Конспект занятия по социально-нравственному развитию. «Путешествие в страну этикета»

Елена Тимонина
Конспект занятия по социально-нравственному развитию. «Путешествие в страну этикета»

Конспект интегрированного

занятия- развлечения.

Подготовила

Воспитатель

Подготовительной группы № 7

ГОУ «Детский сад 2573»

Тимонина Е. Д.

г. Москва

Программное содержание:

- формировать элементарные правила вежливости,

- формировать представление о хороших и плохих поступках;

- формировать умение правильно оценить себя и других;

- закреплять правила поведения в общественных местах;

- учить речевому общению в коллективе,

- закрепить в речи детей употребление этикетных форм,

- научить детей замечать состояние других людей, и быть готовым

оказать им помощь, вызвать сочувствие.

Предшествующая работа:

Чтение произведений "Волшебное слово", "Просто старушка", "Сыновья", В. А. Осеевой ;

"Два товарища" Л. Н. Толстой.

Сюжетно-ролевые игры "Автобус", "Театр". Рассматривание иллюстраций. Оформление уголка "Азбука вежливости".

Оборудование:

- детские стулья;

- макет автобуса;

- костюм дедушки; кукла;

- театральная ширма;

- билеты;

- столовая посуда;

- детские фартуки;

Ход занятия.

Под лирическую музыку дети входят в зал. (здороваются с гостями).

Воспитатель:

- Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы, ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня … (перечисляются все дети, вспоминая их вчерашние заслуги).

- А что вы хотите пожелать мне?

- Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу,беспокойство.

- Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Сегодня нам пришло видео письмо. Давайте посмотрим о чём оно.

(просмотр «Ералаша»)

Воспитатель:

Так кто же такой скромный человек? Можно сказать, что скромный- это воспитанный и вежливый человек. И сегодня мы с вами будем говорить об этикете, т. е. о правилах вежливости и о культуре поведения. Ваши мама и папы хотят, чтобы вы росли вежливыми и культурными. А, что значит быть вежливым, воспитанным, культурным человеком?

Дети: Всегда нужно говорить вежливые слова "Здравствуйте", "Спасибо", "До свидания". Делиться игрушками с другими ребятами. Нельзя ссориться с друзьями.

Воспитатель: Хочу добавить, что воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит своё слово. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами. что?

Дети: Гордиться.

Воспитатель: Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид? Культурный, воспитанный человек причёсан и одет всегда опрятно, он не допустит даже такие "мелочи", как грязный носовой платок или обкусанные ногти и т. д.

(Стук в дверь. Входит ребёнок (заранее подготовленный).

Волосы у него взлохмачены, щёки в саже, рубашка расстёгнута, туфли одеты неправильно).

Воспитатель: Что же с тобой случилось, Стёпа?

Стёпа: Я проспал.

Воспитатель: А почему ты так неопрятно одет?

Стёпа: Я торопился, думал и так сойдёт.

Воспитатель: Дети, посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли бы согласились куда-нибудь пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в Страну этикета, хороших манер. Как же нам теперь быть? Надо исправлять положение. Кто мне в этом поможет?

(Выходят 2-3 ребенка (по желанию, причесывают мальчика, застегивают рубашку, вытирают салфеткой щеки, переобувают туфли (туалетные принадлежности приготовлены заранее).

Воспитатель: Вот теперь порядок!

(Все дети садятся на места). Мальчик забывает их поблагодарить.

Воспитатель: Ребята, вы помогли Стёпе привести себя в порядок, а он забыл

что-то вам сказать. Что?

Дети: Спасибо.

Воспитатель: Ну, конечно, он забыл вас поблагодарить.

Стёпа исправляет положение и говорит детям спасибо.

Воспитатель: Мы с вами знаем, что на самом деле Стёпа всегда очень аккуратный, добрый мальчик и знает много волшебных слов. А для нас он сыграл роль мальчика-неряхи, чтобы вы со стороны посмотрели, как это некрасиво, и никогда такими не были.

(Дети проверяют свой внешний вид.)

Воспитатель: Но, к сожалению, мы все же часто забываем с вами говорить волшебные слова, а они так необходимы в жизни. Давайте вспомним с вами эти слова.

(Дети читают стихи о добрых словах.)

1-й ребенок:

Добрый день.

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали.

-Теплоты и доброты.

2-й ребенок.

Доброго пути.

Нам желают доброго пути!

Будет ехать легче и идти.

Приведет, конечно, добрый путь,

Тоже к доброму чему-нибудь.

3-й ребенок.

Здравствуйте!

- Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

-Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

4-й ребенок.

Пожалуйста.

Отменить, что ли,

Слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что Без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

5 ребенок.

Спасибо.

За что мы говорим спасибо?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

-Кому сказали? Сколько раз?

6-й ребенок.

Простите.

Простите, я больше не буду

нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать.

Но если я все же забуду,

Простите, я больше не буду.

7 ребенок.

Будьте добры.

Будьте добры

-Это я говорю по секрету.

Будьте добры –

И не ждите за это конфету.

Будьте добры –

Без игры и во время игры,

Если сумеете,

Будьте скорее добры.

8 ребенок.

Добрые слова.

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и новы.

Но я еще повторю все равно:

- Добрые люди, будьте здоровы.

Воспитатель: Молодцы! Я считаю, все эти слова заслуживают аплодисментов.

(Дети аплодируют.)

Воспитатель: А ведь аплодисменты - это тоже выражение благодарности, и они нам еще сегодня пригодятся. Вы все сегодня опрятно и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить путешествие, но сначала отгадайте загадку, которую загадает нам Катя.

Дом по улице идет,

Нa работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Дети: Автобус.

Воспитатель: Правильно, это автобус. А вот и наша автобусная остановка. Осталось только подойти к водителю.

(В это время заранее подготовленный ребенок (для других детей это сюрприз! достает из кармана обертки для конфет и со словами: «Какой-то мусор у меня в кармане» - бросает их на пол.)

Воспитатель: Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор.

Дети: Нет. Потому что сорить на улице нельзя. Мусор надо бросать в урны, которые стоят на улицах.

Воспитатель: Конечно же, он поступает некрасиво. А как вы думаете, почему нельзя мусорить ни дома, ни на улице, ни в лесу, ни в других общественных местах?

Дети: Потому что будет грязно и некрасиво.

(Провинившийся ребенок подбирает мусор, извиняется и выбрасывает его в урну, стоящую около автобусной остановки.)

Воспитатель: Вот теперь ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, и давайте с вами впредь мусор выбрасывать только в них. Тогда наши города будут всегда чистыми и красивыми.

(Один из детей занимает место водителя.)

Воспитатель: Пришел водитель нашего автобуса, и мы с вами сейчас поедем по стране вежливости

(Дети садятся на стульчики. Ребенок, с которым заранее договаривались, начинает вертеться на стуле, очень громко разговаривать,

прыгать с места на место, толкаться.)

Воспитатель: Дети, обратите внимание на то, как ведет себя один из пассажиров. Он очень громко разговаривает, оттолкнул соседа от окна, залез па сиденье с ногами и всех перепачкал. Можно, ли так себя вести в общественном транспорте.

Дети: Нет, так нельзя.

Воспитатель: Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественном транспорте. Наш автобус отправляется, следующая остановка «Поликлиника».

(Звучит в грамзаписи песня В. Шаинского на слова М. Пляцковского «Улыбка»)

На остановке «Поликлиника» в автобус входит ребенок, одетый в костюм дедушки.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, в автобус зашел пожилой человек. Как должен поступить воспитанный пассажир?

Дети: Надо уступить место дедушке.

Воспитатель: Давайте расскажем дедушке, как надо вести себя в поликлинике.

Дети: Взять в регистратуре карту. Занять очередь к врачу. Громко не разговаривать.

Водитель: Осторожно! Двери закрываются. Следующая остановка «Магазин «Детский мир».

(На остановке «Детский мир» заходит девочка с куклой на руках.)

Воспитатель: Дети, а сейчас в автобус вошла «мама с дочкой». Как вы должны поступить?

Дети: Надо уступить место.

Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в магазине.

Дети: У дверей магазина надо пропустить тех, кто из него выходит, а затем войти. Не принято кричать, бегать по залу. С продавцом надо вежливо разговаривать. За покупку обязательно поблагодарить.

Водитель: Внимание! Следующая остановка «Кукольный театр».

Воспитатель: Вот и наша остановка. Сейчас я посмотрю, будете ли вы

взаимно вежливы при выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед, и кому поможете.

Дети: пропускают вперед «дедушку», «маму с дочкой», мальчики выходят и подают руку девочкам.

Воспитатель: Мы сейчас с вами пойдем в кукольный театр. Давайте вспомним некоторые правила театрального этикета.

Дети; Нельзя опаздывать к началу спектакля. Нельзя, разворачивать конфеты и громко разговаривать во время представления.

Воспитатель: Для того чтобы попасть в кукольный театр, нам нужно приобрети билеты. Получить эти билеты можно необычным путем. Давайте встанем в круг и отгадаем загадки о добрых и вежливых словах.

Воспитатель: Вот сколько добрых слов вы знаете. Билеты мы с вами

получили и теперь нам можно идти в театр.

Воспитатель: Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а рядуже заполнен зрителями, то проходить к своему месту надо повернувшись лицом к сидящим.

(Звучит лирическая музыка (грамзапись). Начинается представление. Дети читают рассказ Л. Толстого «Два товарища».)

Даня: Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один

бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было нечего - он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

1-й ребенок: Ну, что медведь тебе на ухо говорил?

2-й ребенок: А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от

товарищей убегают.

(Дети-артисты выходят из-за ширмы и кланяются. Дети-зрители и воспитатель аплодируют.)

Воспитатель: Вот и пригодились нам аплодисменты. Когда спектакль

заканчивается, зрители благодарят его участников аплодисментами. Актеры выходят на сцену и кланяются. Эта театральная традиция - проявление взаимной вежливости. И мы тоже не будем нарушать ее.

А сейчас мы пойдем в кафе театра.

(Их встречает повар)

Повар: Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть вас. А зачем вы к нам пришли?

Дети: Попить чаю.

Повар: Наш официант заболел. А я не умею накрывать на стол. Вы мне расскажете, как правильно это делать для чаепития?

Дети: Сначала на стол расстилают скатерть. Потом расставляют блюдца и чашки. Чайную ложку кладут на блюдце с правой стороны. На стол расставляют угощения.

Повар: Большое спасибо. Вы научили меня, как сервировать стол.

Воспитатель: А мы можем рассказать как вести себя за столом.

Дети: Обязательно перед едой моют руки. Нельзя класть на стол локти. Громко разговаривать, чавкать. Качаться на стуле. После еды благодарят.

Повар: За то, что вы вежливые, культурные я приготовила вам угощение к чаю.

(Дети благодарят)

Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте пригласим и наших гостей на наше чаепитие.

(Дети с воспитателем проходят в группу, где проходит чаепитие)

Публикации по теме:

Рабочая программа (логопедия, подготовительная группа) по теме: «Давайте жить дружно» 1. БЕСЕДА «Право на любовь»Программное содержание: Познакомить детей с правом на любовь, заботу; способствовать социально-нравственному развитию;.

Задачи формирования нравственного поведения у дошкольников. .

Автор публикации:
Конспект занятия по социально-нравственному развитию. «Путешествие в страну этикета»
Опубликовано: 22 ноября 2012 в 11:16
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Математическая игра «Укрась платочки» для детей младшего дошкольного возраста.
Для работы нам потребуются: -ножницы; -потолочная плитка; -макетный нож; -линейка; -простой карандаш; -белый картон; -виниловая пленка ORACAL красного,...
Мастер-класс «Подарок маме»
Для того чтобы сделать такой цветок маме в подарок вам понадобиться. Цветной картон , цветная бумага , клей ПВА , ножницы , цветные салфетки ,...
«Один день из жизни нашей группы». Фотоотчёт.
Дошкольное детство-короткий, но такой важный период в жизни каждого человека, это период становления личности. Ведь именно в этот отрезок жизни у детей...
«Создаем красоту сами» (фотоотчет оформления участка)
Прогулочный участок нашей группы не только замечательное место для игровой деятельности, но и прекрасный уголок природы, где можно получить эстетическое...
Физкультурное развлечение на улице «В гости к Царице морей»
"В гости к Царице морей" Место проведения : спортивная площадка на улице Цели : пропаганда здорового образа жизни. Задачи : создать веселую атмосферу...