Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе (ОО «Познание»)

Синявина Елена Геннадьевна
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе (ОО «Познание»)

Конспект НОД по РЭМП для детей подготовительной к школе группы

Программное содержание:

Образовательные задачи:

- Познакомить детей с составными частями задачи, учить умению составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание в пределах 10 через создание специальных условий.

- Закреплять знание цифр, математических знаков, букв через дидактическую игру, и применять их при решении задач.

- Способствовать формированию умения графически моделировать рисунок, используя цифры и стрелки-указатели движения.

- Систематизировать и расширять знания о школе.

Развивающие задачи:

- Способствовать развитию логического мышления через решение занимательных задач, непроизвольного внимания при помощи игрового приёма.

- Совершенствовать координацию руки и глаза, мелкую моторику рук.

Воспитательные задачи:

- Содействовать воспитанию дружеских отношений, коммуникативных навыков через работу в парах.

- Формировать позитивную мотивацию к обучению в школе через конкретную ситуацию.

Предварительная работа:

- Рассматривание альбома «Школа- это так важно»

- Беседы с детьми на тему «Скоро в школу».

- Загадывание загадок о цифрах, математических знаках, школьных принадлежностях.

- Чтение стихотворений о школе, об учениках.

- Беседа с детьми «У меня зазвонил телефон».

- Упражнение детей в разговоре по телефону, с целью

совершенствования диалогической формы речи.

- Проведение графических диктантов с детьми.

- Сгибание цифр и математических знаков из проволоки, выкладывание примеров из проволочных цифр и знаков.

Оборудование:

- Портфель со школьными принадлежностями.

(с одной стороны с грустным выражением лица, а с другой - с весёлым)

- Тетради с заданиями (на каждого ребёнка)

- Пеналы с цифрами и математическими знаками.

- Проволока разной длины (на каждого ребёнка).

- Сигнальные карточки.

- Телефон.

Методические приёмы:

Словесные: Объяснение, напоминание, уточнение, оценка деятельности детей, указание, беседа, художественное слово, вопросы, предвосхищающая оценка.

Наглядные: рассматривание школьных принадлежностей,

сравнение с образцом.

Практические: сгибание из проволоки, исключение лишних знаков, графический диктант по заранее подготовленному условию, работа с сигнальными карточками, физ. минутка, пальчиковая гимнастика.

Игровые: создание игровой ситуации.

Индивидуальная работа:

- С Кириллом- при выполнении графического диктанта, при самостоятельном решении задачи.

- С Настей и Васей- при сгибании цифр и математических знаков из проволоки.

- С Викой Х- при выделении букв из ряда цифр и знаков, при выполнении графического диктанта.

Ход занятия:

- Ребята, пройдет совсем немного времени, и вы станете школьниками.

Когда это случится?

- Сейчас, в детском саду, мы с вами много говорим о школе. А в школе вы, наверное, будете вспоминать детский сад.

Скажите, чем детский сад отличается от школы:

- В детском саду дети спят, а в школе?

- В детском саду обед, няня приносит в группу, а в школе?

- В детский сад дети ходят с сумочками, а может и без них, а в школу обязательно?

- В детском саду оценки не ставят, а в школе?

- Молодцы, ребята, я рада, что вы так много знаете о школе.

К нам в детский сад пришел необычный гость.

А что это за гость, вы узнаете, если отгадаете загадку.

- У девчонки, у мальчишки,

В нём лежат тетради, книжки,

Ручка, кисточка, альбом,

Нет лишь куклам места в нём!

- Конечно же, это школьный портфель!

(показываю детям школьный портфель с нарисованным на нём грустным лицом)

Вот он! Ой, что же это такое?

Как вы думаете, какое настроение у нашего гостя?

- Уважаемый портфель, почему вы такой печальный?

(портфель «шепчет» не ухо воспитателю)

Все понятно, с портфелем случилась беда.

Он не может найти своего хозяина.

Ребята, как вы думаете, можно ли в такой трудной ситуации оставить его одного?

- Я предлагаю позвонить директору нашей школы. Вы согласны?

Вы знаете, как её зовут?

- Кто сможет поговорить по телефону со Светланой Юрьевной.

- Не забудьте поздороваться, объяснить, что случилось, спросить, не потерял ли кто- нибудь из учеников нашей школы портфель и поблагодарить.

(Звонок директору)

- Ребята, а пока мы ждём хозяина портфеля, давайте поднимем настроение нашему гостю и расскажем ему и покажем, что мы уже совсем готовы стать школьниками.

Уважаемый портфель, можно тебя открыть?

(открываю портфель)

Ребята, послушайте загадку про то, что я первым достану из портфеля.

Я то в клетку, то в линейку,

Написать на мне сумей-ка,

Можешь и нарисовать

Что такое я?

-У вас на столах тоже есть тетради, возьмите их. Посмотрите, что написано на странице тетради?

Слушаем внимательно задание. Ручкой зачеркните цифры и математические знаки.

(дети выполняют задание)

- Молодцы, ребята, все справились с трудным заданием.

Что осталось незачёркнутым?

Из оставшихся букв мы попробуем прочитать слово. Будьте внимательны.

Алёша, прочитай, пожалуйста, все буквы по порядку.

- Кто сможет сложитьиз этих букв слово и прочитать его?

- Молодцы, ребята, все справились с трудным заданием. Особенно я рада за Аню. Она самостоятельно смогла прочитать трудное слово.

- Сегодня, мы с вами будем учиться, составлять и решать задачи. А портфель посмотрит, как это у нас получится.

Алёша, поставь, пожалуйста, на этот стол слева 4 матрёшки.

А ты, Аня, принеси ещё одну матрёшку и поставь её справа.

(дети выполняют задание)

Ребята, что сделали Алёша и Аня?

- Рассказ про то, что сделали Алёша и Аня- это условие нашей задачи.

Послушайте ещё раз условие задачи:

Алёша поставил на стол 4 матрёшки, Аня принесла ещё 1 матрёшку.

Саша, повтори условие задачи.

- Как вы думаете, о чём можно спросить в этой задаче?

- Правильно, это и будет вопрос нашей задачи.

Антон, повтори вопрос задачи.

- Вопрос всегда стоит в задаче после условия.

- Как вы думаете, больше или меньше стало матрёшек после того, как Аня принесла ещё одну.

- Значит, какой математический знак + или – мы будем использовать при решении задачи?

-Что нужно сделать, чтобы решить задачу.

- Так сколько всего стало матрёшек?

- Это и будет ответ нашей задачи.

Артём, повтори ответ задачи.

- Итак, мы с вами составили задачу и ответили на её вопрос, значит, мы решили задачу!

- Кто из вас хочет составить свою задачу?

Дети, слушайте внимательно и постарайтесь запомнить условие и вопрос задачи.

- Ребята, кто сможет повторить ещё раз условие этой задачи.

- Какой вопрос у этой задачи?

- Молодец, Никита, интересную задачу придумал и ребята правильно нашли условие и вопрос.

- Как мы будем решать эту задачу?

- А ту цифру, которая получится при решении, сделайте из проволоки путём сгибания (дети сгибают цифру).

- Алёша, какую цифру ты сделал?

- Поднимите свои цифры. Молодцы, ответ у всех получился правильный.

- Антон, скажи нам ответ задачи.

- Ребята, постарайтесь составить такую задачу, чтобы при решении использовать действие вычитание. Придумайте условие задачи.

- Молодец, Алеша, правильно придумал условие задачи.

Кто сможет, поставить вопрос к задаче.

- Внимание, ребята, слушайте задание: Сейчас вы будете работать в парах, а наш гость посмотрит, как вы умеете договариваться и дружно работать. Выложите решение этой задачи из проволочных цифр и математических знаков на столе. Будьте внимательны в выборе математического знака.

(дети выкладывают решение задачи в парах).

(инд. работа: Кирилл, если машина уехала, их стало больше или меньше? Значит, какой математический знак, будем использовать при решении задачи).

- Прочитайте решение задачи, которое вы выложили.

-Если вы согласны с таким решением, поднимите зелёный сигнал, если нет- красный.

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо придумывали и решали задачи. Очень рада за Никиту. Он самый первый придумал задачу, в которой мы выделили условие и вопрос. Хочу похвалить Васю, за то, что он правильно решил задачу и сложил цифру 4 из проволоки.

Посмотрите, ребята, даже портфель заулыбался, он тоже рад вашим успехам.

(звенит колокольчик)

- Ребята в школе звонок зовет учеников на урок и на перемену.

А, что ученики делают на перемене?

- И мы с вами немного отдохнём.

Мы работаем руками,

Мы летим под облаками,

Руки вниз и руки вверх,

Мы летим быстрее всех (машут руками, как крыльями).

Чтобы ноги не болели,

1- присели, 2- присели,

3, 4, 5 и 6

(приседаем)

Вместе дружно мы идём (ходьба на месте)

И садимся мы потом (садимся за столы)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

- Хотите, узнать, что ещё есть в портфеле?

- Слушаем загадку:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

(достаю книгу)

- Конечно же, в портфеле обязательно есть книги. Школьники по ним учатся и называются они учебники.

Повторите это слово.

Для вас в этой книге есть занимательные задачки. Вы хотите проявить смекалку и сообразительность? Тогда слушаем очень внимательно.

У бабушки Маши внучка Даша,

Кошка Пушок, собака Дружок.

Сколько внуков у бабушки Маши?

Как вы думаете?

Кто думает по- другому?

Почему же только 1 внучка Даша, а как же кошка Пушок, собака Дружок?

- Вы согласны с ответом? Тогда поднимите зелёные сигналы.

- Молодцы, вы очень внимательны, не попались на хитрость задачки.

Слушаем следующую задачу:

Над рекой летели птицы,

Голубь, щука, 2 синицы.

Сколько птиц летело.

- Скажите, сколько птиц летело?

- Как думает Андрей? Вика?

- Какие птицы летели?

- Сколько птиц всего?

- Молодцы, ребята, и с этой задачей вы справились и объяснили свой ответ.

- Слушаем последнюю задачу

На столе лежали 4 яблока,

одно яблоко разрезали пополам и оставили на столе. Сколько яблок на столе?

- Как думает Никита? Аня? Кто считает по- другому?

- Но ведь одно яблоко разрезали пополам, может быть, их стало больше? Почему?

Я очень рада, ребята, что вы были очень внимательны, смогли доказать правильность своего решения. Я очень рада за Никиту, что он прежде подумал, а лишь потом поднял руку. Молодец!

- Отдохнём?

- (Пальчиковая гимнастика «Три Егора»

- На горушке

(подними, руки вверх, изобрази ими полукруг)

-три

(большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх)

- забора,

(руки держи перед собой, пальцы разведи в стороны)

- три

(большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх)

- избушки,

(соедини концы пальцев вместе, изобрази крышу избушки, поднимая руки вверх)

- три

(большой палец правой или левой руки соедини с мизинцем, остальные три подними вверх)

- Егора

(руки опусти вдоль туловища).

- Справа- дедушка Егор,

(сделай шаг вправо и руки вправо, левую ногу приставь и руки опусти)

- Слева- дядюшка Егор.

(Сделай шаг влево и руки отведи влево, правую ногу приставь и руки опусти)

- А у среднего забора

(сделай полунаклон туловища вперед, разведи в стороны)

- Не Егор,

(поворачивай голову в стороны).

- А пол- Егора,

(руки вытяни вперёд на уровне пояса ладонями вниз).

- Потому что он пока

(Походи на месте)

- От горшка на два вершка.

(Сделай полунаклон туловища вперёд, держа полусогнутые в локтях руки на уровне пояса ладонями вниз)

- Ребята, хотите посмотреть, что ещё у школьников в портфеле?

(достаю пенал)

- Что это за кошелёк на молнии? Может это для денег?

- Молодцы, конечно же это пенал. Пенал- очень удобная и необходимая вещь. А что бы случилось, если б не было пенала?

Смотрите, как улыбается портфель, он доволен вашим ответом.

- Для выполнения следующего задания нам тоже понадобится простой карандаш и тетрадь в клетку. А я и наш гость посмотрим, как вы самостоятельно умеете работать.

Откройте тетради, посмотрите задание.

Кто затрудняется, поднимите красный сигнал.

(Во время самостоятельной работы даю установку на посадку: «Даже портфель нахмурился, потому что вы не бережёте своё здоровье. Сядьте, пожалуйста, правильно»)

- Посмотрите, какое изображение, должно было, у вас получится.

(дети сравнивают своё изображение с изображением на доске)

- У кого получилось такое- же изображение поднимите сигнальные карточки.

- Я очень рада, что подняты зелёные сигнальные карточки. Это значит, что все задание выполнили верно.

- На что похоже?

- Подумайте, как можно дорисовать изображение, чтобы оно стало похожим на портрет нашего гостя.

Дорогой портфель, вам нравится ваш портрет?

Ребята, портфель говорит, что ему очень нравится портрет, и вы ему очень понравились, настоящие будущие школьники.

Я очень рада за вас сегодня, вы все задания выполняли правильно, хотя они были не простые. Чему вы сегодня учились?

- Из каких частей состоит задача?

- Я думаю, что дома вы покажете, как научились составлять задачи.

- Что вам особенно понравилось?

(Стук в дверь. Появляется директор школы)

- (Директор) Ребята, хозяйка портфеля нашлась. Первоклассница Юля приходила в медицинский кабинет и забыла свой портфель.

Сейчас у них идёт урок физкультуры, вы разрешите, я отнесу ей портфель.

- (Воспитатель) Ребята, посмотрите, как заулыбался портфель! (изображение на портфеле меняется)

- (Директор) Ребята, я очень надеюсь, что среди вас таких растеряшек не будет. И вы всегда будете всегда собранными. Хорошо готовьтесь к школе, а мы вас с радостью примем вас в семью школьников.

Публикации по теме:

Морское путешествие. Занятие по математике с детьми 7-года жизни .

Поздравляем победителей конкурса «Лучший конспект занятия». Апрель 2012 Завершился апрельский конкурс на "Лучший конспект занятия". 128 конспектов принимало участие. 20 авторов получат сертификаты, 4 - денежные.

Автор публикации:
Конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной группе (ОО «Познание»)
Опубликовано: 23 февраля 2013 в 19:31
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...