Открытое интегрированное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе «Воздух»

Людмила Бочарова
Открытое интегрированное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе «Воздух»

МДБОУ Детский сад комбинированного вида №17 «Жемчужинка»

Конспект занятия по теме «Воздух»

Старшая логопедическая группа

Воспитатель: Бочарова Людмила Георгиевна

г. Минусинск, 2013г.

Самоанализ НОД

1. Тема «Воздух».

Задача: развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность, способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

2. Правила безопасности жизнедеятельности детей:

- работа под наблюдением взрослого;

- осторожно обращаться со стеклянными емкостями;

- грязными руками не трогать глаза;

- не брать руки в рот.

3. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдения на прогулке, чтение, игра.

4. Приемы:

- создание развивающей среды;

- проблемные ситуации;

- сюрпризные моменты;

- наводящие вопросы;

- уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям;

- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве;

- проблемные вопросы.

5. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента:

- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

- развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности

- создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

6. Постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез;

- анализ полученного результата (подтвердилось — не подтвердилось);

- формирование выводов.

7. Психологическая оценка.

При проведении НОД учитывались индивидуальные и психические особенности детей, присутствовала доброжелательная обстановка, воспитатель вместе, рядом с детьми, поддерживал каждого ребенка улыбкой, кивком, чтобы каждый ребенок почувствовал свою значимость.

8. Задача, поставленная перед детьми, была решена на данном этапе и намечены цели и задачи ознакомления со свойствами воздуха.

Задачи: развитие познавательного интереса через экспериментальную деятельность, способствовать развитию у детей любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи экспериментальной деятельности:

- расширение представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук;

- развитие у детей представления о свойствах воздуха;

- развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов;

- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

- социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Оборудование: стеклянная банка, воронка, картон, тазик, бутылка, пластмассовая соломка, бумажный водолаз.

Ход занятия

Вводное слово воспитателя:

- Дети, хотите узнать, что находится в емкостях, стоящих на столе? Тогда подойдите ко мне и давайте вместе посмотрим, что в бутылочке, в банке, в мисочке, в тазике?

(Ничего нет)

- А в стеклянной баночке что лежит?

(Нет ничего, пусто)

- А я думаю, что внутри этих предметов что-то есть.

- Хотите узнать, что в них?

(Да)

- Тогда вперед.

Опыт: На двух столах емкости с водой и по одной пустой пол-литровой банки. Вода подкрашена акварелью.

- Еще раз уточните, что в банке?

(пусто)

- А что произойдет, если я возьму банку вниз горлышком и медленно отпущу ее в емкость с водой?

(ответы детей)

Крепко держа баночку за дно осторожно горлышком вниз, отпустить в подкрашенную воду.

- Что происходит? Вода в баночку входит, не входит?

(Ответы детей)

- Что ей мешает? Ведь банка-то пустая? Или нет? А может быть здесь притаилась невидимка?

(Ответы детей)

- Нельзя ли заставить его показаться – стать видимым? Попробуем?

Опыт: Берем эту же баночку и опускаем ее вверх дном в емкость с водой. Давим на дно баночки, но какая-то сила мешает нам, выталкивает банку из воды. Прижимаем горло баночки ко дну тазика, а потом осторожно наклоняем ее.

- Бульк! Бульк! Бульк! Невидимка подает голос. Большие пузырьки выскакивают из баночки, устремляются к поверхности воды и бульк - «исчезают».

- Так что же в банке?

(воздух)

-Мы услышали воздух?

-Можно увидеть невидимку?

На столе стоит 3-х литровая банка с водой, приготовленная заранее. Внутри банки видно много мелких пузырей.

- Что это?

(воздух)

- Мы его увидели?

(да)

Вывод: в банке воздух, который не пускал воду внутрь. А воздух вышел – вода попала в банку. Банка не пустая, в ней воздух.

- Что такое воздух? (ответы детей)

- Для чего нам нужен воздух? (дышать)

Возьмите картонки и взмахните возле лица. От движения окружающий воздух качается, колыхнется и словно слышен его голос: «Я есть! Я вокруг тебя!»

Не такой уж он и таинственный, этот невидимка, если знать, как за дело взяться.

Опыт: Возьмем бутылочку и вороночку. Обмотаем стебель воронки полоской бумаги, чтобы он входил в горлышко как можно плотнее. Место стыка промажем пластилином. Осторожно нальем в воронку немного воды.

- Что происходит? (ответы детей)

- Почему вода не входит в бутылку? (Воздух в бутылку не пускает воздух.)

- Как же заставить его потесниться?

Возьмем пластмассовую соломку, пропустим ее сквозь воду в воронке в бутылку, высосем часть воздуха.

- Что слышим? (бульканье)

- Что произошло? (Воронка вмиг опустела)

Вывод: воздух занимает место.

Люди уже давно научились использовать многие свойства воздуха. И то, что воздух занимает место, на этом свойстве было основано действие водолазного колокола, который в старину, когда не было водолазных костюмов и аквалангов, давал возможность ненадолго опуститься под воду.

Опыт: опустить на дно тазика с водой бумажного водолаза, да так, чтобы он вышел сухим из воды. Водолаза садим на плотик. Банкой осторожно накрываем фигурку и осторожно опускаем сооружение на дно тазика, крепко держа банку. Когда снова поднимаем водолаза со дна тазика, то что мы увидим?

Вывод: водолаз сухой, потому что в банке воздух не пустил воду.

Человек заставил воздух работать на себя. А вот как они это сделали, посмотрим об этом фильм.

Итог: с чем мы сегодня повстречались?

И вы бы хотели узнать о воздухе побольше? Какой нужен воздух человечеству? Что для этого надо делать?

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Открытое интегрированное занятие с элементами экспериментирования в старшей группе «Воздух»
Опубликовано: 27 августа 2013 в 04:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо»
Всегда проявляю желание не только научить детей мастерить симпатичные поделки, но и выполнять их с интересом, с желанием, с фантазией. Научить так, чтобы...
Лоскутная страничка в волшебную «Книгу-сказок» Татьяны Кирюшатовой.
«Буду расти-подрастать, вашу семью от бед и тревог оберегать. » Помните, как Рябинка отблагодарила Прохора и Марьюшку. Настеньку к осени...
НОД Опыты с водой и цветами — 4.
Оборудование: сосуды с водой; пищевой краситель четырёх цветов, тюльпаны белого цвета. Цель. - Поощрять проявление детьми любознательности,...
Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у...
Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость,...
Музейная педагогика — как инструмент формирования инициативы и самостоятельности у...
2-й слайд. В процессе внедрения и реализации ФГОС у меня, как и у многих других моих коллег возникло очень много вопросов касающихся инициативы и...