Лучший педагог года

Экологическое воспитание дошкольников. Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Лесное царство»

Марина Зайцева
Экологическое воспитание дошкольников. Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Лесное царство»

Конспект занятия по экологии

на тему: "Лесное царство"

Воспитатель : Зайцева Марина Сергеевна.

Цель: Сформировать навыки правил поведения и мерам безопасности в природе.

Задачи:

1. Воспитывать интерес и любовь к природе.

2. Выявить полезные и целебные свойства среди ягод и растений.

3. Закрепить знания о ядовитых грибах, ягодах и растениях.

Публикация «Экологическое воспитание дошкольников, Занятие с детьми старшего дошкольного возраста „Лесное царство“» размещена в разделах

Оборудование: оформление лесной поляны : домик «зелёная аптека», поляна со съедобными и несъедобными грибами, деревья; дорога в виде трёх тропинок с изображением ягод, грибов и растений, как съедобных, так и ядовитых, фишки, кубик; макет банок ягод для игры «сварим варенье».

Демонстрационный материал: картинки с изображением грибов, ягод и растений.

Ход занятия.

Незнайка сидит и смотрит в подзорную трубу и думает, куда бы ему отправиться… и решает отправиться на планету Земля.

Незнайка: здравствуйте, а вот и я! Какая хорошая эта планета Земля. Почему то тут никого нет. Похоже я один в лесу.

Под музыку входят дети.

Воспитатель : ребята вы никого не узнаёте?

Дети: это Незнайка.

Воспитатель : незнайка, а ты как здесь оказался?

Незнайка: как, как! Захотел, решил, собрался и вот я здесь.

Воспитатель : а мы с ребятами решили отправиться в поход и поближе познакомиться с природой и научиться правилам поведения и мерам безопасности, чтобы быть готовыми к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями в природе.

Незнайка: ребята, а можно мне с вами?

Дети: конечно можно!

Незнайка: спасибо!

Воспитатель : ребята мы свами попали в настоящее царство грибов. Грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько бывает трудно определить какой же гриб ты нашёл. Но перед тем ка собирать грибы, мы должны вспомнить правила сборов грибов:

1. Собирать только известные грибы;

2. Не срывать и не топтать ядовитые грибы;

3. Не собирать грибы у проезжей части;

4. Не срывать старые и очень маленькие грибы;

5. Не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть;

6. Срезать грибы только ножом, но очень аккуратно;

Воспитатель : ребята, а вот и первый гриб. Он хочет загадать загадку о себе (дети в шапочках грибов загадывают загадки) :

• Серенькая шапочка

Рябенькая ножка

Под берёзой расту

Как же я зовусь?

Дети: подберёзовик.

Воспитатель : подберёзовик растёт обычно в берёзовой роще или под берёзой. Этот гриб дружит с деревом – берёза. Этот гриб съедобный.

• Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня узнаешь за версту

Зовусь я …

Дети: подосиновик.

Воспитатель : этот гриб растёт под деревом осина, поэтому его так и называют – подосиновик. Они очень дружат. Это съедобный гриб.

• Нет грибов дружней, чем эти

Знают взрослые и дети

На пеньках растём в лесу

Как веснушки на носу

Дети: опята.

Воспитатель : опята растут на пеньках, на стволах деревьях. Эти грибы дружат со многими деревьями. Это съедобные грибы.

• Я очень важный

На беленькой ножке,

В красной шляпке,

На шляпке горошки.

Дети: мухомор. Это ядовитый гриб.

• Бледная она стоит

У неё съедобный вид

Принесёшь домой – беда,

Будет ядом – та еда.

Знай, что этот гриб – обманка

Называется …

Дети: бледная поганка. Это ядовитый гриб.

Незнайка: молодцы ребята. Как вы ловко определяете грибы. И рассказали мне и съедобных и несъедобных грибах. Чтобы я делал без вашей помощи.

Дети: а знаешь Незнайка, страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Для того, чтобы определить, какие грибы ты нарвал – нужно, во время варки грибов бросить в кастрюлю луковицу: если хоть один гриб ядовитый, то луковица посинеет.

Незнайка: ребята вы прям всезнайки. Всё о грибах знаете. А хотите, я вам расскажу, что можно приготовить из грибов и как их можно готовить (варить, жарить, сушить, мариновать, солить).

Воспитатель : ребята, вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями:

С берёзой – подберёзовик;

С осиной – подосиновик;

С пнями – опята;

Эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть. И я вам предлагаю сейчас всем вместе дружно завести хоровод. «Дружба народов».

Незнайка: что – то я устал ходить по лесу. Да и к тому же я уже весь поцарапался об ветки и кустарники. Всё горит и чешется.

Дети: Незнайка, а ты знаешь, что в лесу много лекарственных растений, надо только знать и уметь ими пользоваться. Вот например: крапива – очищает раны и останавливает кровь. А подорожник хорошо заживляет их.

«Зелёная аптека»

Дети приходят к доктору с жалобами, а доктор рекомендует лечиться с помощью лекарственных растений.

1. Ребё нок: У меня плохой аппетит – доктор: - корень одуванчика;

2. Ребё нок: У меня заболел желудок – доктор: - тысячелистник;

3. Ребё нок: У меня простуда – доктор:- душица;

Доктор: есть ещё советы, например:

Рана на руке – подорожник;

Ангина – мать-и-мачеха;

Ожог – зверобой;

Пятна на теле – чистотел;

Доктор: на каждую свою болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живём в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это природа.

Незнайка: а можно, мне, мне тоже лечиться травами, а ребята?

Дети: это не так просто, надо хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.

Незнайка: а что, растения бывают ядовитые? А как же понять, какие ядовитые, а какие лекарственные?

Воспитатель : да Незнайка, растения бывают ядовитые. А вы ребята, что-нибудь знаете про ядовитые растения?

1. Ребё нок: Борщевик – сорное растение. Встречается на пустырях, около дорого, на лугах и лесных опушках. Отравление и ожоги возникают при соприкосновении со стеблями, листьями, при попадании сока растения на кожу.

2. Ребё нок: Лютик едкий – многолетнее растение содержит ядовитое вещество, вызывающее сильное раздражающее действие на кожу и слизистую. При соприкосновении с кожей вызывает воспаление с образованием пузырей. Могут образовываться язвы.

3. Ребё нок: Молочай лозный – ядовитыми являются млечный сок. Вызывает острый воспалительный процесс, рвоту, ожоги и язвы кожи.

4. Ребё нок: Багульник – опасен во время цветения. В это период растение выделяет вещества, обладающие раздражающим действием на ЦНС, всасывается через кожу.

5. Ребё нок: Ландыш – очень красивый, всем известный лесной цветок. Однако не все знают, что его ягоды красно-оранжевые горошины – очень ядовиты.

Игра «Раскраска»

Дети под музыку должны раскрасить среди картинок только те, где нарисованы ядовитые растения.

После того, как дети раскрасят, попросить ещё раз назвать эти растения.

Воспитатель : ребята, вы должны запомнить, что лучшее средство защиты от ядовитых растений – не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживляющими ранами. А у некоторых детей есть привычка – покусывать и жевать любую травинку. Это очень вредная привычка и вы ребята должны запомнить, что стебли, листья и цветы многих растений могут нанести непоправимый вред здоровью.

Незнайка: вот это да! Одни растения лекарственные, другие ядовитые. И как вы только ребята всё это запоминаете?

Ягоды

Воспитатель : немало созревает в лесу и вкусных и полезных ягод. Это малина и калина, брусника, ежевика и земляника, голубика, черника. Ягоды как шарики, россыпями бус, яркие фонарики, нежные на вкус. Ягодки все разные : голубые, красные, кислые и сладкие, ворсистые и гладкие. Соком ягоды полны и целебны и вкусны. Но есть и ядовитые ягоды – бузина, белена, вороний глаз, волчье лыко.

1. Ребё нок: Вороний глаз – очень запоминающееся растение, его можно узнать, даже если никогда ранее его не видел. На его высоком стебле прикреплены близко друг к другу четыре широких листика, а из середины выступает один цветок, который потом превращается в чёрную ягоду, очень похожую на чёрный блестящий глаз вороны. Это растение поэтому так и называется – вороний глаз. У него ядовиты и ягода, и стебли и листья и корневище.

2. Ребё нок: Волчье лыко – кустарник, который цветёт мелкими душистыми мелко розово -красными цветками, прикреплёнными прямо к коре. Поэтому его ещё называют «лесная сирень». Позже на этом же месте цветков появляются ярко-красные ягоды. Это опасное растение в его ягодах содержатся сильные яды. Даже несколько ягод могут нанести непоправимый вред здоровью.

Незнайка: ой, ребята, а я так люблю ягоды. Я ем варенье банками и чувствую себя прекрасно. И ягоды я могу найти среди чего угодно. Хотите проверить?

Игра «Сварим варенье»

Игроки должны среди ягод выбрать только съедобные и собрать их в банку. Для того чтобы сварить варенье. Таким образом, дети закрепляют свои знания о съедобных и ядовитых ягодах.

Незнайка: я же вам говорил, что я профессионал.

Воспитатель : да Незнайка ты молодец и действительно всем доказал, что ты хорошо разбираешься в ягодах. А я вам предлагаю поиграть.

«Весёлая полянка»

Игроки с корзинами начинают старт у фишек (красная, зелёная, жёлтая). Перед ними тропинки красного, зелёного и желтого цвета с карточками грибов, ягод и растений. Двигаются игроки каждый по своей тропинке: жёлтая фишка по жёлтой тропинке, красная по красной, зелёная по зелёной. А передвигают игроки свои фишки на то количество раз, сколько выпадет на кубике. Задача игроков называть все грибы, ягоды и растения, которые выпадут и собирать в корзину только съедобные. Победит тот игрок, который придёт первым. Так дети закрепляют знания о съедобных и ядовитых грибах, ягодах и растениях.

Незнайка: спасибо вам, что научили меня правилам поведения в природе и познакомили с её жителями. Я узнал много нового интересного. А ещё я понял, что Земля – наш общий дом, а человек – часть природы.

Воспитатель : Земля – это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений, грибов.

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой

Живёт в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья.

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной Земли

Зовётся этот дом.

Воспитатель : ребята, я думаю, что мы с вами будем ещё много раз беседовать на эту тему.

Публикации по теме:

Презентация к внеклассному мероприятию-эрудициону по дорожной и противопожарной безопасности на тему «Мы за безопасность!» Внеклассное мероприятие-эрудицион по дорожной и противопожарной безопасности на тему "Мы за безопасность!". Цель: формирование знаний о.

Экологический проект на тему: «Тундра и ее обитатели» для детей старшего дошкольного возраста в общеразвивающем детском саду Вид проекта: информационно- познавательный, краткосрочный. ПРОДУКТ: Выставка рисунков на тему «ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников. Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Лесное царство»
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 22:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД