вам понравилось в гостях у зимующих птиц?

-Да!

Л. А теперь нам пора возвращаться. Путешествие наше закончилось. Положительная оценка деятельности детей.

Публикации по теме:

Проект «Зимующие птицы» Паспорт проекта «Зимующие птицы» Актуальность: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время. Задачи:.

Презентация по лексической теме недели «Птицы»Презентация по лексической теме недели «Птицы» ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Дети должны знать: — отличие птиц от других животных; — названия домашних, диких водоплавающих, болотных,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной речи «В гостях у зимующих птиц»
Опубликовано: 2 июля 2014 в 10:24
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД