МААМ-картинки

Конспект занятия по рисованию средней группе «Украсим салфеточку мордовским орнаментом»

Ольга Наумова
Конспект занятия по рисованию средней группе «Украсим салфеточку мордовским орнаментом»

Конспект занятия по рисованию

в средней группе

на тему: «Украсим салфеточку мордовским орнаментом».

Задачи:

-учить украшать изделия мордовским орнаментом;

-учить детей симметрично располагать элементы;

-развивать творческие способности у детей;

-развивать у детей чувство цвета, ритма, формы;

Публикация «Конспект занятия по рисованию средней группе „Украсим салфеточку мордовским орнаментом“» размещена в разделах

-познавательный интерес к произведениям мордовского декоративно-прикладного искусства и к родному краю;

-воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Предварительная работа: беседы о обычаях и традициях мордовского народа; чтение колыбельных песен, сказок, легенд, пословиц, поговорок, загадок; рассматривание предметов быта, украшенных мордовским орнаментом.

Материалы и оборудование: кукла в мордовском национальном костюме, поднос с хлебом, солью, стол сервированный для чаепития, скатерть и салфетка с мордовским орнаментом, грамзапись с мордовскими песнями, образцы салфеток, краски, кисти, салфетки, стаканы непроливайки с водой

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня нас пригласила в гости кукла Алдуня. Хотите пойти?

Воспитатель от имени куклы: Здравствуйте, люди добрые! Низкий поклон вам! Шумбратадо!

Воспитатель: Кукла Алдуня - мордовочка и поздоровалась она с нами на мордовском языке. У нее в руках поднос с хлебом и солью, что говорит о гостеприимстве и о том, что она очень рада нас видеть.

Посмотрите, она одета в мордовский национальный костюм! Это рубаха – панар (мокш., покай (эрз.).Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах. Где мы видим узоры? (ответы детей). Да, узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу.

Передник – сапоня (мокш, рукават (эрз.). Он украшен узорами мордовской вышивки.

Пояс – каркс (мокш. иэрз.) Также украшен вышивкой, различными бусинками и бисером. По низу обязательно пришивалась красивая бахрома.

Набедренное украшение – пулай (эрз.). Украшался вышивкой, бусенками и бисером.

Нагрудное украшение –сюлгам (мокш., сюлгамо (эрз.).Чаще всего украшался монетами, бисером, бусами.

Головной убор – панга (мокш.). Имел разную форму, украшен вышивкой, бусинками,бисером.

Воспитатель: Какие цвета присутствуют в вышивке?

В вышивке очень много красного цвета разных оттенков с вкраплениями черного, зеленого, желтого и синего цветов.

Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный – благополучие, желтый – тепло и ласку, синий – радость, черный – богатство.

Давным-давно все так одевались, а сейчас в наше время люди одевают национальный костюм только по праздникам. Вот и Алдуня так одета не спроста- оказывается у нее сегодня день рождения и к ней придет много гостей. Придет и мама, и папа и бабушки с дедушками. Для всех Алдуня приготовила угощенье.

Воспитатель: А сейчас Вика прочитает стихотворение В. Шипуновой «Чаепитие»

Как у нашей Дунечки

Чашечки и блюдечки Милости просим –

Приходите в гости

Приходите на печенье,

На чаек и на варенье.

Воспитатель: Дети, посмотрите, что у куклы на столе? Дети: Чашки и блюдца.

Воспитатель: Для чего нужны чашки и блюдца?

Дети: Чтобы пить чай.

Воспитатель: Обратите внимание, на что Алдуня поставила свои чашки и блюдца. Дети: Салфетки, скатерть.

Воспитатель: Правильно, сначала на стол кладем скатерть, потом салфетки, да не простые, а украшенные разными узорами. Смотреть на них будет приятно и еда будет вкуснее, а чай - сладким и ароматным. А теперь давайте отдохнем с вами и немного поиграем.

Физкультминутка. Нашей кукле в день рожденья, Испекли мы каравай, Вот такой вышины, вот такой нижины, Вот такой ширины, вот такой ужины. Каравай, каравай, кого хочешь, выбирай! (выполняем движения в соответствии с текстом). Алдуня: Я вас очень ВСЕХ люблю и за все благодарю!

Воспитатель: Ребята, у нашей Алдуни большая просьба к вам. Вы видите, чашек у куклы много, а вот салфеток не хватает. Давайте подарим Алдуне салфетки, чтобы хватило для всех гостей. (дети садятся за столы)

Воспитатель: Посмотрите, что у вас лежит на столах?

Дети: Квадраты.

Воспитатель: На что они похожи?

Дети: На салфетки.

Воспитатель: Посмотрите они у нас белые, скучные, а что можно сделать, чтобы они были красивыми и яркими?

Дети: Украсить, раскрасить.

Воспитатель: Перед вами салфетки с элементами мордовского узора. Давайте рассмотрим их.

Дети рассматривают образцы мордовских узоров на салфетках

- Назовите элементы мордовских узоров, которые вы видите. (крест, галочка, ромб) Давайте посмотрим, как можно украсить наши салфетки. Сначала мы украсим уголки нашей салфетки. Нарисуем черной краской в уголках элемент мордовского узора «галочки». Затем мы украсим края салфетки узором «крестики». Затем мы украсим середину салфетки красивым красным ромбом. (Все элементы должны быть крупными)

Воспитатель: Перед тем как приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика: «Идем в гости»

Дети в гости прибежали. (пальчики “бегут” по столу)

Все друг другу руки жали. (делаем несколько дружеских рукопожатий)

Здравствуй, Лиза! (указательные пальцы соединяются подушечками)

Здравствуй, Даша! (соединяются подушечки средних пальцев)

Рад и Саша (соединяем в приветствии безымянные пальчики) И Наташа! (приветствуют друг друга пальчики и мизинчики)

Не хотите ль пирожок? (ладошки соединяются в виде пирожка)

Может, коржик? (показать раскрытые ладошки)

Кренделек? (соединим большие и указательные пальцы на обеих руках)

С ручек все стряхнули крошки. (энергично трясем кистями рук)

И захлопали в ладошки…

Воспитатель: Ну а сейчас мы дружно возьмемся за работу.

Дети под музыку приступают к рисованию узора на салфетке, воспитатель по мере надобности помогает

Воспитатель :Давайте покажем свои работы Алдуне. Посмотрите, ей очень понравились ваши салфетки. Ребята, а вам понравилось рисовать для куклы Алдуни? (ответы детей)

Какая работа вам понравилась больше всех? Почему?

- Ребята, узор какого народа мы сегодня выполняли? (мордовского)

Кто по национальности Алдуня? (мордовочка)

Наша встреча с Алдуней подходит к концу, ей пора уходить встречать гостей. Давайте попрощаемся с ней на мордовском языке : Вастомазонок!

Литература:

1.«Мы в Мордовии живем» О. В. Бурляевой, Л. П. Карпушкиной.

2.«Фольклор народов среднего Поволжья» А. Ю. Тихонова.

3.«Мордовские народные игры» А. И. Исайкина.

4. Детские журналы «Якстерь тяштеня», «Чилисемя»

5. Материал хрестоматии к примерному региональному модулю программы дошкольного образования «мы в Мордовии живем»

6. Валдоня (Светлячок) Программа и методические рекомендации: Для дошк. образов. учреждений Респ. Мордовия. – Саранск, 2001.

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Украшение полотенца мордовским узором» Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Украшение полотенца мордовским узором» Программное содержание: • Продолжать знакомить детей.

Конспект НОД по аппликации в средней группе «Украсим платочек» Программное содержание: • формировать у детей умение правильно держать ножницы и пользоваться ими. Напомнить о правилах безопасности при.

Конспект НОД по рисованию «Украсим платье» Цель: развитие у детей творческих способностей и интереса к рисованию. Задачи: Образовательные: учить правильно, держать кисточку;.

Конспект НОД по рисованию «Украсим тарелочку» (первая младшая группа) Конспект НОД по рисованию «Украсим тарелочку». (первая младшая группа) Интеграция образовательных областей: • познание • социализация;.

Конспект НОД в средней группе по аппликации «Украсим чашку» Цель: Формировать эстетические вкусы, развивать творческие способности и мышление. Задачи: образовательные: Уточнить и расширить представления.

Конспект по рисованию в средней группе на тему: «Украшаем салфеточку мордовским орнаментом». Конспект НОД по рисованию в средней группе «Салфетки для всей семьи» Задачи. -учить украшать изделия мордовским орнаментом; -учить детей.

Конспект занятия по аппликации с элементами НРК во второй младшей группе «Украшение платков коми орнаментом» Конспект занятия по аппликации с элементами НРК во 2 младшей группе. Тема: «Украшение платков коми орнаментом». Цель: - Познакомить детей.

Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе «Украсим полотенца» цель: продолжать знакомить детей с предметами рукотворного мира (вышитым полотенцем-рушником).Закреплять знания о цветах, умение рисовать.

Конспект занятия в младшей группе по рисованию «Украсим тарелочку для куклы». Цель: учить ритмичному рисованию точек и линий, закреплять умение рисовать пальчиком. Задачи: учить ритмичному рисованию точек и линий;.

Занятие по рисованию в средней группе «Украсим ёлочку шарами» Конспект НОД по художественно - эстетическому развитии в средней группе на тему «Украсим ёлочку шарами» Составила воспитатель: Жеглова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по рисованию средней группе «Украсим салфеточку мордовским орнаментом»
Опубликовано: 24 ноября 2016 в 20:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД