МААМ-картинки

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшей группы компенсирующей направленности (ОНР III уровня) (1 фото)

Инна Гладышева
Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшей группы компенсирующей направленности (ОНР III уровня)

Тема: «Составление рассказа о зимних забавах с опорой на мнеморяд»

Цель: развивать связную монологическую речь путём объединения предложений в рассказ с опорой на мнеморяд.

Задачи

I. Коррекционно-обучающие.

Обобщить имеющиеся у детей знания о зиме и зимних развлечениях (П).

Активизировать предметный и глагольный словарь путём называния предметов зимнего инвентаря и действий с ними (К).

Закреплять навык составления предложений с опорой на карточку-схему с последующим объединением их в связный рассказ о зимних забавах (К).

Активизировать в самостоятельной речи детей предлог «на» (К).

II. Коррекционно-развивающие.

Развивать:

Публикация «Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшей группы компенсирующей направленности (ОНР III уровня)» размещена в разделах

-речевое дыхание (З, К);

-слуховое внимание;

-артикуляционную моторику (З, К);

-общую моторику (З);

-логическое мышление;

-память.

III. Воспитательные.

Воспитывать стремление чаще бывать на свежем воздухе. Прививать такие качества, как доброжелательность, дружелюбие, желание помочь друг другу (С).

Оборудование:

Бумажные снежинки (по кол-ву детей); предметные картинки: снеговик, санки, лыжи, самокат; индивидуальные зеркала (по кол-ву детей); сундучок (или коробочка); карточки-схемы: снежинки, дети, снеговик, снежки, горка, санки, лыжи, коньки, улыбки детей.

Предварительная работа:

Изучение лексических тем: «Зима. Признаки зимы», «Зимние забавы».

Наблюдения на прогулке за подвижными играми других детей на участках.

Рассматривание сюжетной картины «Зимние забавы».

Обмен личным опытом детей. Рассказывание на тему: «Мои любимые зимние развлечения».

Чтение художественной литературы:

И. Демьянов «Снежная баба»

В. Шварц «Работница»

Ход занятия

1. Оргмомент.

-Ребята! Сегодня нам в детский сад позвонили дети из Африки и попросили помочь им отгадать загадку:

Она сама и снег, и лёд,

А уходит - слёзы льёт.

(Зима)

-Как вы думаете, почему дети из Африки не смогли отгадать загадку?

Ответы детей.

-Какие основные признаки зимы вы можете назвать? (ответы детей)

Логопед обращает внимание детей на лежащие на ковре снежинки.

-Ой, посмотрите, ребята, сколько снежинок нам надуло в окошко! Давайте изобразим снегопад: возьмём в руки снежинки и подуем на них так, чтобы не надувались щёки, губы вытянем трубочкой. Сначала дуем тихо (слабый снегопад). Теперь дуем сильно (сильный снегопад).

2. Сообщение темы.

-А когда на улице много снега, что можно делать? (ответы детей). Я предлагаю вам, ребята, сегодня поговорить о зимних развлечениях и даже составить о них рассказ, который потом я отошлю в письме в Африку, чтобы африканские дети знали о том, во что мы можем играть зимой на улице.

Дети садятся за столы.

3. Актуализация знаний детей о зимних забавах.

3.1. Нахождение лишней картинки с мотивированием выбора. Развитие логического мышления.

Санки, снеговик, самокат, лыжи.

3.2. Игра «Да – нет». Развитие слухового внимания.

Зимой можно:

ездить на велосипеде, кататься на лыжах, прокатиться на санках, лепить снеговика, купаться в речке, играть в снежки, строить горку, загорать на солнце, пускать кораблики, кататься на коньках, ездить на самокате, строить ледяную крепость, играть в хоккей, играть в футбол, рисовать мелками на асфальте.

-Что можно делать зимой? (1-2 ребёнка)

-Что нельзя делать зимой? (1-2 ребёнка)

4. Развитие артикуляционной моторики (работа с индивидуальными зеркалами).

-Чтобы нам, ребята, чётко, правильно говорить, предлагаю потренировать наши щёчки, язычки.

Дети берут зеркала и выполняют артикуляционную гимнастику.

Упражнение для щёк «Снеговик». Слепили снеговика - надули щёки. Растаял снеговик – втянули щёки (4-5 раз).

Упражнения для языка:

«Горка» (5 раз)

«Санки-ледянки» (язык «чашечкой» за верхними зубами) (5 раз)

«Кидаем снежки» (язык вправо - влево, вверх-вниз) (3 раза).

5. Развитие общей моторики. Логоритмическое упражнение «Мы зимой в снежки играем…»

-А теперь мы отдохнём!

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы!

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

6. Составление коллективного рассказа о зимних развлечениях.

-Ребята, вы помните, почему мы сегодня говорим о зимних забавах? (ответы детей). Сейчас мы все вместе попробуем составить рассказ о зимних развлечениях. А помогут нам карточки-помощницы. Будем доставать их из сундучка.

Логопед подходит к одному из детей и просит достать карточку. Ребёнок достаёт карточку и составляет по ней предложение. Если ребёнок затрудняется, то логопед помогает ему наводящими вопросами. После ответа карточка выставляется на доску.

6 карточек:

1. Снежинки. Зимой часто идёт снег. (Зимой на улице много снега.)

2. Дети. Дети выходят на улицу. (Дети много времени проводят на свежем воздухе.)

3. Снеговик. Они лепят снеговика из снега, украшают его бусами, пуговками.

4. Снежки. Дети катают снежки и играют ими. (Ребята кидаются снежками.)

5. Горка, санки, лыжи, коньки. Ребята катаются с горки на санках, скользят на лыжах по снегу, бегают по льду на коньках.

6. Улыбки детей. Очень рады дети зиме! (У детей весёлое настроение! Очень любят зиму дети)

Далее логопед объединяет ответы детей в рассказ, обращая внимание на мнеморяд.

7. Самостоятельное рассказывание детей по графическому плану. Развитие связной монологической речи (3-4 человека).

-Вы молодцы, ребята! У вас получился очень хороший рассказ о зимних развлечениях. Его я обязательно отправлю в письме детям в Африку.

8. Подвижная игра на ковре «Моё любимое зимнее развлечение».

-Ребята! А сейчас изобразите движениями ваше любимое зимнее развлечение, а я попробую его отгадать.

Дети выполняют движения, логопед называет зимнее развлечение.

-Запомним, ребята: «Чтоб здоровыми нам стать, чаще надо нам гулять!»

9. Итог занятия.

-Чем мы сегодня занимались?

-Почему сегодня мы говорили о зимних забавах?

Оценка детской деятельности.

Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшей группы компенсирующей направленности (ОНР III уровня)
Публикации по теме:

Поздняя осень Тема: Поздняя осень (Составление рассказа об осени с опорой на пиктограммы) Цель: Коррекционно – образовательные: Обучение составлению рассказа.

Презентация «Ранняя весна» для обучения детей составлению описательного рассказа с опорой на картинки-символы по мнемотаблице Цель: -обогащать активный словарный запас детей; -развивать умение отгадывать загадки с опорой на картинки-символы; -развивать умение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшей группы компенсирующей направленности (ОНР III уровня)
Опубликовано: 24 января 2014 в 21:02
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД