Конспект занятия по социально-нравственному развитию. «Путешествие в страну этикета»

Елена Тимонина
Конспект занятия по социально-нравственному развитию. «Путешествие в страну этикета»

Конспект интегрированного

занятия-развлечения.

Подготовила

Воспитатель

Подготовительной группы № 7

ГОУ «Детский сад 2573»

Тимонина Е. Д.

г. Москва

Программное содержание:

- формировать элементарные правила вежливости,

- формировать представление о хороших и плохих поступках;

- формировать умение правильно оценить себя и других;

- закреплять правила поведения в общественных местах;

- учить речевому общению в коллективе,

- закрепить в речи детей употребление этикетных форм,

- научить детей замечать состояние других людей, и быть готовым

оказать им помощь, вызвать сочувствие.

Предшествующая работа:

Чтение произведений "Волшебное слово", "Просто старушка", "Сыновья", В. А. Осеевой ;

"Два товарища" Л. Н. Толстой.

Сюжетно-ролевые игры "Автобус", "Театр". Рассматривание иллюстраций. Оформление уголка "Азбука вежливости".

Оборудование:

- детские стулья;

- макет автобуса;

- костюм дедушки; кукла;

- театральная ширма;

- билеты;

- столовая посуда;

- детские фартуки;

Ход занятия.

Под лирическую музыку дети входят в зал. (здороваются с гостями) .

Воспитатель:

- Настал день. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте: хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы, ласковы. Мы всегда здоровы. Что мы пожелаем сегодня … (перечисляются все дети, вспоминая их вчерашние заслуги) .

- А что вы хотите пожелать мне?

- Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды, злобу, беспокойство.

- Выдохните из себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

Сегодня нам пришло видео письмо. Давайте посмотрим о чём оно.

(просмотр «Ералаша»)

Воспитатель:

Так кто же такой скромный человек? Можно сказать, что скромный- это воспитанный и вежливый человек. И сегодня мы с вами будем говорить об этикете, т. е. о правилах вежливости и о культуре поведения. Ваши мама и папы хотят, чтобы вы росли вежливыми и культурными. А, что значит быть вежливым, воспитанным, культурным человеком?

Дети: Всегда нужно говорить вежливые слова "Здравствуйте", "Спасибо", "До свидания". Делиться игрушками с другими ребятами. Нельзя ссориться с друзьями.

Воспитатель: Хочу добавить, что воспитанный человек разговаривает вежливо, умеет сочувствовать, всегда поможет слабому, никогда не будет смеяться над бедой другого, а если пообещает, то обязательно сдержит своё слово. Всему этому нужно учиться каждый день, тогда вы, действительно вырастите культурными и воспитанными людьми, и ваши мамы и папы будут вами. что?

Дети: Гордиться.

Воспитатель: Знаете ли вы, что о человеке говорит уже его внешний вид? Культурный, воспитанный человек причёсан и одет всегда опрятно, он не допустит даже такие "мелочи", как грязный носовой платок или обкусанные ногти и т. д.

(Стук в дверь. Входит ребёнок (заранее подготовленный).

Волосы у него взлохмачены, щёки в саже, рубашка расстёгнута, туфли одеты неправильно) .

Воспитатель: Что же с тобой случилось, Стёпа?

Стёпа : Я проспал.

Воспитатель: А почему ты так неопрятно одет?

Стёпа: Я торопился, думал и так сойдёт.

Воспитатель: Дети, посмотрите, как некрасив человек, когда он грязный и неаккуратно одет. С таким неряхой вы вряд ли бы согласились куда-нибудь пойти. А я хотела с вами сегодня отправиться в Страну этикета, хороших манер. Как же нам теперь быть? Надо исправлять положение. Кто мне в этом поможет?

(Выходят 2-3 ребенка (по желанию, причесывают мальчика, застегивают рубашку, вытирают салфеткой щеки, переобувают туфли (туалетные принадлежности приготовлены заранее) .

Воспитатель: Вот теперь порядок!

(Все дети садятся на места). Мальчик забывает их поблагодарить.

Воспитатель: Ребята, вы помогли Стёпе привести себя в порядок, а он забыл

что-то вам сказать. Что?

Дети: Спасибо.

Воспитатель: Ну, конечно, он забыл вас поблагодарить.

Стёпа исправляет положение и говорит детям спасибо.

Воспитатель: Мы с вами знаем, что на самом деле Стёпа всегда очень аккуратный, добрый мальчик и знает много волшебных слов. А для нас он сыграл роль мальчика-неряхи, чтобы вы со стороны посмотрели, как это некрасиво, и никогда такими не были.

(Дети проверяют свой внешний вид.)

Воспитатель: Но, к сожалению, мы все же часто забываем с вами говорить волшебные слова, а они так необходимы в жизни. Давайте вспомним с вами эти слова.

(Дети читают стихи о добрых словах.)

1-й ребенок:

Добрый день.

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали.

-Теплоты и доброты.

2-й ребенок.

Доброго пути.

Нам желают доброго пути!

Будет ехать легче и идти.

Приведет, конечно, добрый путь,

Тоже к доброму чему-нибудь.

3-й ребенок.

Здравствуйте!

- Здравствуйте! -

Ты скажешь человеку.

-Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку.

И здоровым будет много лет.

4-й ребенок.

Пожалуйста.

Отменить, что ли,

Слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что Без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

5 ребенок.

Спасибо.

За что мы говорим спасибо?

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

-Кому сказали? Сколько раз?

6-й ребенок.

Простите.

Простите, я больше не буду

нечаянно бить посуду,

И взрослых перебивать,

И, что обещал, забывать.

Но если я все же забуду,

Простите, я больше не буду.

7 ребенок.

Будьте добры.

Будьте добры

-Это я говорю по секрету.

Будьте добры –

И не ждите за это конфету.

Будьте добры –

Без игры и во время игры,

Если сумеете,

Будьте скорее добры.

8 ребенок.

Добрые слова.

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и новы.

Но я еще повторю все равно:

- Добрые люди, будьте здоровы.

Воспитатель: Молодцы! Я считаю, все эти слова заслуживают аплодисментов.

(Дети аплодируют.)

Воспитатель: А ведь аплодисменты - это тоже выражение благодарности, и они нам еще сегодня пригодятся. Вы все сегодня опрятно и красиво одеты, знаете много вежливых слов, а значит, готовы совершить путешествие, но сначала отгадайте загадку, которую загадает нам Катя.

Дом по улице идет,

Нa работу всех везет.

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

Дети: Автобус.

Воспитатель: Правильно, это автобус. А вот и наша автобусная остановка. Осталось только подойти к водителю.

(В это время заранее подготовленный ребенок (для других детей это сюрприз! достает из кармана обертки для конфет и со словами: «Какой-то мусор у меня в кармане» - бросает их на пол.)

Воспитатель: Что же ты делаешь? Ребята, красиво ли поступает тот, кто бросает на тротуар мусор.

Дети: Нет. Потому что сорить на улице нельзя. Мусор надо бросать в урны, которые стоят на улицах.

Воспитатель: Конечно же, он поступает некрасиво. А как вы думаете, почему нельзя мусорить ни дома, ни на улице, ни в лесу, ни в других общественных местах?

Дети: Потому что будет грязно и некрасиво.

(Провинившийся ребенок подбирает мусор, извиняется и выбрасывает его в урну, стоящую около автобусной остановки.)

Воспитатель: Вот теперь ты поступил правильно. Во всех общественных местах есть специальные мусорные корзины, и давайте с вами впредь мусор выбрасывать только в них. Тогда наши города будут всегда чистыми и красивыми.

(Один из детей занимает место водителя.)

Воспитатель: Пришел водитель нашего автобуса, и мы с вами сейчас поедем по стране вежливости

(Дети садятся на стульчики. Ребенок, с которым заранее договаривались, начинает вертеться на стуле, очень громко разговаривать,

прыгать с места на место, толкаться.)

Воспитатель: Дети, обратите внимание на то, как ведет себя один из пассажиров. Он очень громко разговаривает, оттолкнул соседа от окна, залез па сиденье с ногами и всех перепачкал. Можно, ли так себя вести в общественном транспорте.

Дети: Нет, так нельзя.

Воспитатель: Я надеюсь, что вы усвоили правила поведения в общественном транспорте. Наш автобус отправляется, следующая остановка «Поликлиника».

(Звучит в грамзаписи песня В. Шаинского на слова М. Пляцковского «Улыбка»)

На остановке «Поликлиника» в автобус входит ребенок, одетый в костюм дедушки.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, в автобус зашел пожилой человек. Как должен поступить воспитанный пассажир?

Дети: Надо уступить место дедушке.

Воспитатель: Давайте расскажем дедушке, как надо вести себя в поликлинике.

Дети: Взять в регистратуре карту. Занять очередь к врачу. Громко не разговаривать.

Водитель: Осторожно! Двери закрываются. Следующая остановка «Магазин «Детский мир».

(На остановке «Детский мир» заходит девочка с куклой на руках.)

Воспитатель: Дети, а сейчас в автобус вошла «мама с дочкой». Как вы должны поступить?

Дети: Надо уступить место.

Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в магазине.

Дети: У дверей магазина надо пропустить тех, кто из него выходит, а затем войти. Не принято кричать, бегать по залу. С продавцом надо вежливо разговаривать. За покупку обязательно поблагодарить.

Водитель: Внимание! Следующая остановка «Кукольный театр».

Воспитатель: Вот и наша остановка. Сейчас я посмотрю, будете ли вы

взаимно вежливы при выходе из автобуса, кого вы пропустите вперед, и кому поможете.

Дети: пропускают вперед «дедушку», «маму с дочкой», мальчики выходят и подают руку девочкам.

Воспитатель: Мы сейчас с вами пойдем в кукольный театр. Давайте вспомним некоторые правила театрального этикета.

Дети; Нельзя опаздывать к началу спектакля. Нельзя, разворачивать конфеты и громко разговаривать во время представления.

Воспитатель: Для того чтобы попасть в кукольный театр, нам нужно приобрети билеты. Получить эти билеты можно необычным путем. Давайте встанем в круг и отгадаем загадки о добрых и вежливых словах.

Воспитатель: Вот сколько добрых слов вы знаете. Билеты мы с вами

получили и теперь нам можно идти в театр.

Воспитатель: Я хочу вам напомнить, что если ваше место в середине ряда, а рядуже заполнен зрителями, то проходить к своему месту надо повернувшись лицом к сидящим.

(Звучит лирическая музыка (грамзапись). Начинается представление. Дети читают рассказ Л. Толстого «Два товарища».)

Даня: Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один

бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было нечего - он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

1-й ребенок: Ну, что медведь тебе на ухо говорил?

2-й ребенок: А он мне сказал, что плохие люди те, которые в опасности от

товарищей убегают.

(Дети-артисты выходят из-за ширмы и кланяются. Дети-зрители и воспитатель аплодируют.)

Воспитатель: Вот и пригодились нам аплодисменты. Когда спектакль

заканчивается, зрители благодарят его участников аплодисментами. Актеры выходят на сцену и кланяются. Эта театральная традиция - проявление взаимной вежливости. И мы тоже не будем нарушать ее.

А сейчас мы пойдем в кафе театра.

(Их встречает повар)

Повар: Здравствуйте, ребята! Я очень рад видеть вас. А зачем вы к нам пришли?

Дети: Попить чаю.

Повар: Наш официант заболел. А я не умею накрывать на стол. Вы мне расскажете, как правильно это делать для чаепития?

Дети: Сначала на стол расстилают скатерть. Потом расставляют блюдца и чашки. Чайную ложку кладут на блюдце с правой стороны. На стол расставляют угощения .

Повар: Большое спасибо. Вы научили меня, как сервировать стол.

Воспитатель: А мы можем рассказать как вести себя за столом.

Дети: Обязательно перед едой моют руки. Нельзя класть на стол локти. Громко разговаривать, чавкать. Качаться на стуле. После еды благодарят.

Повар: За то, что вы вежливые, культурные я приготовила вам угощение к чаю.

(Дети благодарят)

Воспитатель: А нам пора возвращаться в детский сад. Давайте пригласим и наших гостей на наше чаепитие.

(Дети с воспитателем проходят в группу, где проходит чаепитие)


Публикации по теме:
Рабочая программа (логопедия, подготовительная группа) по теме: «Давайте жить дружно»
1. БЕСЕДА «Право на любовь»Программное содержание: Познакомить детей с правом на любовь, заботу; способствовать социально-нравственному...
Задачи формирования нравственного поведения у дошкольников.
...

Скачать и печатать
Конспект занятия по социально-нравственному развитию. «Путешествие в страну этикета»
Опубликовано: 22 ноября 2012 в 11:16
0
Всего комментариев: 0. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.
Популярное из нового
Спасибо сайту МAAM!
Разрешите мне выразить свою благодарность администрации сайта за вашу очень нужную работу. В мае этого года исполнилось два года как я...
Наблюдение за пауком
Задачи: закреплять и расширять знания детей об характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях. Развивать логическое мышление,...
Истории для самых маленьких (для детей примерно от 1,5–2 до 3–4 лет).
Родители стали меньше читать детям — это факт. В настоящее время, особенно начиная с девяностых годов, в эпоху популяризации всего американского, сказки...
Фотоотчет Обустройство метеостанции ДОУ
Каждую весну педагоги ДОУ проявляют свои таланты мастеров ландшафтного дизайна по благоустройству детских, спортивных площадок на территории дошкольных...
Фотоотчет реализации проекта «Мы растем здоровыми» (третья неделя «Солнечная»)
Вот прошла еще одна неделя проекта, время потихоньку движется вперед, а лето еще продолжается. Ребята с большим нетерпением ждут следующие недели проекта, и...