МААМ-картинки

«Вода и ее роль в жизни человека». Конспект занятия по экологии для старших дошкольников с использованием проблемного обучения

Екатерина Скоробогатова
«Вода и ее роль в жизни человека». Конспект занятия по экологии для старших дошкольников с использованием проблемного обучения

Конспект занятия по экологии для старшего дошкольного возраста с использованием проблемного обучения

«Вода и ее роль в жизни человека»

Конспект занятия по экологии для старшей группы.

«Вода волшебница».

Публикация «„Вода и ее роль в жизни человека“, Конспект занятия по экологии для старших дошкольников с использованием проблемного обучения» размещена в разделах

Тема занятия : «Вода и ее роль в жизни человека»

Концептуальная цель: Развитие экологической культуры, развитие потребности в общении с водой

Стратегическая цель: Развивать социальные навыки, любознательность, познавательный интерес, воображение, мышление.

Образовательные задачи: Ознакомление со свойствами воды: Отсутствие формы, текучесть, пар - тоже вода, вода может растворять предметы. Вода иногда нуждается в очистке и фильтрации. Развивать навыки проведения лабораторных опытов.

Проблемный вопрос : Что же такое вода?

Варианты решения:

Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.

Вода - это жидкость.

Вода не имеет собственной формы.

Вода может нагреваться и быть горячей - пар.

Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.

Воду можно очистить с помощью фильтра.

Оптимальный вариант:Воду мы пьем, моемся, стираем белье, моем посуду, купаемся в речке, море, ванне, поливаем растения в квартире, на даче, вода необходима животным, птицам, насекомым, без воды прожить невозможно.

Тезис:

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Дети умывается,

Солнцу улыбается!

Предварительная работа:

1. Беседы о воде и ее роли в жизни человека.

2. Рассматривание иллюстраций на тему: "Вода".

3. Игры о воде: «Какая бывает вода», «Разрезные картинки», «Волшебная палочка» и др.

4. Чтение худ. Литературы. Экологические сказки : поучительные сказки автора Шорыгиной Т. А

5. Иллюстрации о воде.

6. Наблюдение за водой на прогулках.

Оборудование для занятия : Столы буквой П, прозрачные стаканчики для опытов, ведерки с водой (одно на стол, вещества, которые растворяются в воде: соль и сахар; и не растворяются в воде: растительное масло. Стаканчики с фильтром на каждого, чайник с горячей водой, настольный фонтанчик, белые халаты и пилотки у детей, белый халат у воспитателя.

Игровая мотивация:

- Создание «лаборатории» для проведения опытов с водой.

- Воспитатель - научный сотрудник института «Воды».

- Дети - «коллеги», которые будут на протяжении занятия выполнять задания, предлагаемые представителем института.

Словарная работа:

- Вода плещется, бежит, переливается, журчит; вода-жидкость; вода не имеет собственной формы;

Вода - растворитель; фильтр; пар - это тоже вода, вода холодная, теплая, горячая, кипяток, лаборатория, коллеги.

Ход занятия:

Организационный момент:

- «Голос» речки (запись на кассете) : «Спасите. Помогите! Когда-то я была самой чистой и прозрачной, а теперь в мою воду набросали столько бумаги, банок и коробок, что я задыхаюсь от грязи. Пожалуйста, помогите мне!».

Мы, речка, будем всегда твоими друзьями и если надо - всегда придем тебе на помощь.

Воспитатель (научный сотрудник) и дети (коллеги) в белых халатах входят в зал, здороваются с гостями.

Объявляется тема занятия, ставятся задачи: по просьбе института будем проводить опыты с водой, очищать воду в домашних условиях через фильтр, изготовленный своими руками из салфеток; придем к выводу как нам необходима вода, как воду нужно беречь и охранять; примем участие в акции: «Спасите речку!»

Детям предлагается быть коллегами.

Развиваются личностные качества

Развивать социальные навыки, познавательный интерес, память, связная речь, внимание, воображение.

Разминка для язычка, глазок, ушек, рук

"У меня есть "

У меня есть глазки, чтобы видеть.

(Дотронуться до глаз.)

У меня есть ушки, чтобы слышать.

(Дотронуться до ушей.)

У меня есть ножки, чтобы бежать.

(Побегать на месте.)

У меня есть ручки, чтоб ими махать.

(Помахать руками.)

А носик у меня только один.

(Дотронуться до своего носа.)

У меня есть язычок, чтобы "здравствуйте" сказать,

(Показать язык.)

И румяные щечки, которые можно пощекотать,

(Дотронуться до щечек)

«Водичка»

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Умой глазки,

Умой ротик,

Умой носик,

Умой ушки!

«Коллеги» занимают места в лаборатории.

Вопрос № 1: Первый вопрос, коллеги, который интересует научно - исследовательский институт: Что такое вода? Рассмотрим воду в настольном фонтане.

- Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем.

Ответы: плещется. Журчит. Переливается, бежит, льется, течет.

- Что же такое вода?

Вывод 1: Вода - это жидкость.

Вопрос № 2: Следующий вопрос, коллеги, который интересует научно - исследовательский институт: Имеет ли вода форму.

Предположения проверяются опытом с водой: просто льют воду и приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет формы, (собственной формы).

Далее воду наливают в ту емкость, какая находится у каждого на столе (чашечка, стаканчик, блюдце, кружечка.).

Ответы: вода не имеет собственную форму, она принимает форму того предмета, в который ее наливают.

Вывод 2: вода форму не имеет.

Развиваются личностные качества и когнитивные процессы

Развивать навыки проведения лабораторных опытов,

образное мышление, координация движений, активность, самостоятельность, выдержка.

Физкультминутка. «Речка»

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре!

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе - раз, это - брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все как один плыли, как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Вопрос 3: Следующий вопрос, коллеги, который интересует научно - исследовательский институт: В каком состоянии бывает вода? (в реке, холодильнике, горячем чайнике).

Опыт с чайником

Развиваются личностные качества и когнитивные процессы

Визуальный канал восприятия, наблюдательность, познавательный интерес, связная речь

Наблюдение за водой в чайнике, когда идет процесс нагревания.

Что происходит.

Ответы: вода булькает очень сильно, т. к. нагревается.

Открыть крышку чайника, в котором кипяток.

Вопрос: что происходит - наливали воду, а что появилось?

Ответы: пар.

Над паром подержать зеркало - оно запотело. участники эксперимента проводят пальцем по зеркалу и убеждаются, что это вода.

Вопрос: так что же такое пар?

Ответы: Пар - это тоже вода, только сильно нагретая.

Вывод 3: теплая, холодная, горячая - по-другому кипяток. (Отметить - кипяток - это опасно).

Игра «Вода хорошо - почему. Вода плохо - почему».

Ответы: 1. Воду мы пьем, моемся, стираем белье, моем посуду, купаемся в речке, море, ванне, поливаем растения в квартире, на даче, вода необходима животным, птицам, насекомым.

Вывод: без воды прожить невозможно.

Ответы: 2. Не умеешь плавать - можно утонуть, напьешься холодной воды из холодильника - можно заболеть, прольешь воду на пол и не заметишь - можно получить серьезную травму, если очень много поливать растения, они могут погибнуть, во время наводнения вода все разрушает на своем пути.

Загадки:

Белый камень в воде тает, (сахар).

В воде родиться, воды боится, (соль).

Желтое, а не солнце, льется, а не вода,

На сковороде пенится, брызгается и шипит. (масло).

Опыты

Вопрос № 4: Следующий вопрос, коллеги, который интересует научно -исследовательский институт: что произойдет с солью и сахаром, если их положить в воду.

Опыт: наливаем воду в стаканы с солью и сахаром, размешиваем ложечкой.

Вывод 4: вода растворила соль и сахар - она растворитель.

Вопрос № 5: Следующий вопрос, коллеги, который интересует научно - исследовательский институт: А все ли вещества могут растворяться в воде.

Опыт: в воду налить масло и понаблюдать.

Ответ: масло плавает на поверхности воды, оно не растворилось.

Вывод 5: одни вещества растворяются в воде, а другие нет.

Вопрос № 6: Следующий вопрос, коллеги, который интересует научно - исследовательский институт: можно ли пить такую воду.

Вывод 6: нет, т. к. она грязная. Ее можно очистить с помощью фильтра, который мы приготовили заранее.

Опыт: воду, в которой масло, выливаем в стаканчик с фильтром.

Что мы видим: масло осталось на поверхности фильтра, а в стаканчике появилась чистая вода.

Вывод 7: Воду можно очистить через фильтр.

Итак, мы узнали самый простой способ очистки воды, но с фильтрованной водой мы встречаемся каждый день. Вода, которая поступает к нам в квартиры тоже фильтрованная, но ее очищают не такие фильтры; как изготовили мы, а большие и сложные. Вода нам нужна везде, без нее мы не можем прожить ни дня.

Как нужно относиться к воде.

Ответы: беречь - закрывать кран, когда вымыл руки.

Охранять - не бросать мусор, когда на природе, то помнить все правила поведения.

Голос речки

Пожелания Речки: Я хочу, чтобы моя вода была самой чистой и прозрачной.

- Пусть в моей воде всегда плещется рыба.

- Пусть бабочки и стрекозы всегда резвятся над моей водой.

- Пусть солнышко всегда отражает во мне свои яркие лучики.

Вопрос: как можно оказать помощь речке.

Ответы: просто взять и очистить ее от мусора.

Все подходят к «речке» и активно начинают собирать мусор в пакет. Когда мусор собран все любуемся красотой чистой, речной воды, говорим речке добрые напутствия и пожелания.

Развиваются личностные качества и когнитивные процессы

Восприятие, воображение, образное мышление, долговременная память, познавательный интерес, связная речь, сообразительность, координация движений, выносливость, смелость, решительность, самостоятельность.

Итог: Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.

Какие новые свойства воды, коллеги, вы сегодня узнали

Ответы: Вода - это жидкость.

Вода не имеет собственной формы.

Вода может нагреваться и быть горячей - пар.

Вода может растворять одни предметы и не растворять другие.

Воду можно очистить с помощью фильтра.

Действительно, без воды мы не можем пожить на земле, воду надо беречь и охранять.

Вручение дипломов-капелек за достижения в области изучения свойств воды и сладких подарков за проделанную работу.

Развиваются личностные качества и когнитивные процессы

Развивать социальные навыки, познавательный интерес, визуальный, кинестетический каналы восприятия, воображение, эстетический вкус, положительные эмоции.

Используемая литература :

1. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Малахова Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011г.

2. Т. М. Бондаренко Комплексные занятия в старшей группе детского сада. ТЦ «Учитель» Воронеж 2006г.

3. О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011г.

4. О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург Детство-Пресс 2011г.

5. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. ЩетининаНеизведанное рядом. Творческий центр Москва 2010г.

Публикации по теме:

Конспект занятия с элементами проблемного обучения в ясельной группе «Маленький цыпленок» Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с учётом интеграции образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект НОД «Вода в Жизни человека» ТЕМА: «ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» ЦЕЛЬ: Развитие любознательности посредством познавательно-исследовательской деятельности. ЗАДАЧИ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:.

Конспект ООД «Незнайка в стране часов» для детей подготовительной группы с использованием технологии проблемного обучения ЗАДАЧИ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: - Расширять и углублять знания детей о разных видах часов, их краткой.

Конспект ОД по ФЭМП «Меньше, но тяжелее. Почему?» в подготовительной группе с использованием технологии проблемного обучения Конспект ОД по ФЭМП "Меньше, но тяжелее. Почему?" в подготовительной группе с использованием технологии проблемного обучения Задачи: Учить.

Конспект ООД в старшей группе «Вода в жизни человека» Тема: «Вода в жизни человека» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие; речевое развитие; художественно – эстетическое.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему «Вода — источник жизни» Цель: Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни. Задачи: 1 расширить знания о свойствах.

Конспект занятия для детей старшей группы «Роль зрения в жизни человека» Конспект занятия для детей старшей группы «Роль зрения в жизни человека» Цель: уточнить и закрепить знания детей о роли зрения в жизни.

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на основе проблемного обучения с использованием здоровьесберегающих технологий Программное содержание: - Дать понятие о том, что сравнивая объекты по величине их можно измерять с помощью условной мерки. -Развивать логическое.

План-конспект ИОС по развитию речи в старшей группе «Зимушка» с использованием технологии проблемного обучения Программное содержание: Обобщение, уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме; Активизация словаря по теме; Совершенствование.

Конспект занятия «Вода в жизни человека» Вводная часть - Ребята, подойдите ко мне, я вам налью попить водички. Читает стихотворение Н. Рыжовой: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Вода и ее роль в жизни человека». Конспект занятия по экологии для старших дошкольников с использованием проблемного обучения
Опубликовано: 17 марта 2018 в 12:25
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД