Экологическое воспитание дошкольников. Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Лесное царство»

Марина Зайцева
Экологическое воспитание дошкольников. Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Лесное царство»

Конспект занятия по экологии

на тему: "Лесное царство"

Воспитатель: Зайцева Марина Сергеевна.

Цель: Сформировать навыки правил поведения и мерам безопасности в природе.

Задачи:

1. Воспитывать интерес и любовь к природе.

2. Выявить полезные и целебные свойства среди ягод и растений.

3. Закрепить знания о ядовитых грибах, ягодах и растениях.

Оборудование: оформление лесной поляны: домик «зелёная аптека», поляна со съедобными и несъедобными грибами, деревья; дорога в виде трёх тропинок с изображением ягод, грибов и растений, как съедобных, так и ядовитых, фишки, кубик; макет банок ягод для игры «сварим варенье».

Демонстрационный материал: картинки с изображением грибов, ягод и растений.

Ход занятия.

Незнайка сидит и смотрит в подзорную трубу и думает, куда бы ему отправиться… и решает отправиться на планету Земля.

Незнайка: здравствуйте, а вот и я! Какая хорошая эта планета Земля. Почему то тут никого нет. Похоже я один в лесу.

Под музыку входят дети.

Воспитатель: ребята вы никого не узнаёте?

Дети: это Незнайка.

Воспитатель: незнайка, а ты как здесь оказался?

Незнайка: как, как! Захотел, решил, собрался и вот я здесь.

Воспитатель: а мы с ребятами решили отправиться в поход и поближе познакомиться с природой и научиться правилам поведения и мерам безопасности, чтобы быть готовыми к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями в природе.

Незнайка: ребята, а можно мне с вами?

Дети: конечно можно!

Незнайка: спасибо!

Воспитатель: ребята мы свами попали в настоящее царство грибов. Грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько бывает трудно определить какой же гриб ты нашёл. Но перед тем ка собирать грибы, мы должны вспомнить правила сборов грибов:

1. Собирать только известные грибы;

2. Не срывать и не топтать ядовитые грибы;

3. Не собирать грибы у проезжей части;

4. Не срывать старые и очень маленькие грибы;

5. Не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть;

6. Срезать грибы только ножом, но очень аккуратно;

Воспитатель: ребята, а вот и первый гриб. Он хочет загадать загадку о себе (дети в шапочках грибов загадывают загадки):

• Серенькая шапочка

Рябенькая ножка

Под берёзой расту

Как же я зовусь?

Дети: подберёзовик.

Воспитатель: подберёзовик растёт обычно в берёзовой роще или под берёзой. Этот гриб дружит с деревом – берёза. Этот гриб съедобный.

• Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых

Меня узнаешь за версту

Зовусь я …

Дети: подосиновик.

Воспитатель: этот гриб растёт под деревом осина, поэтому его так и называют – подосиновик. Они очень дружат. Это съедобный гриб.

• Нет грибов дружней, чем эти

Знают взрослые и дети

На пеньках растём в лесу

Как веснушки на носу

Дети: опята.

Воспитатель: опята растут на пеньках, на стволах деревьях. Эти грибы дружат со многими деревьями. Это съедобные грибы.

• Я очень важный

На беленькой ножке,

В красной шляпке,

На шляпке горошки.

Дети: мухомор. Это ядовитый гриб.

• Бледная она стоит

У неё съедобный вид

Принесёшь домой – беда,

Будет ядом – та еда.

Знай, что этот гриб – обманка

Называется …

Дети: бледная поганка. Это ядовитый гриб.

Незнайка: молодцы ребята. Как вы ловко определяете грибы. И рассказали мне и съедобных и несъедобных грибах. Чтобы я делал без вашей помощи.

Дети: а знаешь Незнайка, страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Для того, чтобы определить, какие грибы ты нарвал – нужно, во время варки грибов бросить в кастрюлю луковицу: если хоть один гриб ядовитый, то луковица посинеет.

Незнайка: ребята вы прям всезнайки. Всё о грибах знаете. А хотите, я вам расскажу, что можно приготовить из грибов и как их можно готовить (варить, жарить, сушить, мариновать, солить).

Воспитатель: ребята, вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями:

С берёзой – подберёзовик;

С осиной – подосиновик;

С пнями – опята;

Эта дружба помогает им расти. Без грибов лес может заболеть. И я вам предлагаю сейчас всем вместе дружно завести хоровод. «Дружба народов».

Незнайка: что – то я устал ходить по лесу. Да и к тому же я уже весь поцарапался об ветки и кустарники. Всё горит и чешется.

Дети: Незнайка, а ты знаешь, что в лесу много лекарственных растений, надо только знать и уметь ими пользоваться. Вот например: крапива – очищает раны и останавливает кровь. А подорожник хорошо заживляет их.

«Зелёная аптека»

Дети приходят к доктору с жалобами, а доктор рекомендует лечиться с помощью лекарственных растений.

1. Ребёнок: У меня плохой аппетит – доктор: - корень одуванчика;

2. Ребёнок: У меня заболел желудок – доктор: - тысячелистник;

3. Ребёнок: У меня простуда – доктор:- душица;

Доктор: есть ещё советы, например:

Рана на руке – подорожник;

Ангина – мать-и-мачеха;

Ожог – зверобой;

Пятна на теле – чистотел;

Доктор: на каждую свою болезнь есть своя лекарственная трава. Мы живём в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это природа.

Незнайка: а можно, мне, мне тоже лечиться травами, а ребята?

Дети: это не так просто, надо хорошо знать лекарственные растения и отличать их от ядовитых.

Незнайка: а что, растения бывают ядовитые? А как же понять, какие ядовитые, а какие лекарственные?

Воспитатель: да Незнайка, растения бывают ядовитые. А вы ребята, что-нибудь знаете про ядовитые растения?

1. Ребёнок: Борщевик – сорное растение. Встречается на пустырях, около дорого, на лугах и лесных опушках. Отравление и ожоги возникают при соприкосновении со стеблями, листьями, при попадании сока растения на кожу.

2. Ребёнок: Лютик едкий – многолетнее растение содержит ядовитое вещество, вызывающее сильное раздражающее действие на кожу и слизистую. При соприкосновении с кожей вызывает воспаление с образованием пузырей. Могут образовываться язвы.

3. Ребёнок: Молочай лозный – ядовитыми являются млечный сок. Вызывает острый воспалительный процесс, рвоту, ожоги и язвы кожи.

4. Ребёнок: Багульник – опасен во время цветения. В это период растение выделяет вещества, обладающие раздражающим действием на ЦНС, всасывается через кожу.

5. Ребёнок: Ландыш – очень красивый, всем известный лесной цветок. Однако не все знают, что его ягоды красно-оранжевые горошины – очень ядовиты.

Игра «Раскраска»

Дети под музыку должны раскрасить среди картинок только те, где нарисованы ядовитые растения.

После того, как дети раскрасят, попросить ещё раз назвать эти растения.

Воспитатель: ребята, вы должны запомнить, что лучшее средство защиты от ядовитых растений – не трогать ни один цветок, ни один кустарник, если они тебе не знакомы, потому что опасным может быть даже прикосновение к ядовитым растениям: вызвать ожог кожи с пузырями и трудно заживляющими ранами. А у некоторых детей есть привычка – покусывать и жевать любую травинку. Это очень вредная привычка и вы ребята должны запомнить, что стебли, листья и цветы многих растений могут нанести непоправимый вред здоровью.

Незнайка: вот это да! Одни растения лекарственные, другие ядовитые. И как вы только ребята всё это запоминаете?

Ягоды

Воспитатель: немало созревает в лесу и вкусных и полезных ягод. Это малина и калина, брусника, ежевика и земляника, голубика, черника. Ягоды как шарики, россыпями бус, яркие фонарики, нежные на вкус. Ягодки все разные: голубые, красные, кислые и сладкие, ворсистые и гладкие. Соком ягоды полны и целебны и вкусны. Но есть и ядовитые ягоды – бузина, белена, вороний глаз, волчье лыко.

1. Ребёнок: Вороний глаз – очень запоминающееся растение, его можно узнать, даже если никогда ранее его не видел. На его высоком стебле прикреплены близко друг к другу четыре широких листика, а из середины выступает один цветок, который потом превращается в чёрную ягоду, очень похожую на чёрный блестящий глаз вороны. Это растение поэтому так и называется – вороний глаз. У него ядовиты и ягода, и стебли и листья и корневище.

2. Ребёнок: Волчье лыко – кустарник, который цветёт мелкими душистыми мелко розово -красными цветками, прикреплёнными прямо к коре. Поэтому его ещё называют «лесная сирень». Позже на этом же месте цветков появляются ярко-красные ягоды. Это опасное растение в его ягодах содержатся сильные яды. Даже несколько ягод могут нанести непоправимый вред здоровью.

Незнайка: ой, ребята, а я так люблю ягоды. Я ем варенье банками и чувствую себя прекрасно. И ягоды я могу найти среди чего угодно. Хотите проверить?

Игра «Сварим варенье»

Игроки должны среди ягод выбрать только съедобные и собрать их в банку. Для того чтобы сварить варенье. Таким образом, дети закрепляют свои знания о съедобных и ядовитых ягодах.

Незнайка: я же вам говорил, что я профессионал.

Воспитатель: да Незнайка ты молодец и действительно всем доказал, что ты хорошо разбираешься в ягодах. А я вам предлагаю поиграть.

«Весёлая полянка»

Игроки с корзинами начинают старт у фишек (красная, зелёная, жёлтая). Перед ними тропинки красного, зелёного и желтого цвета с карточками грибов, ягод и растений. Двигаются игроки каждый по своей тропинке: жёлтая фишка по жёлтой тропинке, красная по красной, зелёная по зелёной. А передвигают игроки свои фишки на то количество раз, сколько выпадет на кубике. Задача игроков называть все грибы, ягоды и растения, которые выпадут и собирать в корзину только съедобные. Победит тот игрок, который придёт первым. Так дети закрепляют знания о съедобных и ядовитых грибах, ягодах и растениях.

Незнайка: спасибо вам, что научили меня правилам поведения в природе и познакомили с её жителями. Я узнал много нового интересного. А ещё я понял, что Земля – наш общий дом, а человек – часть природы.

Воспитатель: Земля – это общий чудесный дом для всех людей, для всех зверей, птиц, рыб, насекомых, растений, грибов.

Есть на Земле огромный дом

Под крышей голубой

Живёт в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы, весёлый звон ручья.

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

Природою родной Земли

Зовётся этот дом.

Воспитатель: ребята, я думаю, что мы с вами будем ещё много раз беседовать на эту тему.

Публикации по теме:

Презентация к внеклассному мероприятию-эрудициону по дорожной и противопожарной безопасности на тему «Мы за безопасность!» Внеклассное мероприятие-эрудицион по дорожной и противопожарной безопасности на тему "Мы за безопасность!". Цель: формирование знаний о.

Экологический проект на тему: «Тундра и ее обитатели» для детей старшего дошкольного возраста в общеразвивающем детском саду Вид проекта: информационно- познавательный, краткосрочный. ПРОДУКТ: Выставка рисунков на тему «ЖИВОТНЫЕ НАШЕГО КРАЯ» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Дикие животные
  • Судоку
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников. Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Лесное царство»
Опубликовано: 1 февраля 2014 в 22:29
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
Занятие по аппликации с элементами оригами «Снегирь»
а этой недели мы с детьми проходили тему "Зимующие птицы". Прочитали много интересной литературы. Рассматривали красочные иллюстрации. Выучили...
Сценарий развлечения «Доброта нужна всем людям»
Развлечение проводилось в "День психологического здоровья" в детском саду. Задачи: воспитывать у детей чувство сопереживания, сострадания, дружеского...