Конспект занятия по развитию экологических представлений дошкольников (5–6 лет) с применением ИКТ «Лист — часть растения».

Светлана Логинова
Конспект занятия по развитию экологических представлений дошкольников (5–6 лет) с применением ИКТ «Лист — часть растения».

Образовательные области: познание, коммуникация, здоровье, социализация.

Задачи:

• познакомить детей с некоторыми функциями и видоизменениями листьев растений;

• расширять знания детей о частях растений;

• развивать любознательность, наблюдательность, память, мышление;

• воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

проектор, ноутбук;

презентация «Лист – часть растения»;

демонстрационные и раздаточные условные изображения разных видов листьев;

демонстрационные условные изображения разновидностей корней и стеблей растений;

демонстрационное пособие «Части растений»;

предметные картинки с изображением растения или животного на каждого ребенка;

водоросли в аквариуме;

фланелеграф

Предварительная работа:

знакомство с понятиями «живая» и «неживая» природа;

знакомство с частями растения;

знакомство со значением и видоизменениями корней и стеблей

Активизация словаря:

части растения, лист, лист обычный небольшого размера, лист крупный, лист-колючка, лист-иголка.

Ход занятия.

Стук в дверь. В группу входит Лесовичок (воспитатель).

- Здравствуйте, вы меня узнали? Я – Лесовичок, знаток природы. Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие в природу. Для вас я приготовил новые интересные задания.

Лесовичок (воспитатель)достает конверт и открывает его. Из конверта достает картинки с изображением растения или животного, раздает их детям. Затем предлагает отгадать загадки. Ребенок, у которого в руках картинка-отгадка, прикрепляет картинку на фланелеграф.

Загадки:

1. Летом серый, зимой белый.

(Заяц)

2. Русская красавица стоит на поляне,

В зеленой кофточке, в белом сарафане.

(Береза)

3. В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут

И так едят.

(Помидор)

4. Синенький звонок висит,

Никогда он не звенит.

(Колокольчик)

На фланелеграфе – четыре предметные картинки. Остальные картинки воспитатель собирает.

- Ребята, что общего между зайцем, березой, помидором и колокольчиком? (Это все живая природа).

- Какая картинка здесь лишняя? (Лишняя картинка с изображением зайца. Заяц – это животное, а береза, колокольчик и помидор – это растения.) Воспитатель убирает картинку с изображением зайца.

- Для чего нужны растения на Земле? (Пища, кислород, строительство, красота).

Лесовичок (воспитатель) показывает детям схему «Части растения»

- Назовите части растения. (Корень, стебель, лист, цветок, плод, семена).

- Для чего растению нужен корень? (Корень держит растение в земле, с помощью корня растение добывает себе воду и минеральные вещества).

- Для чего растению нужен стебель? (По стеблю вода поднимается к листьям, цветам, плоду и семенам растения).

- Сегодня мы с вами продолжим разговор о частях растения. Мы будем говорить о листьях растений. Вы узнаете, какие бывают листья и для чего они нужны.

- Вы уже сказали, что растения нам нужны, чтобы воздух, которым мы дышим, был чистым. А знаете ли вы, что чистым воздух делают именно листья растений! Листья выделяют кислород, которым дышим мы и все животные. Больше всего кислорода выделяют растения, которые живут в воде – это водоросли. Водоросли бывают разные.

Лесовичок (воспитатель) подводит детей к аквариуму и показывает водоросли.

- Много разных растений растет на земле и у этих растений есть листья. Больше узнать о листьях растений нам поможет наш волшебный экран.

Дети садятся за столы. На столах лежит раздаточный материал.

Презентация.

1 слайд. Лист – часть растения.

2 слайд. Листья выделяют значительное количество кислорода, которым дышим мы и все живые организмы.

Перед показом следующего слайда, воспитатель задает вопрос:

- Ребята, подумайте и скажите, какого цветы бывают листья? (Зеленого)

- Давайте посмотрим листья некоторых комнатных растений.

3 слайд.

Фото 1 - Чаще всего у комнатных растений бывают зеленые листья.

Фото 2 - Бывает, что листья комнатных растений имеют другую окраску. Например листья хлорофитума могут быть раскрашены в зеленую и белую полоску.

Фото 3 - Яркую окраску листьев имеет колеус.

Перед показом следующего слайда, воспитатель задает вопрос:

- Вспомните, какую окраску листьев имеют деревья и кустарники. (Зеленую)

4 слайд. - Да, весной и летом листья на деревьях и кустарниках зеленого цвета. А когда наступает осень, листья многих растений меняют свою окраску. Часто осенью можно увидеть необыкновенную красоту!

5 слайд.

Фото 1, 2 - Листья растений бывают разной формы.

- Чаще всего у растений бывают обычные небольшого размера листья.

- Найдите у себя такое условное обозначение. (Дети находят у себя на столе условное обозначение и показывают)

Конспект занятия по развитию экологических представлений дошкольников (5–6 лет) с применением ИКТ «Лист — часть растения».

6 слайд. – У многих деревьев, растущих у нас в Карелии, обычные небольшого размера листья. Давайте попробуем узнать деревья по их листьям (береза, дуб, осина).

7 слайд. – Если растение живет, там, где очень тепло и много воды (в теплом и влажном климате, у него бывают крупные листья. Покажите, как мы будем обозначать крупные листья. (Дети показывают условное обозначение)

8 слайд. - Крупные листья можно увидеть у… (фикуса, кувшинки, пальмы)

9 слайд. – Удивительны листья кувшинки виктории, растущей в Южной Америке. Такой лист выдерживает большой груз и не тонет.

10 слайд - Если растение живет в телом климате с очень малым количеством воды, у него бывают листья-колючки. Например, колючки у кактуса – это листья. Такие листья экономят воду.

- Покажите условное обозначение листа-колючки. (Дети показывают условное обозначение)

11 слайд

Фото 1 - Зимой многие деревья и кустарники сбрасывают листья, чтобы растение зимой не замерзло. Только некоторые растения остаются зелеными.

Фото 2, 3 - Назовите их (ель, сосна).

- Как называют такие деревья? (Хвойные или вечнозеленые)

12 слайд - Хвойные деревья – ель и сосна имеют листья-хвоинки. Посмотрите, какая хвоя у ели и у сосны.

- Листья-хвоинки или иголки мы будем обозначать, так же как и листья-колючки. Покажите условное обозначение.

13 слайд

Игра.

На экране появляются условные обозначения листьев, дети их называют (обычный небольшой лист, крупный лист, лист-колючка).

На экране появляются изображения растений, дети называют растение и определяют, какие у этого растения листья, показывают условное обозначений. Воспитатель предлагает проверить правильность ответов (картинка с изображением растения передвигается к нужному значку).

14 слайд - Мы сегодня узнали много нового о листьях. Давайте вспомним, где можно использовать листья. (Дети высказывают свои предположения).

Фото 1 – Из листьев можно сделать красивую аппликацию или поделку.

Фото 2 - На листьях можно рисовать.

15 слайд Листья – это еда для людей и для животных.

Фото 1 – например, мы едим листья капусты.

- Назовите еще растения, у которых мы едим листья (салат, щавель и др.)

Фото 2 – Листья растений используют для заваривания вкусного и полезного чая.

Закрепление материала:

- Все ли растения имеют одинаковые листья? (Нет)

- Почему растения имеют разные листья? (Они живут в разных местах, где разное количество воды и тепла)

- Отгадайте загадки.

Лесовичок (воспитатель) выставляет на фланелеграф схематическое изображение пальмы, кактуса и ели.

Лесовичок (воспитатель) загадывает загадку, а один ребенок выставляет на фланелеграф условные обозначения. Все вместе отгадывают растение и выставляют на фланелеграф его схематическое изображение.

- У этого растения стержневая корневая система, утолщенный накапливающий воду стебель и лист-колючка. (Кактус)

- У этого растения стержневая корневая система, стебель обычный прямостоящий и лист-иголка. (Ель)

- Какое растение осталось? (Пальма) Составьте загадку про пальму.

Дети составляют с помощью Лесовичка загадку. Надо чтобы условных значков было больше, чем нужно для загадки (чтобы был выбор).

(Загадка о пальме: мочковатая корневая система, обычный прямостоящий стебель и крупный лист)

На фланелеграфе получаются следующие схемы:

Итог.

- Почему у растений бываю разные корни, стебли и листья? (Растения живут в разных местах).

- О какой части растения говорили сегодня? (О листьях).

- О какой части растения будем говорить в следующий раз? (О цветке)

Лесовичок благодарит детей за хорошую работу и обещает прийти в следующий раз с новыми заданиями.

Список литературы:

• Венгер Л. А. Программа «Развитие». Разработки занятий для детей старшего дошкольного возраста

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Части растений»Дидактическая игра «Части растений» Дидактическая игра по экологии: "Части растений" Для этого пособия требуется фланелеграф (у меня в кабинете это фанера обшитая фланелькой,.

Корень — часть растения (занятие по развитию элементарных экологических представлений детей старшего дошкольного возраста).Корень — часть растения (занятие по развитию элементарных экологических представлений детей старшего дошкольного возраста). Занятие по развитию элементарных экологических представлений детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) "Корень - часть растения" с применением.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию экологических представлений дошкольников (5–6 лет) с применением ИКТ «Лист — часть растения».
Опубликовано: 14 апреля 2013 в 17:01
+374
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 409.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...
Спортивный праздник «Веселые старты» на тему: «Цирковое представление»
Звучит музыка «Цирк», дети выходят в колонне по одному и выстраиваются в одну шеренгу. 1 ребенок: Начинать пора наше представление Здравствуйте, друзья!...
Мини-музей воинской славы
Мини-музей воинской славы В МБДОУ ЦРР детский сад №51 «Родничок» с. Кагальник Азовского района был создан мини-музей воинской славы. Цель организации...
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...