Конспект занятия по экологии. «Научная экспедиция в лес».

Алена Юрьевна Репихова
Конспект занятия по экологии. «Научная экспедиция в лес».

Программное содержание:

Обобщать и систематизировать знания детей о многообразии растений леса.

Познакомить с основными тремя ярусами растений.

Формировать представление о ценности мира растений для человека, о роли человека в жизни растений.

Развивать умение классифицировать растения по видам: деревья, кустарники, цветы; развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать.

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение соблюдать правила пребывания на природе.

Ход:

- Дети, сегодня мы с вами совершим увлекательную экспедицию в лес. Мы узнаем тайны леса, запишем и сделаем выводы.

- Сначала надо выяснить какая сегодня погода. Наша метеослужба нам сообщит об этом. Двое детей объявляют прогноз погоды. Погода хорошая, в путь! Наша задача,

узнать, что такое лес и выяснить, что его составляет.

- Мы отправимся в лес по тропинке. Воспитатель произносит слова:

Здравствуй солнце, здравствуй лес!

Мы попали в край чудес

Здравствуй дуб, осина, ива,

Как природа здесь красива.

- Вот мы и пришли. Включаю звуки леса. На мольберте картина «Лес».

Что вы видите вокруг? Лес. – Посмотрите на картину. Мы с вами входим в лесное сообщество растений, чтобы узнать, как распределены растения в лесу. – К какой природе относятся растения? К живой. – А почему?

Растения растут, дышат, питаются, размножаются. - Ребята, а как растения дышат? С помощью листочков. - Правильно. Как питаются? С по –

мощью корней. - Да. Как размножаются? Семенами. - Давайте присядем

на травку, чтоб нам было удобнее.

- Дети, растения делятся на три группы, или иначе говорят, на три яруса (ступеньки).

Высокий – показываю – как вы думаете, какой? деревья

Средний? – кустарники

Низкий? – травянистые растения. Правильно.

Делаем вывод: Растения в лесу делятся на три яруса. Запишем это в свои карточки.

3

Рассмотрим первый ярус – деревья. Какие деревья, растущие в лесу, вы знаете?

Дуб, береза, тополь, осина, ель, липа. – Давайте запишем в памятках, первый ярус, (вид) – деревья. Они тоже делятся на виды, какие, узнаете отгадав загадку: Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год?

О каких иголках идет речь? Это ель, сосна, кедр, пихта, лиственница

Как эти деревья можно назвать, одним словом? Хвойные. – Верно. Кто мне назовет второй

вид деревьев? Лиственные. – Какие это деревья? Берёза, тополь, дуб, осина, ива. Чем отличаются эти виды? Формой листьев. Не только, хвойные деревья зимой стоят зелёными, они переживают зиму, не теряя своих иголок. Давайте запишем в своих карточках, два вида деревьев.

Выходит Софья.

На доске картинки шиповника и сирени.

- С: Ребята, скажите, что это за растения? Сирень, шиповник. – А к какому виду растений они относятся? Кустарники. – Правильно, они относятся к среднему ярусу, ниже деревьев, но выше травянистых растений. По сравнению с деревьями, кустарники более низкорослые,

у них несколько тонких стволиков, которые растут прямо от земли. Назовите кустарники, растущие в лесу. Шиповник, акация, рябина и др. – Правильно. В лесу встречается много ягодных кустарников, мы с мамой были на Джасыбае, видели: малину, дикую смородину, калину, крыжовник. Софья садится. Давайте запишем в памятках второй ярус (вид) – кустарники.

- Ребята, послушайте загадку: Пушистый, белый, а не зайчик

Растёт в лесу он? Одуванчик

- Ребята, что за растения у меня на доске? Одуванчик, ромашка. Правильно. К какому виду

растений они относятся? Травянистые растения. – Молодцы. Травянистые растения относятся к нижнему ярусу. Давайте запишем это в памятках. Какие травянистые растения, растущие в лесу вы знаете?

Васильки, полынь, колокольчики, ковыль, мать и мачеха, подорожник и др. – Правильно, есть растения, которые, не растут в лесу, но тоже относятся к этому виду, это злаки, к ним относятся: пшеница, рожь, ячмень, овес и др. Так какие три яруса растений существует? Ответы детей.

Теперь, когда мы многое узнали, полюбовались природой, наша научная экспедиция подошла к концу, нам пора домой.

По тропинке, по дорожке,

Скачем мы на правой ножке,

И по этой же дорожке,

Скачем мы на левой ножке.

Стоп, немного отдохнём,

Тихим шагом мы пойдём.

Дети садятся за столы. Из-за ширмы появляется бурундук.

- Здравствуйте ребята. Вы меня узнали, меня зовут бурундук, я пришёл к вам из леса.

Я давно за вами наблюдаю и хочу узнать, всё ли вы знаете о растениях. Ответьте на

вопросы, глядя на схему.

? ?? ?? ?

Б: - Молодцы ребята. Давайте поиграем. Игра «Продолжи цепочку». Я называю слово, а вы продолжаете.

Сосна ___ ___ ___ ___

Одуванчик ___ ___ ___ ___

Сирень ___ ___ ___ ___

- Ну что, бурундучок, убедился, что наши дети умные?

Б: - Хорошо, последнее испытание. В нашей лесной школе учительница вешает таблицу и просит найти лишнее растение, а вы справитесь?

Б: - Молодцы. Теперь я доволен и хочу вас предостеречь: в лесу есть растения, с виду очень красивые, кажутся вполне съедобными, но могут нанести вред человеку, это, показываю, волчья ягода, белена, болиголов, грибы: мухоморы, поганки и др. Они ядовитые, поэтому их нельзя даже трогать руками.

Б: - Ребята, ну а мне пора возвращаться в лес.

- Спасибо тебе бурундук, до свидания!

Ребята, лесные животные иногда боятся людей, как вы думаете почему? – Не соблюдают правила поведения в лесу. - А вы знаете эти правила?

Мы сейчас это проверим. Игра «Расставь знаки».

Два человека расставляют знаки разрешающие и запрещающие.

Все вместе читаем знаки. Ребята, кто мне скажет, что такое лес? Это сообщество растений.

Что сегодня на занятии мы узнали нового? Сколько видов растений существует, сколько

ярусов. Прочитай Диана, что ты записала в своей памятке. А зачем нам она нужна? Сохраните свои памятки, они вам помогут не забыть все то, что вы сегодня узнали.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Части растений»Дидактическая игра «Части растений» Дидактическая игра по экологии: "Части растений" Для этого пособия требуется фланелеграф (у меня в кабинете это фанера обшитая фланелькой,.

Интегрированное занятие (экология, рисование, музыка) Конспект интегрированного занятия (познание, рисование, музыка) .Старшая группа. Человек в лесу Задачи: Учить детей раскрывать взаимосвязь.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Экология
  • Экология
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии. «Научная экспедиция в лес».
Опубликовано: 3 октября 2012 в 16:34
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...