Воспитание экологической культуры дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Лягушка»

Наталья Ярухина
Воспитание экологической культуры дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Лягушка»

"Лягушка"

Цели занятия:

Расширить и уточнить знания детей о лягушках. Дыхание, питание, зрение, размножение.

Познакомить с особенностям отличия внешнего вида самца от самки, фразеологизмом «развязался язык».

Развивать познавательные и творческие способности в процессе знакомства с представителями отряда бесхвостых земноводных лягушках.

Словарь: земноводное, линять, линька.

Развивать мелкую мускулатуру кистей рук.

Воспитывать у детей интерес и гуманное отношение к природе.

Оборудование:

Картинки и фотографии лягушек, карточки с изображением икринки, головастика, малька, лягушонка, цветная бумага.

Ход занятия:

- Ребята, уже в течении нескольких месяцев мы с вами работаем над проектом, каким? (Лягушка)

-Как возник этот проект? (Осенью ходили на экскурсию к реке, увидели лягушку, нам стало интересно: где и как она обитает, какие у нее повадки, чем питается)

-Наша экскурсия, ваш интерес к этому животному послужили началом нашего проекта.

-Какие знания и от кого вы получили о лягушке (Рассказы детей)

-Давайте уточним знания о лягушке.

-Кто такие лягушки? (Животные)

- Где живут лягушки (В реках, в озерах, в прудах).

- Что значит земноводное животное? (Земноводными называют тех животных, которые живут и на земле и в воде)

- Из каких слов состоит это слово? (Земля и вода)

-А могут ли лягушки жить без воды? (Нет. Их среда обитания должна быть около болот, прудов, или влажных местах, по тому, что они умрут, если их кожа высохнет.)

- Послушайте поговорку про лягушку «Может потому лягушка земноводное, что не поймет, где ей лучше»? -Как передвигается лягушка (на суше – прыгает, в воде – плавает).

- Вспомните еще каких-нибудь земноводных. (Жабы, черепахи)

-Чем питаются лягушки? (Насекомыми, но при случае поедают головастиков и своих и чужих, рыбьих мальков, улиток, но главное их лакомство – комары и всяческая мошкара)

-Какую пользу приносят лягушки людям. (Лягушки – замечательные охотники. За ночь они поедают целые тучи комаров и мошек. Вот такие они помощники людям)

- А ведь некоторые люди не любят лягушек. Считают, что если взять ее в руки, то на руках появятся бородавки. А некоторые, совсем неразумные люди, считают, что если убить лягушку, пойдет дождь.

- Что Вы можете сказать по этому поводу? (Это не правда)

- А как вы относитесь к лягушкам? (Хорошо, потому, что они вреда не причиняют, и помогают людям - ловят комаров. Все в природе создано не случайно, и каждое создание имеет право на жизнь. А убивать кого-либо, значит не только делать зло, но и озлоблять свое сердце, делать его холодным и черствым.)

-Но я уверенна, что вы никогда так не поступите, потому что сердца у Вас добрые, и Вы любите живую природу! А врагов у лягушек и так хватает. – Вы можете назвать врагов лягушек? (ласки, лисы, ежи, змеи и, конечно, водоплавающие птицы: журавли, цапли, аисты)

-Какое зрение у лягушек? (зрение у лягушек не очень хорошее, она видит только движущиеся предметы, и становится лёгкой добычей). А вы знаете, что лягушки никогда не закрывают глаза, даже спят с открытыми глазами, используют свои глаза, чтобы глотать пищу. Когда лягушка моргает, её глазные яблоки надавливают на верхнее нёбо, помогая протолкнуть пищу в горло.

- Что вы знаете о дыхании лягушек? (лягушки дышат через ноздри, и через кожу). В прудах, болотах много водяных растений. Они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Этим кислородом дышат лягушки.

- В состоянии зимнего покоя они теряют активность, для дыхания им достаточно кислорода который поступает через кожу. Именно это помогает, им пережить трудное и холодное время.

-А как вы думаете, всегда ли можно встретить лягушку? (С наступлением холодов лягушки зарываются в ил на дне водоёма и спят там до весны. Бывает, зимой лягушки вмерзают в лед, а весной все равно пробуждаются живыми и здоровыми)

- В начале весны все заснувшие лягушки просыпаются и начинают кормиться. Как только подкормятся и наберут вес, у них начинается брачный период.

- Народная поговорка подмечает: «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам».

- Что означает выражение «развязал язык»? («Развязал язык» - это когда после молчания начинают много говорить, или как лягушки - петь)

- А как мы называем лягушачье пение? (Кваканье)

- Если Вы когда-либо жили поблизости от водоёма, Вы, наверное, часто удивлялись лягушачьим концертам. Звуки, производимые ими в ночи, достаточно громки, чтобы не дать Вам уснуть!

- Послушайте, как поют наши лягушки: (Грамзапись)

- Все ли лягушки квакают? (Поют только самцы, и поют на совесть, громко и старательно)

- Давайте посмотрим на самца. (У самца брюхо и горло желтовато-белые, без пятен. По бокам у него наличие горловых мешочков. Когда он издаёт звуки мешочки раздуваются, по этому мы слышим необычные звуки.

-Теперь рассмотрим самку. Она меньше по размеру, красно-коричневого цвета, с розово-желтоватыми пятнами. У неё отсутствуют боковые мешочки, и она издаёт негромкие звуки.

Игра «Две лягушки»

Видим, скачут по опушке

(Повороты в стороны)

Две зеленые лягушки.

(Полуприседания вправо-влево)

Прыг-скок, прыг-скок,

(Переступание с носка на пятку)

Прыгать с пятки на носок.

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

(Руки на поясе, полуприседание вправо-влево)

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались.

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись,

Вот здоровья в чем секрет,

(Ходьба на месте)

Всем друзьям физкультпривет!

- Сейчас я вам покажу, как появляются на свет лягушачьи детки! (Сначала из икринок появляются головастики, потом они вырастают в мальков, когда у мальков отваливаются хвостики, они становятся настоящими лягушатами)

Про это даже загадка есть, как появляются на свет лягушачьи детки:

Подрастала-

Хвост растила,

Платье темное носила.

Подросла-

Зеленой стала,

Хвост на весла поменяла.

- Как Вы понимаете выражение «хвост на весла поменяла»? (Вместо хвостика появились задние лапки)

- Расставьте по порядку картинки, что было сначала, а что потом. (Работа одного ребенка с картинками у доски «икринка-головастик-малек-лягушонок») - Линяют ли лягушки? (пока лягушонок вырастет, он четыре раза полиняет)

- Что значит «полиняет», «линька»? (Линять – значит менять кожу, а время смены кожи называется – линька; кожа сходит сначала с лапок, потом с туловища, а когда лягушка от него освобождаются, то тут же ее и съедают).

Давайте немного подвигаемся, поиграем в веселую игру «Две лягушки».

- Сейчас мы сделаем с вами лягушку из цветной бумаги. А для того, чтобы у нас все получилось замечательно, немножко потренируем наши пальчики!

Пальчиковая гимнастика

Две веселые лягушки

(Дети сжимают руки в кулак и кладут их на стол пальцами вниз)

Ни минуты не сидят

(Резко распрямляют пальцы рук, как бы подпрыгивают над столом)

Ловко прыгают подружки

(Кладут ладони на стол)

Только брызги вверх летят

(Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)

- Итак, начнем ребята:

Возьмите лист бумаги, сложите его по диагонали;

Сложите базовую форму – двойной треугольник;

Согните острые углы верхнего треугольника к верху;

Согните нижние стороны образовавшегося в результате предыдущего действия к квадрата к средней линии;

Переверните поделку;

Согните острые углы вниз, чтобы они выходили за границы поделки;

Отогните половину этих частей назад;

Переверните поделку;

Согните поделку пополам поперек на себя и, отступив 1 см вниз. Отогните верхнюю часть от себя, т. е. сделайте складку;

Если щелкнуть пальцем по сгибу, то лягушонок прыгает.

(Практическая работа детей) Всё таки какие удивительные существа лягушки. Давайте посмотрим ролик «две лягушки».

- Что Вам понравилось на занятии? (Отвечают дети)

- Что Вы узнали нового о лягушках? (Отвечают дети).

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи «Наблюдение за лягушкой» «Н А Б Л Ю Д Е Н И Е З А Л Я Г У Ш К О Й» Программное содержание: Закрепить знания детей: - о внешнем виде лягушек, полученные во время.

Краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества «В мире природы» Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет. Продолжительность.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Воспитание экологической культуры дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Лягушка»
Опубликовано: 19 февраля 2014 в 23:02
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...
Мастер-класс по аппликации «Строим скворечник для скворца»
Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире. Воспитание интереса к птицам, заботливого отношения к ним. Задачи: 1. Учить детей изображать в...
Детский мастер-класс «Пасхальное яйцо» для детей средней группы
Уже совсем скоро мы будем праздновать праздник Светлой Пасхи. Не секрет, что к этому празднику на Руси была традиция - расписывать пасхальные яйца....