МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ с использованием мнемотаблиц»

Починская Евгения
Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ с использованием мнемотаблиц»

Цель: развитие связной монологической речи

Задачи:

1. Продолжать учить детей составлять связный рассказ с опорой на мнемотаблицу;

2. Развивать умения и навыки построения самостоятельных связных высказываний;

3. Уточнить и активизировать словарь по теме «Весна»;

4. Развивать силу и высоту голоса;

5. Развивать память, мышление, творческое воображение.

Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи „Пересказ с использованием мнемотаблиц“» размещена в разделах

Оборудование: текст рассказа Г. Скребицкого «Весна» (из цикла «На лесной поляне»); портрет автора рассказа; фломастеры или цветные карандаши; листы бумаги формата А4; сюжетные картины трёх месяцев весны; предметные картинки – солнце, дождь, почки, подснежник, грач, ласточка, заяц, медведь, жук, комар.

Ход занятия

1. Организационный момент

Педагог сообщает тему занятия: «Сегодня мы завершим беседу на тему «Весна» и познакомимся с рассказом Георгия Скребицкого. Представьте, что наша доска – это альбомный лист, на котором мы нарисуем картину весны».

- «Перечислите по порядку весенние месяцы?» (педагог выставляет сюжетные картинки с изображением месяцев весны).

- «Катя, скажи, с какого звука начинается первый месяц весны?» («Первый месяц весны – март, это слово начинается со звука [М]»).

Педагог записывает на доске букву - М.

- «Слава, назови первый звук в слове «Апрель»?».

Педагог пишет на доске вторую букву – А.

- «Аня, ответь, с какого звука начинается последний месяц весны?» («Последний месяц весны – это май, в слове «май» первый звук [М]»).

Педагог пишет на доске последнюю букву в слове – М.

На доске записано: МАМ

Педагог: «Посмотрите, ребята! Весенние месяцы можно запомнить по первым буквам. Весной мы празднуем 8 марта – праздник МАМ».

2. Загадки о весне

Педагог: «А теперь послушайте загадки и угадайте, о каком месяце идёт речь!».

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц, кто узнает? (Март)

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл? (Апрель)

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет.

Угадай, что за месяц это? (Май)

3. Игра «Четвёртый лишний»

Педагог: «Пора начинать рисовать нашу весеннюю картину. Послушайте: «ландыш», «тюльпан», «солнце», «лилия». Определите, что лишнее?».

Дети определяют: «Солнце – лишнее».

Педагог: «Почему? (ответы детей). Вот мы и солнышко нарисовали!». (Педагог помещает картинку с изображением солнца на доску).

4. Работа с деформированными предложениями[/b]

Педагог: «Помогите мне! У меня были написаны предложения о весне, и кто-то перепутал в них слова! Исправьте ошибки, пожалуйста!».

1. Весной часто идёт дождь.

2. На деревьях набухают почки.

3. В лесу расцветают подснежники.

Дети исправляют предложения и педагог спрашивает: «О чем говорится в первом предложении?» («О дожде»).

Тот, кто первым ответил на этот вопрос идёт к доске и выставляет картинку с изображением дождя.

- «О чём говорится во втором предложении?» («О почках»).

Кто-то из детей размещает на доску картинку с изображением почки.

- «О чём идёт речь в последнем предложении?» («О подснежниках»).

Соответствующая картинка помещается на доску.

Педагог: «Молодцы, ребята, прекрасная картина у нас получается!».

5. Физминутка «Весенняя песенка» (Белорусская народная песня)

А уж ясно солнышко (Дети идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки)

Припекло, припекло

И повсюду золото

Разлило, разлило. (Продолжают идти, медленно опуская руки)

Ручейки по улице

Всё журчат, журчат. (Бегут на носочках. Руки на поясе)

Журавли курлыкают

И летят, летят. (Идут, высоко поднимая колени и взмахивая руками).

6. Уточнение изменений в живой природе

Педагог: «Весна меняет жизнь не только человека, но и животных. Как встречают весну звери?» (индивидуальные ответы детей).

Педагог выставляет картинку с изображением зайца и медведя.

- «Как меняется жизнь птиц?» (индивидуальные ответы детей).

На доску размещается картинка с изображением ласточки и грача.

- «Что происходит весной с насекомыми?» (индивидуальные ответы детей).

Педагог помещает на доску картинку, изображающую комара и жука.

7. Упражнение на развитие голоса

Педагог: «Давайте представим, что мы насекомые. Мы проснулись от долгого зимнего сна и полетели. Как летают и пищат маленькие комары? (дети пищат тихо). А как пищат большие комары? (дети пищат громко). Как жужжат большие жуки? (дети произносят: «ЖЖЖЖ» громким голосом). Как жужжат маленькие жуки? (дети жужжат тихим голосом).

8. Игра «Бывает или нет?»

Педагог: «Поиграем в игру «Бывает или нет?». Я буду читать предложения, а вы должны слушать предельно внимательно и отвечать на вопросы».

1. Весной, когда ярко светило солнце, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься. Так бывает или нет?

2. Наступила весна. В лесу расцвели первые цветы. Мы отправились в лес собирать их. Так бывает или нет?

3. На дворе капель, бегут ручьи. На ветках деревьев сидят красногрудые снегири. Так бывает или нет?

4. Весной на улице тепло и весело, на деревьях набухают почки, распускаются первые цветы. Так бывает или нет?

5. Косяки птиц улетают в теплые края. Так бывает или нет?

6. Когда снег в лесу ещё не совсем сошёл, на открытых местах появляются первые цветы – подснежники. Так бывает или нет?

9. Чтение рассказа Г. Скребицкого «Весна»

Педагог: «Вот и нарисовали мы весеннюю картину. Вам нравится? А теперь послушайте, как Георгий Скребицкий (показ портрета автора) нарисовал весеннюю картину в своем произведении «Весна»».

Педагог читает произведение.

10. Пересказ текста при помощи мнемотаблицы

Педагог: «Предлагаю вам нарисовать этот рассказ! Я буду читать предложения, а вы рисовать их. Потом мы посмотрим, что у вас получится, и желающие смогут пересказать это произведение!».

Педагог у себя на большом листе тоже рисует схематичные картинки.

Далее несколько детей составляют пересказ текста (если дети утомлены, можно предложить детям пересказ по цепочке).

11. Итог занятия

Педагог: «Ребята, вот наше занятие подошло к концу. Что вам больше всего запомнилось и понравилось на занятии?».

Оценка работы детей.

Публикации по теме:

Формирование первоначальных навыков связного говорения (из опыта работы) В своей работе активно использую методику в. К. Воробьёвой. Обучение рассказыванию предполагает понимание сказанного, развитие умения отвечать.

Перспективное планирование работы по развитию монологической речи в процессе обучения описанию пейзажа. Перспективное планирование работы по развитию монологической речи в процессе обучения описанию пейзажа. 1. Обследование связной монологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной речи «Пересказ с использованием мнемотаблиц»
Опубликовано: 7 февраля 2014 в 18:28
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД