Конспект занятия по развитию связной речи старших дошкольников на тему «Придумай конец сказки»

Починская Евгения
Конспект занятия по развитию связной речи старших дошкольников на тему «Придумай конец сказки»

Цель: упражнять в решении творческих задач; обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания.

Задачи:

1. Познакомить детей с русской народной сказкой «Два жадных медвежонка»; помочь детям понять смысл произведения.

2. Закреплять знания о структуре повествовательного текста (начало, середина, конец).

3. Показать возможности развития сюжета произведения через придумывание различных вариантов конца сказки.

4. Развитие понимания дошкольниками переносного значения пословиц и поговорок (по теме «Жадность»).

5. Обогащение словаря: учить детей рассуждать и давать определения различным понятиям (например, «жадность», «стеклянные горы», «шёлковый луг» и др.); подбирать синонимы.

Оборудование: сюжетные картинки к сказке «Два жадных медвежонка»; игрушка Медведица.

Ход занятия

I. Организационный момент

Педагог: «Сегодня я вас познакомлю с русской народной сказкой «Два жадных медвежонка».

II. Основная часть

1. Рассказ сказки «Два жадных медвежонка» (в обработке Краснова А. Важдаева В.)

Педагог сопровождает рассказ показом сюжетных картинок.

По ту сторону стеклянных гор, за шёлковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. У неё было два сына. Когда медвежата выросли, они решили, что пойдут по свету искать счастья.

Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им никогда не расставаться друг с другом.

Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь-дорогу.

Шли они, шли. И день шли, и другой шли. Наконец все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые, брели они рядышком.

- Эх, братик, до чего же мне есть хочется! - пожаловался младший.

- И мне хочется! - сказал старший.

Так они всё шли да шли и вдруг нашли большую круглую головку сыра. Хотели было поделить её поровну, но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше.

Спорили они, рычали, и вдруг откуда ни возьмись подошла к ним лиса.

- О чём вы спорите, молодые люди? - вкрадчиво спросила лиса.

Медвежата рассказали ей о своей беде. - Какая же это беда! — сказала лисица. — Давайте я вам поделю сыр поровну: мне что младший, что старший — всё одно.

— Вот хорошо-то! — обрадовались медвежата. - Дели!

Лиса взяла сыр и разломила его на две части. Но расколола головку так, что один кусок - это даже на глаз было видно — был больше другого.

Медвежата закричали:

- Этот больше! Лиса успокоила их:

- Тише, молодые люди! И эта беда не беда. Сейчас я всё улажу.

Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок.

- И так неровно! — забеспокоились медвежата.

- Ну, полно, — сказала лиса. - Я сама знаю своё дело! И она откусила кусок от большей части. Теперь больший кусок стал меньшим.

- И так неровно! — закричали медвежата.

- Да будет вам! - сказала лиса, с трудом ворочая языком, так как рот её был набит вкусным сыром. - Ещё самая малость - и будет поровну.

Лиса продолжала делить сыр. А медвежата только чёрными носами водили туда-сюда, туда-сюда: от большего куска - к меньшему, от меньшего - к большему.

Пока лиса не наелась досыта, она всё делила и делила.

Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных кусочка.

- Ну что ж, - сказала лиса, - хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! - И, помахав хвостом, она убежала.

Так-то вот бывает с теми, кто жадничает!

2. Беседа по содержанию произведения

- К какому виду сказок она относится? («Сказка «Два жадных медвежонка» - это сказка о животных»).

- Почему её можно назвать сказкой? («Сказку «Два жадных медвежонка» можно назвать сказкой потому, что в ней животные разговаривают, что не бывает в жизни; как медведи могут идти искать счастье?»).

- О чем эта сказка? (Ответы детей)

Педагог: «Конечно, ребята! Жадность – это очень нехорошее качество. Кто из вас может объяснить смысл слова «жадность»? Как можно сказать по-другому, подберите слова, близкие по значению к слову «жадность»? («скупость», «ненасытность», «прожорливость»). Педагог просит нескольких детей повторить все слова.

- Кто главные герои этой сказки? («Главные герои сказки - два брата медвежонка»)

- Какие черты характера у медвежат? («Медвежата - жадные, скупые, ненасытные, не внимательные друг к другу»)

- Расскажите, почему поссорились медвежата (индивидуальные ответы тех детей, которые менее активны на занятии).

- Как поступила лиса? Что можно сказать о ее поступке? («Лиса обманула медвежат и съела сыр. Лиса поступила не честно»).

- Какие качества героев сказки вы не хотели бы иметь у себя? (индивидуальные ответы детей).

- Как понять слова «стеклянные горы»?

- Как понять слова «шёлковый луг»?

- Как понять слова «невиданный, нехоженый лес»?

3. Работа с пословицами

Педагог: «В народе есть много поговорок и пословиц о жадности. Послушайте и скажите, какая из них более подходит к сказке».

Не разводи усок на чужой кусок! (Объяснить детям: «усок» – в данной пословице в значении «ус», «усы»).

Жадность последнего ума лишает.

Доброе братство - лучше богатства.

Педагог просит нескольких детей объяснить смысл прочитанных пословиц, а затем обобщает сказанное.

- Какая пословица более подходит к сказке? (индивидуальные ответы детей).

4. Игра «Найди небылицы в сказке»

Педагог: «Давайте поиграем? Вы помните что такое «небылицы»? Вспомните сказку и назовите, какие небылицы в ней встречались».

• в сказке говорится о том, что медвежата нашли в лесу сыр. Может ли такое быть? (Сыр в лесу найти нельзя, сыр изготавливают люди).

• Двум медвежатам нравился сыр (Медведи не едят сыр). Что едят медведи?

• Медведи решили пойти по свету – искать счастье (такого не бывает, медведи не ходят по свету, и не ищут счастье).

3. Физкультминутка «Медвежата»

Педагог: «Сейчас пришло время отдохнуть. Я расскажу вам смешную небылицу про двух медведей, которые сидели на суку».

Сидели два медведя

На тоненьком суку (раскачиваемся с ноги на ногу)

Один читал газету (читаем газету,

Другой - мешал муку (мешаем муку).

Раз ку-ку, два ку-ку,

Оба шлепнулись в муку (лечь на спину и болтать ногами в воздухе).

Педагог: «Почему я назвала эту игру «небылицей»? (ответы детей).

- А теперь ещё раз повторим игру, только теперь вы должны мне помогать: я произношу начало фразы, а вы продолжаете эту фразу самостоятельно.

4. Коллективное сочинение конца сказки с помощью педагога

Медведица: «Вот видите, ребята, вы не хотите быть такими жадными, как мои медвежата. Мне так обидно, так хочется, чтобы и мои детки были добрыми, хорошими».

Педагог: «Давайте, ребята, поможем медведице. Придумаем свой конец сказки, где медвежата не были бы такими жадными».

Педагог: «Конец сказки – это завершение сказки, в котором говорится о том, что случилось с героями. В конце все заканчивается либо хорошо, либо не очень. Расскажите, что произошло в конце сказки о «Двух жадных медвежатах»?» («Братья остались ни с чем из-за своей жадности»).

- Давайте вспомним, какой конец был в сказке «Теремок»? («В конце сказки «Теремок» все закончилось хорошо, потому что все герои помогали друг другу, построили новый дом»). Помните сказку «Три медведя»? Что произошло в конце этой сказки? («В конце сказки «Три медведя» девочка вернулась домой целой и невредимой) Конец этой сказки удачный, хороший!»).

- Что сказала медвежатам мать, когда они собирались в дорогу? (индивидуальные ответы детей) Правильно! Можно закончить сказку тем, что медвежата всё-таки поняли, что жадность – это очень нехорошее качество и решили разделить кусок сыра поровну.

Педагог даёт задание одному из детей: «Расскажи, какой конец будет, если изменить её и сделать так, что медвежата поняли наказ матери и не стали жадничать».

Пример: Братья вспомнили наказ своей матери и решили не ссориться между собой и не жадничать. Сели они на полянке и решили разделить сыр поровну. Досыта они наелись и пошли дальше – искать своё счастье.

Педагог: «Я рассказывала вам о том, что в сказке может быть что-то необычное – например, можно представить, что кусок сыра был огромным, большим – пребольшим. И тогда получится совсем другая сказка – очень интересная и необычная».

Педагог просит одного из детей: «Расскажи, чем закончится сказка, если медведи найдут огромный кусок сыра?».

Пример: Медвежата шли-шли по лесной дороге и нашли огромный кусок сыра. Он был такой большой, что братья не поверили своему счастью!

- Что могло произойти дальше? (индивидуальные ответы детей)

Они отламывали от него маленькие кусочки и ели-ели и наконец, так объелись, что животы у них опухли. Легли братья под дерево отдохнуть.

- Что могло прийти в голову медведям? Какая хорошая идея могла посетить медведей? (ответы детей)

И тут одному из них пришла хорошая мысль – собрать всех жителей леса и устроить «Праздник Сыра». Пригласили они всех зверей – всех накормили. Звери были очень довольны, они пели и танцевали.

- Как вы думаете, что чувствовали медведи, когда благодаря им все звери леса стали сытыми? (ответы детей).

А братья-медвежата были счастливы, потому что нашли много друзей!

Педагог: «Кто из вас придумает другой конец этой сказки?». (Педагог побуждает ребёнка придумать свой конец сказки, помогает при затруднениях).

Медведица: «Как здорово вы сочинили! Вот спасибо, ребята. Я так рада, что в вашей сказке мои медвежата хорошие, добрые, не жадные».

III. Итог занятия

Педагог: «В какой сказке мы побывали?» («Сказка «Два жадных медвежонка»).

- Какая это сказка, авторская или народная? (индивидуальные ответы детей).

- О чем говорится в этой сказке? («В этой сказке говорится о жадности, которая приводит к неприятным последствиям»).

- Чему учит сказка «Два жадных медвежонка»?

- Какая пословица подходит к сказке «Два жадных медвежонка»? (индивидуальные ответы детей).

Оценка работы детей на занятии. Очень важно отметить только положительные стороны, обратить внимание детей на те моменты, когда кто-то из детей предложил интересное решение творческой задачи.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование работы кружка «В мире сказки» в старшей группе № Тема и цель занятия Сентябрь 1 Чтение сказки «Король-лягушонок, или Железный Генрих» Бр. Грим Цель: Уточнить представления детей о жанровых.

Сказка как средство развития речи Презентация предназначена для использования воспитателями и учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений. Сказка - это:.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Зима
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной речи старших дошкольников на тему «Придумай конец сказки»
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 19:35
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-ласс «Зимний домик»
Новый год – это волшебное и сказочное время, наступления которого с нетерпением ждут дети и взрослые. Каждый ждет чуда в этот день. В это время все кругом...
«Зимний лес» аппликация из тюля, бумаги с элементами рисования. Фотоотчёт.
В дошкольном возрасте процесс познания происходит эмоционально - практическим путём. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением...
Дидактическая игра «Подбери окошки к домику»
Воспитатель: Лебедева Екатерина Андреевна Дидактическая игра "Подбери окошки к домику" Дидактическая игра предназначена для детей второй младшей группы ( 3-4...
Новогодние сувениры «Снежинки-балеринки». Мастер-класс по изготовлению поделок из...
Близятся новогодние праздники, пора подумать о сувенирах, которые можно изготовить из самых разнообразных материалов. Ведь поделки, изготовленные своими...
Предновогоднее детское творчество. Фотоотчёт
Ну вот и началось интересное время – время подготовки к самому любимому и детьми, и взрослыми празднику – Новому году! В группе царит приподнятое...