Конспект занятия по развитию экологических представлений дошкольников (5–6 лет) с применением ИКТ «Лист — часть растения».

Светлана Логинова
Конспект занятия по развитию экологических представлений дошкольников (5–6 лет) с применением ИКТ «Лист — часть растения».

Образовательные области: познание, коммуникация, здоровье, социализация.

Задачи:

• познакомить детей с некоторыми функциями и видоизменениями листьев растений;

• расширять знания детей о частях растений;

• развивать любознательность, наблюдательность, память, мышление;

• воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

проектор, ноутбук;

презентация «Лист – часть растения»;

демонстрационные и раздаточные условные изображения разных видов листьев;

демонстрационные условные изображения разновидностей корней и стеблей растений;

демонстрационное пособие «Части растений»;

предметные картинки с изображением растения или животного на каждого ребенка;

водоросли в аквариуме;

фланелеграф

Предварительная работа:

знакомство с понятиями «живая» и «неживая» природа;

знакомство с частями растения;

знакомство со значением и видоизменениями корней и стеблей

Активизация словаря:

части растения, лист, лист обычный небольшого размера, лист крупный, лист-колючка, лист-иголка.

Ход занятия.

Стук в дверь. В группу входит Лесовичок (воспитатель).

- Здравствуйте, вы меня узнали? Я – Лесовичок, знаток природы. Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие в природу. Для вас я приготовил новые интересные задания.

Лесовичок (воспитатель)достает конверт и открывает его. Из конверта достает картинки с изображением растения или животного, раздает их детям. Затем предлагает отгадать загадки. Ребенок, у которого в руках картинка-отгадка, прикрепляет картинку на фланелеграф.

Загадки:

1. Летом серый, зимой белый.

(Заяц)

2. Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

(Береза)

3. В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят.

(Помидор)

4. Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.

(Колокольчик)

На фланелеграфе – четыре предметные картинки. Остальные картинки воспитатель собирает.

- Ребята, что общего между зайцем, березой, помидором и колокольчиком? (Это все живая природа).

- Какая картинка здесь лишняя? (Лишняя картинка с изображением зайца. Заяц – это животное, а береза, колокольчик и помидор – это растения.) Воспитатель убирает картинку с изображением зайца.

- Для чего нужны растения на Земле? (Пища, кислород, строительство, красота).

Лесовичок (воспитатель) показывает детям схему «Части растения»

- Назовите части растения. (Корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).

- Для чего растению нужен корень? (Корень держит растение в земле, с помощью корня растение добывает себе воду и минеральные вещества).

- Для чего растению нужен стебель? (По стеблю вода поднимается к листьям, цветам, плоду и семенам растения).

- Сегодня мы с вами продолжим разговор о частях растения. Мы будем говорить о листьях растений. Вы узнаете, какие бывают листья и для чего они нужны.

- Вы уже сказали, что растения нам нужны, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым. А знаете ли вы, что чистым воздух делают именно листья растений! Листья выделяют кислород, которым дышим мы и все животные. Больше всего кислорода выделяют растения, которые живут в воде – это водоросли. Водоросли бывают разные.

Лесовичок (воспитатель) подводит детей к аквариуму и показывает водоросли.

- Много разных растений растет на земле и у этих растений есть листья. Больше узнать о листьях растений нам поможет наш волшебный экран.

Дети садятся за столы. На столах лежит раздаточный материал.

Презентация.

1 слайд. Лист – часть растения.

2 слайд. Листья выделяют значительное количество кислорода, которым дышим мы и все живые организмы.

Перед показом следующего слайда, воспитатель задает вопрос:

- Ребята, подумайте и скажите, какого цветы бывают листья? (Зеленого)

- Давайте посмотрим листья некоторых комнатных растений.

3 слайд.

Фото 1 - Чаще всего у комнатных растений бывают зеленые листья.

Фото 2 - Бывает, что листья комнатных растений имеют другую окраску. Например листья хлорофитума могут быть раскрашены в зеленую и белую полоску.

Фото 3 - Яркую окраску листьев имеет колеус.

Перед показом следующего слайда, воспитатель задает вопрос:

- Вспомните, какую окраску листьев имеют деревья и кустарники. (Зеленую)

4 слайд. - Да, весной и летом листья на деревьях и кустарниках зеленого цвета. А когда наступает осень, листья многих растений меняют свою окраску. Часто осенью можно увидеть необыкновенную красоту!

5 слайд.

Фото 1, 2 - Листья растений бывают разной формы.

- Чаще всего у растений бывают обычные небольшого размера листья.

- Найдите у себя такое условное обозначение. (Дети находят у себя на столе условное обозначение и показывают)

Конспект занятия по развитию экологических представлений дошкольников (5–6 лет) с применением ИКТ «Лист — часть растения».

6 слайд. – У многих деревьев, растущих у нас в Карелии, обычные небольшого размера листья. Давайте попробуем узнать деревья по их листьям (береза, дуб, осина).

7 слайд. – Если растение живет, там, где очень тепло и много воды (в теплом и влажном климате, у него бывают крупные листья. Покажите, как мы будем обозначать крупные листья. (Дети показывают условное обозначение)

8 слайд. - Крупные листья можно увидеть у… (фикуса, кувшинки, пальмы)

9 слайд. – Удивительны листья кувшинки виктории, растущей в Южной Америке. Такой лист выдерживает большой груз и не тонет.

10 слайд - Если растение живет в телом климате с очень малым количеством воды, у него бывают листья-колючки. Например, колючки у кактуса – это листья. Такие листья экономят воду.

- Покажите условное обозначение листа-колючки. (Дети показывают условное обозначение)

11 слайд

Фото 1 - Зимой многие деревья и кустарники сбрасывают листья, чтобы растение зимой не замерзло. Только некоторые растения остаются зелеными.

Фото 2, 3 - Назовите их (ель, сосна).

- Как называют такие деревья? (Хвойные или вечнозеленые)

12 слайд - Хвойные деревья – ель и сосна имеют листья-хвоинки. Посмотрите, какая хвоя у ели и у сосны.

- Листья-хвоинки или иголки мы будем обозначать, так же как и листья-колючки. Покажите условное обозначение.

13 слайд

Игра.

На экране появляются условные обозначения листьев, дети их называют (обычный небольшой лист, крупный лист, лист-колючка).

На экране появляются изображения растений, дети называют растение и определяют, какие у этого растения листья, показывают условное обозначений. Воспитатель предлагает проверить правильность ответов (картинка с изображением растения передвигается к нужному значку).

14 слайд - Мы сегодня узнали много нового о листьях. Давайте вспомним, где можно использовать листья. (Дети высказывают свои предположения).

Фото 1 – Из листьев можно сделать красивую аппликацию или поделку.

Фото 2 - На листьях можно рисовать.

15 слайд Листья – это еда для людей и для животных.

Фото 1 – например, мы едим листья капусты.

- Назовите еще растения, у которых мы едим листья (салат, щавель и др.)

Фото 2 – Листья растений используют для заваривания вкусного и полезного чая.

Закрепление материала:

- Все ли растения имеют одинаковые листья? (Нет)

- Почему растения имеют разные листья? (Они живут в разных местах, где разное количество воды и тепла)

- Отгадайте загадки.

Лесовичок (воспитатель) выставляет на фланелеграф схематическое изображение пальмы, кактуса и ели.

Лесовичок (воспитатель) загадывает загадку, а один ребенок выставляет на фланелеграф условные обозначения. Все вместе отгадывают растение и выставляют на фланелеграф его схематическое изображение.

- У этого растения стержневая корневая система, утолщенный накапливающий воду стебель и лист-колючка. (Кактус)

- У этого растения стержневая корневая система, стебель обычный прямостоящий и лист-иголка. (Ель)

- Какое растение осталось? (Пальма) Составьте загадку про пальму.

Дети составляют с помощью Лесовичка загадку. Надо чтобы условных значков было больше, чем нужно для загадки (чтобы был выбор).

(Загадка о пальме: мочковатая корневая система, обычный прямостоящий стебель и крупный лист)

На фланелеграфе получаются следующие схемы:

Итог.

- Почему у растений бываю разные корни, стебли и листья? (Растения живут в разных местах).

- О какой части растения говорили сегодня? (О листьях).

- О какой части растения будем говорить в следующий раз? (О цветке)

Лесовичок благодарит детей за хорошую работу и обещает прийти в следующий раз с новыми заданиями.

Список литературы:

• Венгер Л. А. Программа «Развитие». Разработки занятий для детей старшего дошкольного возраста

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Части растений»Дидактическая игра «Части растений» Дидактическая игра по экологии: "Части растений" Для этого пособия требуется фланелеграф (у меня в кабинете это фанера обшитая фланелькой,.

Корень — часть растения (занятие по развитию элементарных экологических представлений детей старшего дошкольного возраста).Корень — часть растения (занятие по развитию элементарных экологических представлений детей старшего дошкольного возраста). Занятие по развитию элементарных экологических представлений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) "Корень - часть растения" с применением.

Библиотека изображений:
  • Цветы
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию экологических представлений дошкольников (5–6 лет) с применением ИКТ «Лист — часть растения».
Опубликовано: 14 апреля 2013 в 17:01
+374Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 409.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»
Фото отчет детского творчества «Осенняя палитра сентября»! Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Мне кажется, что никто не написал об осени лучше...
Игровой комплекс по развитию мелкой моторики «Подарки для мамы» для младшей группы
Продолжаю серию тематических игровых комплексов для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста. Накануне Дня Матери мы...
Фотоотчет о прогулке «Осень золотая. Игры с опавшими листьями»
Наступила осень, природа преобразилась, стала еще краше, чем летом. Деревья сменили свои зеленые наряды на яркие, разноцветные и празднуют свой последний...
Коллективная поделка в смешанной технике «Подводное царство»
Не так давно я Вас приглашала в Деревню Лоскутково, ну а сегодня предлагаю окунуться Вам в Подводное царство. Как - то вечером мои ребята решили сделать...
Фотоотчет «Красота осени»
Вот и прошло почти два месяца осени. Меняется природа, а с ней и погода за окном. Увядает земля, но у меня еще цветут бархатцы, бессмертники. А какие...