Получи документы

Музыкально-познавательное занятие для детей 5–6 лет «Кладовая земли уральской»

Татьяна Андреева
Музыкально-познавательное занятие для детей 5–6 лет «Кладовая земли уральской»

КЛАДОВАЯ ЗЕМЛИ УРАЛЬСКОЙ

(музыкально-познавательное занятие для детей 5-6 лет)

Цель:

Дать детям представление об Урале, как богатейшем крае страны, богатым полезными ископаемыми.

Программное содержание:

1. Познакомить детей с понятием «полезные ископаемые», их свойствах и применении.

Публикация «Музыкально-познавательное занятие для детей 5–6 лет „Кладовая земли уральской“» размещена в разделах

2. Развивать начальные представления о природном мире Свердловской области. Способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера.

3. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Уралу; наблюдательность и познавательную активность.

Материалы:

Карта Свердловской области.

Презентация «Наш край Урал»

Полезные ископаемые: каменный уголь, асбест, железная руда.

Изделия из золота.

Книга М. М. Мамина - Сибиряка «Зеленые горы».

Коллекция уральских камней.

Изделия из камней.

Картина уральских мастеров «Уральское лето», выполненная из каменной крошки.

Предметы из металла, бумаги, пластмассы, дерева для экспериментирования.

Магниты для экспериментирования.

Фиточай из уральских трав.

Предварительная работа:

Знакомство с полезными ископаемыми Свердловской области, их свойства, применение; чтение сказок П. Бажова «Живинка в деле», «Каменный цветок»; сбор коллекции камней вместе с детьми; работа с картой. Разучивание танца «Алапаевская кадриль», «Уральский хоровод».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим об особенностях земли уральской, узнаем, как называется область, где мы с вами живем и побываем в гостях у Хозяйки Уральских гор. Все вы знаете, что наша страна большая, и она поделена на области. Кто знает, в какой области мы с вами живем? (ответы детей). Вот перед нами карта Свердловской области. Как называется главный город нашей области? (ответы детей). Давайте посмотрим фотографии о нашем крае.

Просмотр презентации «Наш край Урал»

Воспитатель: Вы заметили, как много фотографий с изображением гор, скал, пещер. О чем это говорит? … (ответы детей)

Воспитатель: Наш край очень красив, и очень богат различными полезными ископаемыми. А вы знаете, что это такое «полезные ископаемые»? (ответы детей).

Воспитатель: Полезные ископаемые - это различные образования земной коры. Они бывают очень разные, например камни – поделочные, для изготовления разных украшений, шкатулок, картин; строительные, которые используют в строительстве; промышленные – их используют на больших заводах.

А хотите ли вы узнать, какими полезными ископаемыми богат наш край? (ответы детей).

Воспитатель: Тогда нам надо отправиться к самой Хозяйке Уральских гор. Давайте исполним «Уральский хоровод», Хозяйка нас услышит и выйдет к нам навстречу.

Дети исполняют «Уральский хоровод» (рус. нар. песня)

1. На лужку, у ворот, где рябина растет,

Мы в тенечке-холодочке завели хоровод.

2. Про Урал мы споем, в гости вас позовем.

Голубику, ежевику собирать в лес пойдем.

3. Неспроста говорят, что Урал наш богат :

Изумруды и алмазы ярче солнца горят.

4. Есть у нас малахит, есть руда и гранит

И горячий, самый лучший уголек антрацит.

5. Кто у нас побывал, кто наш край повидал,

Не забудет, не забудет голубой наш Урал.

Звучит музыка, выходит воспитатель в костюме Хозяйки медной горы.

Хозяйка Медной горы:

Здравствуйте, ребята! Вот вы и попали ко мне в гости. Мы с вами живем на Урале – в самом красивом, самом богатом крае России. Я – Хозяйка Медной горы. Полюбуйтесь красотой моих гор. Уральские горы протянулись с севера на юг, они не высокие, но их недра необыкновенно богатые. Сейчас я вам расскажу, что спрятано в недрах моих гор. Я приглашаю вас в путешествие по Свердловской области. Давайте посмотрим карту.

- Города – Богданович, Артемовский, Алапаевск – здесь налажена добыча каменного угля. Он черный, имеет блеск (блестит, от сильных ударов крошится. Люди используют его, как самое дешевое топливо. Например, все дома в городе отапливаются в одной котельной, которая топит печи как раз вот таким углем.

Ребята, а вы помните, кто в старину увлекся добычей угля и решил не пробовать другие ремесла, про какого мастера писал наш уральский писатель Павел Бажов?

Дети: Тихома, из сказки Павла Бажова «Живинка в деле».

Хозяйка Медной горы: Асбест, Сысерть – здесь добывают вот такое ископаемое, которое так и называется «асбест». Минеральная природа асбеста гарантирует, что он не горит. По этой причине асбест полезен в составе огнестойких материалов. Он находит применение в одежде пожарных, в жаростойких рукавицах. А при строительстве домов его добавляют в плитку для потолков и пола.

- Березовский – здесь добывают золото. Используют его в промышленности, но нам больше всего это ископаемое знакомо в виде золотых украшений.

- Нижний Тагил, Качканар, Краснотурьинск, Североуральск – рядом с этими городами люди обнаружили и добывают железную руду – это такое минеральное скопление, которое содержит железо. Этот минерал имеет окраску от красно-бурого до черного цвета. Руду перерабатывают и получают железо. В огромных доменных печах из руды выплавляют метал. При высокой температуре, железо расплавляется, и люди заливая его в формы, получают нужные детали, предметы, орудия труда. Железо обладает одним, очень интересным свойством – оно притягивается магнитом (другим минералом).

Опыт: Притягивание деталей магнитом: шуруп, ножницы, медная пластина, пружина, алюминиевая болванка и др.

Цель: Проверить, какие из деталей изготовлены из железной руды.

Вывод: Не все предметы притягиваются магнитом, значит, они изго- товлены из других руд, не обладающие этим свойством.

Хозяйка Медной горы: Ребята, вы уже много узнали о железной руде, ее свойствах, а теперь давайте немного поиграем и проверим, что вы запомнили.

Игра «Я – магнит».

Цель: Учить выбирать предметы, изготовленные из железа.

Игровое правило: Необходимо найти предмет, изготовленный из железа (гвоздь, газета, машина, ложка, ключ, ножницы, телефон, вилка, кукла, платок и пр.).

После игры Хозяйка Медной горы продолжает детей знакомить

с полезными ископаемыми.

Хозяйка Медной горы: Но, не только строительными материалами и металлами богата я – Хозяйка Медной горы, я владелица огромных залежей драгоценных камней – города Асбест, Невьянск.

Рассматривание грота из самоцветов.

Хозяйка Медной горы: Здесь вы видите малахит, лазурит, яшму, аметист, горный хрусталь. Эти камни имеют большую ценность за свою красоту. Их не используют в строительстве, из них делают различные украшения.

- А вы помните, кто писал об уральских мастерах горного дела? (ответы детей) Кто трудился над малахитовой шкатулкой? (ответы детей) Хотите ее увидеть? (Показ изделий из камней-самоцветов).

Рассматривание картины «Природа» из крошки уральских камней

Посмотрите, какая красивая картина, сделана она из камней. Ее рамка зеленый мрамор. Мастера умеют красиво и правильно обрабатывать камень, так чтобы он засверкал и показал свою красоту.

- Ребята, а вы знаете, что Урал богат не только своими горными кладовыми, но и своей культурой. В старину, когда люди собирались на праздники, они любили водить хороводы и танцевать. Я знаю, что вы знаете и любите танец кадриль, кадриль Алапаевскую. Вот этот город на карте (показать) .

Дети исполняют «Алапаевскую кадриль»

Хозяйка Медной горы: Какие вы молодцы ребята! Спасибо вам, что внимательно слушали меня. Но прежде чем вы уйдете, я вас угощу чаем, но чаем не простым, а с лечебными травами, вкусными, полезными, ароматными. Их у меня на Урале очень много.

Дегустация травяных напитков. Обмен впечатлениями.

Хозяйка Медной горы дарит им картину «Уральское лето»

Хозяйка Медной горы: Пусть эта картина будет у вас на память о нашей встрече, любуйтесь красотой уральских самоцветов, работой каменных дел мастеров. А теперь возьмитесь за руки, и в путь.

Звучит музыка, дети идут за младшим воспитателем по залу,

подходят к стульчикам.

Воспитатель: Вот и закончилось ваше путешествие, поделитесь, что вам особенно понравилось и запомнилось. (ответы детей).

Итог. Сегодня вы узнали, что край, где мы с вами живем, красив своей природой, он богат полезными ископаемыми. Недаром говорят – Урал – один из самых богатых краев России.

Список использованных источников

- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Примерная общеобразовательная программа

дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Ва­сильевой. — М. : МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014.

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образо­вания. / М: УЦ Перспектива, 2014.

- Берсенева З. В., Галинурова Т. Н., Круглый год — программа этнокультурного воспитания детей в ДОУ на основе народного календаря / г. Заречный, 1999.

- Аринштейн М. Б., Мельников Е. П., Шакинко И. М. Цветные камни Урала, Свердловск/ Средне-Уральское книжное издательство, 2006.

- Атлас Свердловской области ФГУП «Уральская картографическая фабрика», 2003.

- Смирнова З. И., Толстикова О. В. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре и быту народов Урала. Система занятий. Часть 2. – Екатеринбург, ИРРО, 2003г.

- Гунбина Г., Суворова Н., В гостях у хозяйке медной горы — Досуг для детей старшего дошкольного возраста. / Ж. «Дошкольное воспитание» №1-2011, с. 119.

- Тимофеева Л. Л. Поддержка детского экспериментирования в ДОО. / Ж. «Дошкольная педагогика» №1-2018, с. 4.

- Климина Л. В., Фурик Т. П. Знакомство детей с малой родиной. / Ж. «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения» №9-2013, с. 20.

- https://dou65.zlatoust.me/articles/102/222/ -Знакомство с творчеством Бажова П. П. на примере рассказывания сказа «Серебряное копытце».

https://www.maam.ru/detskijsad/tema-znakomstvo-s-poleznymi-iskopaemymi.html- Знакомство с полезными ископаемыми.

Публикации по теме:

«Глобус. Карта Земли». Занятие по пластилинографии с детьми 6–7 лет«Глобус. Карта Земли». Занятие по пластилинографии с детьми 6–7 лет Задачи: Развивать мелкую моторику, внимание; Развивать умение работать стекой; Закреплять знания детей о глобусе, сторонах света; Воспитывать.

«Знакомство с композицией уральской росписи». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия. Тема: "Знакомство с композицией уральской росписи". Программное содержание: 1)Расширять знание детей о художественных.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 2–3 лет «В гостях у Песочной феи»Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 2–3 лет «В гостях у Песочной феи» Цель: заинтересовать детей окружающими предметами и активно действовать с ними; эмоционально вовлечь в действия с игрушками и другими предметами,.

«Морское путешествие». Конспект ОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей 5–6 лет Конспект ОД по образовательной области «Познавательное развитие» Тема: «Морское путешествие» Цель: закрепить и обобщить знания детей о.

Конспект проведения игротеки с родителями ко Дню ребенка «Дружат дети всей земли» для детей 3–4 лет Цель: способствовать сближению детей и родителей, развитию гармонии в отношениях. Познакомить с играми народов мира. Создание радостного,.

Музыкально-познавательное занятие «Музыка Петра Ильича Чайковского в жизни детей» Реализуемые задачи: Дать детям представление о П. И. Чайковском, как о детском композиторе. Научить определять характер и настроение прослушанной.

Спортивно-познавательное развлечение для детей 5–7 лет «Олимпиада в детском саду» Зимняя Олимпиада в детском саду. Спортивно-познавательное развлечение для детей 5-7 лет. Цель: Воспитание в детях гражданственности, патриотизма,.

Проект организованной образовательной деятельности для детей 2–3 лет «Путешествие по сказкам» (познавательное развитие) Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Волчихинский детский сад №2» Проект организованной образовательной.

Экологическое развлечение к Дню Земли для детей 5–7 лет «Бережём мать-природу» Цели: Образовательная: - Закрепить знания детей о природе. - Повторить правила поведения в природе, селе (городе). Развивающая: - Вырабатывать.

Занятие для детей 3–4 лет «Увлекательное и познавательное путешествие в осенний лес» Конспект открытого занятия «Увлекательное и познавательное путешествие в осенний лес». Задачи: • воспитывать бережное отношение к окружающему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-познавательное занятие для детей 5–6 лет «Кладовая земли уральской»
Опубликовано: 17 марта 2018 в 15:34
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД