Получи документы

Конспект занятия по составлению рассказа

алла куркина
Конспект занятия по составлению рассказа

Конспект занятия по составлению рассказов из личного опыта детей на тему: «Спасатели Изумрудного города» в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.

Программное содержание:

1. Закрепить знания и представления детей о признаках ранней весны (март, о взаимосвязи живой и неживой природы.

2. Упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений с союзом потому что.

3. Продолжать формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде.

4. Упражнять в подборе родственных слов, определений к заданным словам.

Публикация «Конспект занятия по составлению рассказа» размещена в разделах

5. Закреплять навыки звуко-слогового анализа слов (март, грач, трава, ручей, птицы).

6. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

7. Развивать умение живо и связно, сохраняя логическую последовательность рассказывать о весне, используя наблюдения, впечатления, полученные на прогулках, экскурсиях в природу.

8. Развивать долговременную память, словесно-логическое мышление, воображение.

9. Продолжать формировать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим людям.

Словарная работа:

Активизировать словарь детей по лексической теме «Весна» продолжать учить подбирать родственные слова, обогащать речь детей яркими художественными признаками, эпитетами, характеризующими весну.

Индивидуальная работа:

Активизировать на занятии Алешу.

Предварительная работа:

Чтение сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города», рассматривание иллюстраций к этой сказке.

Наблюдение за весенней погодой и природой.

Беседы о признаках ранней весны.

Чтение книг, загадывание загадок, рисование весенних пейзажей.

Заучивание стихотворений о весне.

Оборудование:

Картинки с изображением различных времен года (зима, весна, лето, осень). Карточки к дидактической игре «Четвертый – лишний», звуко-слоговые схемы, листы бумаги с опорными линиями, фломастеры, корзина с угощением, очки зеленого цвета.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Логопед говорит:

- Дети, к нам сегодня пришли гости. Я хочу вам напомнить, что поздороваться, значит пожелать здоровья. Давайте разными добрыми, вежливыми, приятными словами поздороваемся с нашими гостями.

(Здравствуйте, доброе утро, добро пожаловать, желаем здоровья, мы рады вас видеть, будьте здоровы, спасибо, что вы к нам пришли).

- А теперь, давайте познакомимся с нашими гостями. Назовите им свои имена. (Логопед и дети представляются гостям).

- Молодцы! Даже в группе стало как-то солнечнее, теплее от ваших добрых улыбок, от ваших красивых поступков.

2. Введение в тему:

- Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, я встретила нашу старую знакомую – тетку Сороку. На заборе сидит на всю округу трещит. Она мне показалась такой взволнованной, расстроенной. Я хотела мимо пройти, да не тут- то было. Она с забора слетела, ко мне подскочила и как давай трещать. И рассказала мне тетка – Сорока о том, что в сказочном Изумрудном городе случилась беда.

- Вы помните сказку «Волшебник Изумрудного города»?

- Назовите героев этой сказки. (Элли, Тотошка, Железный дровосек, Лев, Страшила).

- Чем отличались жители Изумрудного города?

- (Они носили зеленые очки).

Так вот в Изумрудном городе появилась новая злая волшебница. Она пообещала жителям этого города, что отберет у них прекрасные зеленые очки, если они не расскажут ей, что такое весна, и не преодолеют ее препятствий. А дело в том, что весны в Изумрудном городе никогда не было, вот и не знают жители, что рассказать. Им нужна помощь. Ребята, как вы думаете, почему тетка – сорока решила рассказать об этой беде нам?

(потому что мы добрые, смелые, знаем, что такое весна, умеем помогать, умные, не боимся трудностей).

Ну что ж постараемся избавиться от чар злой колдуньи и преодолеть все трудности.

3. Основная часть.

* Составление сложноподчиненных предложений:

Дети, подойдите к столу. Здесь лежат картинки с изображение разных времен года.

- Выберите только те, на которых изображена весна и расскажите об отличительных признаках весны, изображенных на этих картинках и, объясните, почему вы взяли эту картинку. (Дети отмечают характерные признаки весны, весенние явления). Например: Я взял эту картинку, потому что здесь ярко светит солнышко и тает снег. Это признаки ранней весны.

* Чтение стихотворений о весне.

- Наши замечательные русские поэты очень хорошо рассказали о весне в своих стихах. (2 -3 стихотворения в исполнении детей).

- Издавна у русского народа существуют поговорки, приметы, в которых говорится о признаках весны. Назовите их.

(вода с гор потекла – весну принесла, грач на горе – весна на дворе, увидел грача – весну встречай, зима хоть и злится, а весне покорится, в марте курица напьется из лужицы).

Дидактическая игра: «Четвертый – лишний».

- Ребята, посмотрите, что натворила злая волшебница. Она запутала картинки и думает, что никто не сможет их распутать.

А я уверена, что вы у меня взрослые, умные и легко найдете лишнюю картинку. Приступайте.

* Отгадывание загадок и составление звуко-слоговых схем.

- Стихотворения о весне вы прочитали, приметы весны вы вспомнили. А ведь еще есть загадки про это время года. Загадайте друг другу загадки. Кто отгадает загадку, тот составит схему этого слова и предложение со словом - отгадкой.

* Подбор эпитетов к заданному слову:

- Скажите, ребята, а весна какая? (нежная, ранняя, долгожданная, звонкая, радостная, солнечная, лучистая).

- А чем пахнет весна? (талым снегом, капелью, ручейками).

- Какие звуки у весны? (капель, журчание ручейка, пение птиц).

* Подбор родственных слов:

-Назовите родственные слова к слову «весна» (веснянка, весняночка, веснушка, весенний).

- к слову «солнце» (солнышко, солнечный, солнечный)

- к слову «облако» (облачко, облачный, облака)

* Согласование прилагательных с существительными в роде:

- Давайте поиграем в весенние слова:

О чем можно сказать весенний? (дождь, снег, ручей, звон, щебет.)

О чем можно сказать весенняя? (лужа, проталина, погода)

О чем можно сказать весеннее? (облако, дерево, небо, настроение.)

* Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

- Как можно ласково назвать солнце (солнышко, лужа (лужица, проталина (проталинка?

- Молодцы! Вот сколько красивых слов вы вспомнили. Наверное, злая волшебница уже собралась покинуть Изумрудный город.

* Физкультминутка.

«Солнышко, солнышко – золотое донышко,

гори, гори ясно, чтобы не погасло,

побежал в саду ручей, прилетело сто грачей,

а сугробы тают, тают, а цветочки подрастают.

* Развитие воображения:

- А вот еще какие-то рисунки. А что с ними случилось? Наверное, злая колдунья стерла их, чтобы никто не смог рассказать о весне по рисункам. Ребята, давайте восстановим стертые элементы.

Вам надо подумать, как дополнить уже имеющиеся линии. Подумайте, какие предметы могут получиться.

- Теперь эти рисунки можно послать жителям Изумрудного города.

* Составление коротких рассказов о весне по рисункам детей, по плану логопеда:

- Давайте расскажем красивыми словами о весне по этим рисункам. А чтобы всем было интересно и понятно, что такое весна, расскажите :

О солнышке весной

О небе с облаками

О первых проталинах и ручейках

О деревьях и растениях

О птицах и животных весной

Об играх детей весной

О весеннем настроении. (Рассказы детей о весне)

- Молодцы! Какие у вас интересные, красивые рассказы. А чей рассказ вам понравился больше? Что особенного было в этом рассказе? (дети оценивают свои рассказы).

4. Итог занятия :

- Как вы думаете, ребята, помогли мы жителям Изумрудного города? Хоть бы они по телефону позвонили или знак какой-нибудь подали. (Стук в дверь). Входит взрослый, вносит корзину и говорит:

- Проходила я по детскому саду и увидела сороку. Она принесла к вашей двери корзину. Это случайно не ваша корзина?

- Это, наверное тетка-сорока принесла нам известия от жителей Изумрудного города. Спасибо.

Посмотрите сверху очки какие-то лежат, зеленого цвета.

Так ведь это жители Изумрудного города нам подарили свои зеленые очки. Давайте их примерим.

(Детям дается возможность высказать свои впечатления)

- А под очками еще что-то. Это – яблоки. А почему яблоки?

(они полезные, в них много витаминов, яблоки зеленые, они полезные для здоровья).

- Конечно, они желают нам здоровья и благодарят нас за помощь.

- А теперь давайте попрощаемся с гостями.

(до свидания, всего доброго, спасибо, что к нам пришли, приходите к нам еще, будьте здоровы, счастливо оставаться, были рады вас видеть).

Публикации по теме:

ПобедителиПобедители Хочу поздравить наших девочек: Рыженко Светлану Ивановну, Панину Галину Алексеевну, Медведеву Ларису Сергеевну. Они стали победителями Всероссийского.

Составление описательных рассказов с использованием графо-сенсорной схемыСоставление описательных рассказов с использованием графо-сенсорной схемы При обучении составлению рассказов – описаний на занятиях  эффективно использую  сенсорно – графическую схему В. К. Воробьевой,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект занятия по составлению рассказа
Опубликовано: 3 марта 2012 в 22:02
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД