Конспект занятия по теме «Аквариум», для 2–4 класса

Наталия Цветкова
Конспект занятия по теме «Аквариум», для 2–4 класса

Цель: знакомство с аквариумом и его обитателями как с одной из искусственных экосистем.

Задачи:

1. Развивающие:

• Развивать интерес к изучению природы.

• Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

• Активизировать и обогащать словарный запас детей, развивать творческие способности.

• Развивать у обучающихся умение работать в группе.

2. Образовательные:

• Формирование у детей представления о рыбах как ярких представителей обитателей водного мира.

• Обобщить и конкретизировать знания об экосистемах, в том числе искусственных.

• Выявить взаимосвязь между обитателями аквариума.

3. Воспитательные:

• Воспитывать чувство любви к природе, понимание красоты живущих на Земле животных и растений.

• Воспитывать у обучающихся экологическую грамотность.

Материалы и оборудование: карточки с формами аквариумов, схема оригами «Рыбка», литература об аквариумистике, аквариумы с рыбами, инструктивные карточки с заданиями, карта с «островами ощущений», альбомы для рисования, кисточки, акварель, стаканчики, клей, ножницы, карточки с загадками.

Тип занятия – коллективное занятие, комбинированное.

Методы обучения:

1. Словесный – рассказ педагога о видах аквариумов и их обитателях.

2. Наглядный – аквариумы с рыбами.

3. Практический – самостоятельная работа обучающихся в группе, сбор оригами и выполнение аппликации.

4. Игровой – отгадывание загадок, подвижная игра «Рыбаки и рыбки», пальчиковая гимнастика «Рыбка».

Ход занятия

1. Приветствие. Работа со стикерами и «островом ощущений».

Каждому ребенку выдается стикер и предлагается наклеить его на тот островок, что он сейчас чувствует (тревога, радость, грусть, любопытство, тяга к новым знаниям и т. д.).

2. Чтение стихотворения «Считалка о рыбалке» В. Кривошеева.

Повезло опять Егорке!

У реки сидит не зря:

Пять карасиков в ведерке

И четыре пескаря.

Но смотрите - у ведерка,

Появился хитрый кот…

Сколько рыб домой Егорка

На уху нам принесет?

– Ребята, а где живут рыбки? (в воде, реке, море, озере)

На столе лежат загадки. Ребята по очереди берут карточку с загадками, один зачитывает, остальные отгадывают.

1. В квартире есть стеклянный пруд. Скажите, как его зовут? (Аквариум)

2. Крылья есть, а не летает. Ног нет, да не догонишь. (Рыба)

3. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбки)

4. Через море-океан плывёт чудо-великан (Кит)

5. Не хожу и не летаю, а попробуй, догони! Я бываю золотая. Ну-ка, в сказку загляни! (Золотая рыбка)

3. Рассматривание аквариумов.

4. Теоретическая часть. Рассказ педагога.

Аквариум (лат. aquarium) — это прозрачная ёмкость, предназначенная для постоянного содержания в ней водных организмов. Аквариумы бывают разных форм и размеров. Самый удобный во всех отношениях аквариум - простой прямоугольный, а не граненый или сферический. Его высота, ширина и длина должны соотноситься друг к другу, как 1:1:1,5 (или 2, или больше). А если планируется посадка живых растений, то высота аквариума (или глубина воды, так правильнее) не должна превышать 50-60 см, так как им, растениям, на дне не будет хватать света.

Мало подходят для водных обитателей емкости вычурной, надуманной формы (пирамиды, цилиндры, башни, узкие с выпуклыми стенками, очень узкие, типа панели). В сферическом (круглом) аквариуме невозможно поместить необходимое оборудование (термометр, фильтр, обогреватель, его круглые стенки не позволяют прикрепить что-либо к ним изнутри, все будет висеть прямо на виду, по центру. Глядя на аквариум диковинных очертаний, подумайте, смогут ли там жить рыбы. Им плохо, если мала поверхность воды и дна. В узких аквариумах, и особенно в узких и глубоких, нарушается вентиляция, создаются застойные зоны, рыбы сидят, как в колодце, задыхаются. Проблемным является и обслуживание таких аквариумов: до дна не достать, на выпуклых и наклонных стенках быстро скапливается осадок, аквариум постоянно имеет неопрятный вид.

Виды аквариумов.

1. Видовой – содержится только один вид рыб, зачастую которые нуждаются в особых условиях содержания, что собственно и учитывается при проектировании аквариума. Данный тип часто используется при разведении рыб.

2. Нерестовый – это аквариумы не очень презентабельно выглядят и имеют специальные критические свойства воды для обеспечения благоприятной среды и условия размножения рыб.

3. Общие аквариумы. Классические – это наиболее широко применяемый тип тропического пресноводного аквариума. Рекомендуется для новичков. Различные виды растений и рыб содержаться вместе. Самое важное условие - они должны подходить друг другу по социальному поведению и иметь одинаковые требования к свойствам и температуре воды.

Правила выбора аквариумов.

1. Чем больше аквариум - тем проще за ним ухаживать! Постарайтесь не делать ошибку, начиная с маленького аквариума, потому что фактически большое количество воды обеспечивает более стабильные и устойчивые условия жизни для рыб и растений. Это означает, что намного проще создавать и поддерживать оптимальное биологическое равновесие.

2. Разные виды декоративных рыб обитают в различных слоях воды. Чтобы в вашем аквариуме рыбы плавали повсюду, постарайтесь это учесть это при выборе видов рыб.

3. Прежде чем выбирать конкретный вид, следует знать, какого размера будет ваш аквариум. Основное правило - на 1 см длины взрослой рыбы требуется 1 литр объема аквариума.

Оборудование для аквариумов.

Уход за аквариумом осуществляется с помощью вспомогательного инвентаря, к которому относятся сачки различной формы и величины, кормушки, зажимы, присоски, пинцеты и многое другое. Они должны быть изготовлены из нейтральных материалов, не выделяющих в воду ядовитые вещества.

При использовании инвентаря в разных аквариумах, его необходимо продезинфицировать. Но лучше на каждый аквариум иметь свой инвентарь.

Итак, какой же инвентарь необходим аквариумисту в первую очередь.

• Набор сачков разных размеров. Их рукоятки должны быть такими, чтобы можно было достать любое место в аквариуме. Для отлова рыб нужны два сачка, чтобы можно было использовать прием "двойной охват". Преследование рыбы единственным сачком может вызвать у нее стресс. Слишком маленькие сачки бесполезны - даже для ловли мелких рыб. Минимальные разумные размеры сачка - 10х15см. Очевидно, для крупных рыб нужны более крупные сачки. В большинстве случаев сачки изготавливают из нейлоновой сетки. Для рыб, оттопыривающих шипы, при виде опасности (например, для сомов, требуются специальные сачки из плотной ткани, потому что в обычных сачках они могут запутаться.

• Стеклоочистители (магнитные и обычные скребки) - применяются для очистки смотрового стекла от водорослей. Скребки с металлическим лезвием могут поцарапать акрил, разрезать силиконовый герметик, скрепляющий между собой стенки аквариумов, сделанных из силикатного стекла. Поэтому ими лучше либо вообще не пользоваться, либо пользоваться с величайшей осторожностью.

• Ведра - необходимы для разных целей. Стандартные пластмассовые ведра изготовлены не из пищевой пластмассы, однако их можно использовать для удаления грязной воды. Для воды, наливаемой в аквариум, лучше использовать эмалированные ведра, емкости для хранения пищевых продуктов.

• Сифон с трубкой для очистки гравия. Используется как "пылесос" для грунта. Хорошо удаляет детрит. Полезен также для дренажа чрезмерно заиленного грунта. Однако его не следует использовать с этой целью во время регулярной еженедельной процедуры ухода за аквариумом, так как это нанесет слишком ощутимый удар по популяции полезных микроорганизмов, живущих в грунте и биофильтре.

• Дополнительный небольшой цельностеклянный аквариум объёмом 5-10 литров. Применяется для отсадки мальков, больных и только что купленных рыбок на карантин, а также растений, которые еще слишком малы и могут пострадать от рыб. При необходимости его можно установить на любой плоской поверхности, способной выдержать его вес. Для него не нужно специальной подставки. Однако он должен иметь крышку или покровное стекло, а также собственную систему подогрева и аэрации воды. Может также потребоваться и фильтр - это зависит от обстоятельств на данный момент времени. Обычно используется простой губчатый фильтр.

• Кормушки для живого и сухого корма. Предотвращают распространение несъеденного корма по всему аквариуму.

• Длинный пинцет - для удобства поднятия различных предметов со дна.

• Набор различных присосок и зажимов - для крепёжных и иных целей.

• Емкость с делениями - для мерных действий с жидкостями.

• Запасной недорогой компрессор - на случай если основной выйдет из строя.

• Запасной обогреватель - на случай выхода из строя основного.

• Запасной термометр - на случай если сломается основной или рыбы разгрызут.

5. Пальчиковая гимнастика

Чтобы наши руки хорошо работали, проведем разминку «Рыбки». (Ладони сомкнуты, чуть округлены).

Пять маленьких рыбок играли в реке, (выполняем волнообразные движения рук в воздухе).

Лежало большое бревно на песке, (руки прижаты друг к другу, переворачиваем их с боку на бок).

И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (Ладони сомкнуты, чуть округлены, выполняем ими «ныряющее» движение).

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко» (Качаем сомкнутыми ладонями).

А третья сказала: «Мне хочется спать!» (Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук — рыбка спит).

Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Быстро качаем ладонями — дрожь).

А пятая крикнула: «Здесь крокодил!» (Запястья соединены, ладони раскрываются и соединяются — рот).

«Плывите отсюда, чтоб не проглотил!» (Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями — уплывают).

6. Выполнение заданий по инструктивным карточкам в парах (ответы на вопросы, работа с литературой).

7. Подвижная игра «Рыбаки и рыбки».

Мы хорошо потрудились, пора и передохнуть. Предлагаю вам сыграть в игру «Рыбаки и рыбки».

Выбирается «рыбак» и 2 «рыбки». Остальные дети становятся в круг, держась за руки. Задача «рыбака» поймать «рыбок». Дети поднимают либо опускают руки, выпуская «рыбок» из круга.

8. Сбор оригами «Рыбка» и выполнение аппликации «Мой аквариум».

Ребята рисуют на альбомных листах свои аквариумы и украшают их бумажными рыбками.

9. Рефлексия. Работа с «островами».

Публикации по теме:

Игра по воспитанию ЗОЖ «Часы здоровья»Игра по воспитанию ЗОЖ «Часы здоровья» ПАСПОРТ ИГРЫ Цель игры: Цель игры к варианту №1 для детей 3-4 лет. 1. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи 2. Закрепить.

Конспект по экологии, в старшей группе. «Прощание с осенним лесом» Образовательные задачи: - Наблюдать с детьми явление природы. - Помогать устанавливать причинно-следственные связи между явлениями природы.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Домашние питомцы
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Конспект занятия по теме «Аквариум», для 2–4 класса
Опубликовано: 13 января 2013 в 00:32
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Елочка из фоамирана». Мое творчество.
Для создания новогоднего настроения в оформлении композиции нужен главный элемент. Это будет елочка. Елочку можно сделать из ниток, бумаги. А я решила...
Изготовление атрибута для танца снежинок
Приближается Новый год, все готовятся к утренникам. По традиции, почти всегда на утреннике присутствуют девочки- снежинки. Для завершения образа хочется...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке...
Детский мастер-класс по нетрадиционной технике рисования. Тема: «Снегирь на ветке рябины». ( Для детей 6-7 лет) Доброго времени суток, коллеги! Я...
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» (наблюдение за насекомыми)
Фотоотчёт «Мир вокруг нас» ( наблюдение за насекомыми) Вот и прошла зима с морозами и метелями. Наступила весна. Чаще стало пригревать теплое весеннее...
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...