Лучший педагог года

Конспект занятия «Русские народные праздники»

Аксана Романова
Конспект занятия «Русские народные праздники»

Конспект занятия по теме

«Русские народные праздники».

Чернышова Аксана Сергеевна,

педагог дополнительного образования

МБУДО «Дом детского творчества» г. Сосногорска

Объединение: ансамбль русской народной песни «Молодая канарейка»

Публикация «Конспект занятия „Русские народные праздники“» размещена в разделах

Форма проведения: командный конкурс

Возрастная категория: 10-12 лет

Цель: Приобщение детей к истокам русской культуры.

Задачи:

-в обучении: повторение и закрепление знаний по программе «Молодая канарейка» по теме «Русские народные праздники»;

-в развитии: развитие творческих и музыкальных способностей;

-в воспитании: воспитание дружеских взаимоотношений, умение работать в группе, радоваться успехам других.

Оборудование: музыкальный центр, мультимедийный проигрыватель, экран, ватман, цветные карандаши, фломастеры, жетоны, чистые листы бумаги, шариковые ручки, 4 пустые коробки из под обуви, 6 отрезков цветной ткани шириной 7 см. и длинной 5 метров,

Ход занятия:

Введение.

Есть ещё в России не во многих, но в некоторых местах: в посёлках, сёлах, деревнях - необыкновенные островки жизни, где сохранились старые крестьянские обычаи, старинные праздники, обряды и, конечно песни.

Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается. К народным праздникам относятся - обряды, хороводы, песни и игры - это сильнейший источник к познанию народной жизни. В числе традиционных народных праздников являются - Святки и Масленица, Красная горка и Семик, Воздвиженье и Рождество Христово и многие другие праздники. И с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы и наблюдения. Русский народ сохранил и продолжает отмечать очень много праздников не только потому, что широк душою, но и потому, прежде всего, что богат своей историей, своими корнями, традициями.

Сегодня у нас необычное занятие на тему «Русские народные праздники». Мы разделимся на команды и посмотрим, чья команда больше знает об обрядах, песнях, традициях.

(дети делятся на две команды методом жеребьёвки)

Прежде чем перейти к конкурсным заданиям, вам надо придумать название команды и выбрать капитана команды.

Наш конкурс будет проходить по турам. Ну что, готовы?

Сейчас будут звучать природные звуки, а вы, попробуйте отгадать, какое время года они напоминают.

(звучат звуковые эффекты осени - дождь, ветер, крик птиц, улетающих на юг и т. д.)

Конечно же - это осень.

Мы открываем первый тур «Осенние праздники».

Блиц – опрос.

Чья команда быстрее поднимет руку или табличку и ответит правильно, получает 1 жетон, если команда ответила не правильно, то право ответа переходит к другой команде.

К каким праздникам относятся эти выражения:

1.«Они мочили лён, сушили, трепали, ткали, сучили нитки, верёвки» (Бабье лето)

2.«Колесом дорога!» (Куприянов день)

3. Какой праздник встречает осень на третий раз? (Воздвижение)

4. Этот праздник является днём ремесленников. (Кузьминки)

5. Какой праздник отмечают 1 сентября по старому стилю и 14 сентября по новому? (Семёнов день)

6. «Не меня ль, молоду, замуж снаряжает?» (Покров)

Молодцы! А когда отмечают Покров Пресвятой Богородицы? Правильно, 14 октября, в этот день играли свадьбы.

Второе задание этого тура – музыкальное (за это задание команда получает 5 жетонов)

Каждой команде я задам вопрос, а вы должны угадать о какой песне идёт речь, и, конечно её исполнить артистично и эмоционально.

Вопрос 1 команде: В какой свадебной песне молодой парень сватает девушку? («Вьюн на воде») исполняют песню (см. в приложение)

Вопрос 2 команде: В какой песне девушка наряжается для свадьбы? («А на море утица») исполняют песню (см. в приложение)

Молодцы! Спасибо за красивые песни. Перейдём к следующему заданию, оно будет одинаковым для обеих команд – написать на листке поговорки, которые относятся к осенним праздникам, и каким праздникам они относятся. На выполнение этого задания вам даётся 3 минуты. За каждую правильную поговорку – 1 жетон.

(дети под осеннюю песню выполняют задание)

( примерные ответы детей: «Щи да каша – пища наша», «Прежде срока клюкву ягоду брать – тьме угождать», «До Покрова осень, за Покровом зима идёт» т. д.)

Молодцы! Очень много интересных поговорок.

(Звучит звуковой эффект – метель, вьюга)

Как вы думаете, какое время года сейчас звучит? (дети отвечают)

Конечно же - это зима. Переходим ко второму туру «Зимние развлечения».

А какие народные зимние праздники вы знаете? (отвечают)

В ледяной карете мчится зимушка – зима,

Ветер крыльями стучится в сонные дома.

Расцветают скверы, парки снежной белезной.

И мороз возводит арки над тропой лесной.

Второй тур мы откроем аукционом знаний «Зимние забавы детей». За каждый правильный ответ, команда получает жетон.

Нам надо узнать, какая команда начнёт аукцион, для этого я загадаю вам загадку, и какая команда первая ответит, та и будет отвечать первой.

В белом бархате деревня-

И заборы, и деревня.

А как ветер нападёт.

Этот бархат опадёт. (Иней)

( примерные ответы детей: - катались на санках; - катались на лыжах; - катались на коньках; - толкали друг друга в снег; - играли в снежки; - строили снежные фигуры и т. д.)

Молодцы! Очень много зимних уличных забав. Сейчас мы тоже с вами поиграем в игру, которая называется «Конькобежцы», за победу в конкурсе команда получает 1 жетон.

(игра «Конькобежцы»)

Весело поиграли! Молодцы! Присаживайтесь на места.

Мы знаем, что уличные забавы детей проходили на свежем воздухе, но были ещё и домашние детские забавы, проводились они в больших домах и назывались посиделками. Посиделки были спокойными и тихими, весёлыми и шумными. На посиделках вязали, шили, мастерили, играли, пели песни, плясали. У меня есть очень интересное задание – каждая команда сейчас свяжет коврик своими руками.

(каждой команде выдаются 3 длинные нарезки цветной ткани шириной 7 см. и длинной 5 метров, один участник держит три отрезка, другие участники 3 чел. заплетают «косичку» переплетаясь между собой, «косу» затем передают следующим участникам команды, чтобы те свернули в «кружок» и закрепили коврик маленькими отрезками ткани)

Молодцы! Справились обе команды на отлично! Каждая команда получает по 5 жетонов.

И последнее задание в этом туре – частушки – нескладушки. (приложение)

Каждый участник команд выбирает не глядя себе частушку, всем одевают косынки и сарафаны. Частушку надо исполнить артистично и эмоционально. Каждый участник исполнивший хорошо частушку получает 1жетон, после исполнения частушек участники команд вкладывают все жетоны в коробку своей команды.

Молодцы! Повеселились от души!

Переходим к третьему туру «Масленичная неделя»

(звуковые эффекты тройки лошадей)

Едет масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

На саночках расписных,

На кониках вороных!

На Руси широко праздновали масленицу, недаром в народе сохранились такие поговорки: «Не житьё, а масленица», «Не всё коту масленица», «Это масленица идёт, блин да мёд несёт».

Первым заданием в этом туре будет для капитанов команд. Капитанам выдаются карточки с заданием – соединить линиями дни недели с проводимыми в этот день праздником. Выдаётся 1 жетон за каждый правильный день недели.

Понедельник разгул

Вторник тёщины вечерни

Среда прощёный день

Четверг встреча

Пятница золовкины посиделки

Суббота лакомка

Воскресенье заигрыши

Капитаны с заданием справились и принесли своей команде жетоны.

А сейчас, переходим к заданию «Вопрос сопернику», каждая команда составляет вопрос противоположной команде на тему масленица, и конечно же должна знать правильный ответ, на это вам даётся 3 минуты.

(задают - отвечают)

На масленицу пели масленичные песни. Командам предлагается вытянуть не глядя табличку с названием масленичных песен ( например: «Мы масленую дожидали», «Горшок на колу телюпается», «Ай, да масленица», «Свети, свети солнышко»). Каждая команда исполняет артистично и эмоционально песни.

Молодцы! Аж на сердце тепло стало!

(звуковые эффекты – птицы, ручьи, шелест листьев и т. д.)

Переходим к последнему четвёртому туру «Весна – красна тёплое летице!»

Блиц – опрос

1. На какой праздник птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает? (Благовещение)

2. В этот весенний день идёт усиленное сватовство, и проходят свадьбы. (Красная горка)

3. Какого числа отмечают праздник Пасха? (Каждый год по-разному)

4. Как называются короткие весенние песенки? (Веснянки)

Молодцы! И последнее задание всей нашей конкурсной программы – нарисовать весенний рисунок на любую пройденную тему, затем противоположная команда должна угадать, что за праздник изобразили соперники. За полный правильный ответ команда получает 5 жетонов. На создание рисунка вам даётся 5 минут.

(демонстрируют, отвечают)

Молодцы! Очень красивые получились у вас рисунки. На этом конкурсные задания закончились. Подсчитаем жетоны.

(подсчитывают, объявляют победителей, награждения.)

Я благодарю всех, кто принял участие в нашем командном конкурсе. Видно, что все очень старались! И как сказал французский педагог Пьер де Кубертен: «Главное не победа, а участие!». Поздравляю всех!

А русская пословица гласит : «Не красна изба углами, а красна пирогами!». Я всех приглашаю за стол!

(Чаепитие)

Приложение

Частушки

Сидит заяц на березе

При калошах, при часах.

Я спросила: — Сколько время?

— Не женатый, холостой.

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе -

Умирает со смеху.

На дворе стоит телега,

И подсолнухи грызет,

А корова губы дует:

Никто замуж не берет!

Мне сказали на базаре:

Рыба ходит в сарафане.

Полно хвастать, полно врать:

Как она будет шагать?

Я с высокого забора

Прямо в воду упаду,

Ну кому какое дело,

Куда брызги полетят!

Ходи, хата, ходи, хата,

Ходи, курица, хохлата,

Ходи, сени и порог,

И сметана, и творог.

Кабы, кабы да кабы,

На носу росли грибы,

Сами бы варилися,

Да и в рот катилися.

Мы с миленочком гуляли

Возле нашего пруда;

Нас лягушки напугали —

Не пойдем больше туда.

«Вьюн на воде»

1. Вьюн на воде- 2 р.

Растилается- 2 р.

2. Молодец у ворот – 2 р.

Увивается – 2 р.

3. Просит своё – 2 р.

Своё суженое,

Своё ряженое.

«А на море утица»

1. А на море утица, что купалыся,

На море касатыя полоскалыся.

2. А в тереме Манечка собиралыся,

В тереме молодая наряжалыся.

3. Надею я платьице, да венчальныё,

Надею я платьице, да венчальныё,

«Мы масленую дожидали»

1. Мы масленую дожидали,

Ой, дожидали, люли, дожидали.

2. Пивом (ы) горку поливали,

Ой, поливали, люли, поливали.

3. Сыром (ы) горку посыпали,

Ой, посыпали, люли, посыпали.

4. Стань наша горка покатлива,

Ой, покатлива, люли, покатлива.

«Горшок на колу телюпается»

Горшок на колу телюпается,

Иван к Марье набивается,

Телюпал, телюпал, не разбился,

Иван к Марье не набился.

Масленыя счастливыя,

Протянись до Велика дня!

«Ай да, масленица»

Ай да, масленица кривошейка,

Встретим тебя хорошенька,

Сыром, масло да яйцом

И румяным калачом.

