Развитие речи на основе нацинального фольклора. Рассказывание тувинской народной сказки «Оскус-оол и Золотая дангына»

Чодураа Долаан
Развитие речи на основе нацинального фольклора. Рассказывание тувинской народной сказки «Оскус-оол и Золотая дангына»

Конспект занятия

по теме "Рассказывание тувинской народной сказки "Оскус-оол и Золотая дангына'

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с тувинским

народным творчеством: сказками, пословицами. Способствовать пониманию

народной мудрости. Закрепить пословицы о дружбе, познакомить с

тувинской пословицей: "Чадагчорба, аъттыгчор, чааскаанчорбаэштигчор"

Имеешь коня - пешком не ходи. Есть друзья - один не сиди. Учить

грамматически правильно строить предложения. Воспитывать у детей

интерес к тувинскому устному творчеству, дружелюбие.

Словарная работа: Булатный нож, гнедой конь, горы Эвирге и

Хавырга, Золотая дангына, караванщик, иноходец, поводья, плетка, уздечка,

юрта, арат, переметная сума, шулбус, аал, подпруги /нагрудные и

подхвостные.

Оборудование: иллюстрации о Туве, к сказкам, картинкам, грамзапись

тувинского горлового пения /в стиле сыгыт или хоомей/.

Ход занятия:

Во время вступительной беседы тихо звучит горловое пение.

Воспитатель: Дети, вы уже слушали несколько тувинских народных

сказок. Назовите эти сказки. Вспомните, о ком говорится в этих сказках о

людях, о животных. Как вы думаете, почему их называют народными?

Правильно, народ хранил в памяти сочиненные сказки и передавал их из уст

в уста, поэтому они называются народными. Скажите, что воспевал народ в

своих сказках дружбу и верность, ум и смекалку? Что высмеивал?

/хвастовство и зазнайство/. А сейчас послушайте тувинскую народную сказку

"Оскус-оол и Золотаядангына".

Герой сказки - Оскус-оол, ЗолотаяДангына является другом и

советником героя сказки. В этой сказке есть темная, злая сила - шулбус. В

борьбе со злом Оскус-оолу помогают его добрые друзья: гнедой конь, по-

лосатая змея и могучие орлы с гор Эвирге и Хавырга.

Необычны зачины и концовки тувинских сказок, интересны по

содержанию повторы. Послушайте, как начинается эта сказка:

"Давным-давно это было, когда рога животных отсыхали, дул сильный

ветер, трава росла выше верблюда, а караганники были выше горы Каргы. "

Далее следует рассказ сказки в ходе, которого разъясняются трудные

слова /иноходец, караванщик, шулбус /отрицательный сказочный герой,

который всем вредит/ и т. д. После рассказывания сказки показать детям

иллюстрации из сказки.

Вопросы по тексту: Кто главные герои сказки? На кого из героев

сказки вы хотели бы походить и почему? Кого можно назвать настоящими

друзьями? Какие, вы знаете пословицы о дружбе?

Послушайте тувинскую пословицу: "Чадагчорбааъттыгчор, Чааскаан

чорбаэштигчор" - "Имеешь коня - пешком не ходи, есть друзья - один не

сиди". Относится ли эта пословица к пословицам о дружбе? Почему?

Итог занятия: Как называется сказка, с которой мы познакомились?

Вам понравилась сказка?

Литература

1. Лопатина А., Скребцова М. Мир единства и любви. Мир твоей

души. Азбука мудрости. Сказки о буквах и словах. - М.: Всемирно духовно-

нравстенный центр,-200 1 г. I

,.,

2. Лазарев М. В. ЗдравствуЙ!-М. ,-2000 г.

3. Рувинский Л. И. Духовное совершенствование,-

Педагогический вестник,-2002 г.

4. Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. М., 1972.

5. Заянчковский И. Ф. Животные, приметы и предрассудки.

М. ,1991.

М.:

Потапов Л. П. Очерки народного быта, тувинцев. М., 1969;

Соколова З. П. Культ животных в религиях М; 1972г.

Кенин-Лопсан М. Б. Традиционная культура тувинцев К. ,2006.

Автор публикации:
Развитие речи на основе нацинального фольклора. Рассказывание тувинской народной сказки «Оскус-оол и Золотая дангына»
Опубликовано: 11 ноября 2013 в 16:27
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект развлечения в старшей группе «Веселые эстафеты»
Цель этого развлечения привить детям любовь к физической культуре; научить действовать сообща, сплоченно; следить за осанкой, за правильным выполнением...
Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе «Ожерелье для куклы»
Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе "Ожерелье для куклы" Программная сущность: 1. Обучать ребенка изображать нестандартным методом...
Мастер-класс создания лэпбука «Барби!» (для детей старшего возраста).
Сегодня мы с Вами ещё раз поговорим о том, что же такое лэпбук? Я покажу, как был сделан лэпбук: «Барби». Итак, картонная папка-это и есть лэпбук, в ней...
Фотоотчет «Экскурсия в библиотеку».
В нашем детском саду, в разновозрастной средне-старшей группе, сейчас проходит неделя, которая посвящена книге. В Маломихайловской сельской библиотеке,...
Весенние штрихи в оформлении группы.
И снова пришла весна! И снова мы оформляем группу к весенним праздникам) В саму группу мы снова сделали веточки под "сакуру" ( мастер класс есть у меня ниже)...