«Свети, свети солнышко»

Свети, свети солнышко,

Чтоб нам было тёпленько.

Ай люли, ай люли.

Под хатою сидючи,

Ломтик хлеба держучи.

Ай люли, ай люли.

Песенки спеваючи,

Весну закликаючи.

Ай люли, ай люли.

Литература

1. Жемчужины народной мудрости : Пословицы, загадки, поговорки, скороговорки, дразнилки, колядки, потешки, считалки / Сост. Г. Н. Тубельская, Е. Н. Новикова, А. Э. Лебедева; Предисл. А. Э. Лебедевой; Худож. В. И. Сидоренко. – М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. – 560 с.

2. Литературно - музыкальный альманах № 3, Народный праздничный календарь, часть первая: Зима, весна. ЗАО РИФМЭ «Молодёжная эстрада», Запись, нотация, составление фольклорного материала; литературная обработка сказок, сценарии Г. М. Науменко, 1999. – 176 с.

3. Литературно - музыкальный альманах № 4, Народный праздничный календарь, часть вторая: Лето, осень. ЗАО РИФМЭ «Молодёжная эстрада», Запись, нотация, составление фольклорного материала; литературная обработка сказок, сценарии Г. М. Науменко, 1999. – 128 с.

4. Народные обряды составитель Латышева Т. П. Смоленск 1995. – 48 с.

5. Панкеев И. А. Русские праздники. – М. : Яуза, 1998. – 256 с.

6. Панкеев И. А. Русские праздники. – М. : Яуза, 1998. – 240.

7. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Весенние праздники, игры и забавы для детей. М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 144 с.

8. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. М. : ТЦ «Сфера», 2000. – 128 с.

9. Петров В. М., Гришина Г. Н., Короткова Л. Д. Осенние праздники, игры и забавы для детей. М. : ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.

10. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М. : Айрис – пресс, 2003. – 208 с. : ил. – (Первые шаги)

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия в старшей группе «Народные праздники. Рождество. Крещение» Цель: Приобщение детей к обычаям и традициям русского народа. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Знакомство с элементарными представлениями.

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с ЗПР «Народные праздники на Руси. Коляда» Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы с ЗПР «Народные праздники на Руси. Коляда» Коррекционно-образовательные.

Конспект интегрированного занятия-путешествия в подготовительной группе «Русские народные игры» Цель: познакомить детей с русскими народными играми. Задачи: расширить знания детей о русских народных играх; развивать внимание, ловкость,.

Конспект НОД «Русские народные сказки» Конспект НОД «Русские народные сказки». Цель: воспитывать интерес к устному народному творчеству. Задачи: уточнить и обогатить знания детей.

НОД по теме «Русские народные сказки» во второй младшей группе Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 40 «Радость» г. Новочебоксарска Чувашской Республики Баранова Валентина Николаевна Программное содержание.

Конспект комплексного занятия «Русские народные игрушки. Матрёшка» Игра-занятие «Русские народные игрушки» Выполнила: Шурыгина Т. А. Группа младшего возраста с. Семьяны 2015 г. Целевые ориентиры: пытается.

Педагогический проект «Русские народные праздники в детском саду» Срок реализации:первая- вторая неделя марта. Тип проекта: информационно-творческий. Вид проекта: фронтальный. Участники проекта: дети.

План-конспект викторины в старшей группе «Русские народные сказки» Цель: - Закрепление представления о жанре «сказка»; Задачи: - Учить детей делать выводы, на основе имеющихся знаний. - Развивать речь.

Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси» Тема: Традиции Россиян (русские народные праздники на Руси) Цели: Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.

Конспект занятия кружка по музыке в подготовительной к школе группе «Русские народные инструменты» Конспект занятия кружка в подготовительной к школе группе «Русские народные инструменты» Задачи: 1. Познакомить с русскими народными музыкальными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Русские народные праздники»
Опубликовано: 29 апреля 2016 в 14:54
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД