Конспект занятия по экологии «Осень золотая»

Светлана Еремина
Конспект занятия по экологии «Осень золотая»

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Развивающая среда: мольберт, карточки с явлениями природы по временам года. Осенние листья, птицы, вырезанные по контуру, аудиозапись Чайковского «Времена года».

СОДЕРЖАНИЕ

В.: Какое время года приходит на смену лета?

Д.: Осень.

В.: Правильно. Осени посвящали свои произведения многие поэты и композиторы. Как вы думаете, почему?

Д.: Осенью красиво. Деревья стоят с красивыми листьями: желтыми, красными.

В.: Сейчас я прочитаю вам одно из стихотворений А. С. Пушкина об осени.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

В.: Дети, какое это стихотворение: веселое, грустное, печальное или торжественное?

Д.: Стихотворение красивое, но немного грустное.

В.: О каком периоде осени говорится в этом стихотворении: начале, середине или конце осени?

Д.: О конце осени. Потому, что месяц ноябрь – последний месяц осени.

В.: Почему это стихотворение грустное?

Д.: Солнышко светит реже, дни становятся короче, листья с деревьев опадают, птицы улетают в дальние края.

В.: Молодцы. Теперь посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы на них изображены (дети выходят и называют явления природы).

В.: Ребята, какие времена года вы знаете? (Дети называют времена года).

В.: На моем столе лежат карточки. Отберите те, на которых нарисованы осенние явления природы (дети выполняют задание).

В.: Все эти явления происходят осенью. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Д.: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

В.: Правильно. Сентябрь – первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. В народе его называют златоцветом, рябинником. Птичьей стаей. Как вы думаете, почему? (Дети высказывают свои предположения).

В.: Какие работы у людей в сентябре в саду, в поле?

Д.: С полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, морковь, свеклу, капусту, лук.

В.: Правильно, молодцы. Когда урожай с полей убран, поле вспахивают. Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – рожь и пшеницу.

А что делают звери с наступлением осени?

Д.: Звери строят и утепляют норы, делают запасы. Начинают менять шубки.

В.: Молодцы, ребята. Действительно, звери начинают менять шубки. У зимних шуб и мех погуще, попышней, и цвет подходит к зимней природе. Многие делают запасы (белка, заяц). Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Для чего ему это нужно?

Д.: Он на всю зиму ложится в спячку.

В.: Еще у медведицы появляются медвежата, которых она должна выкормить своим молоком. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсуки собирают коренья и грибы. Только волк и лиса зимой не спят и запасов на зиму не делают.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «ВОЛК И ЛИСА»

Серый волк бежит по лесу, а за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою два пушистеньких хвоста.

В.: Вслед за сентябрем приходит октябрь – месяц хмурый, мокрый. Еще его называют листопадом. Почему?

Д.: С деревьев начинают опадать листья.

В.: Октябрь очень капризный месяц. За день погода может поменяться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик моросит, а то первые снежинки запорхают. Люди постоянно наблюдают за жизнью природы, и делают свои приметы. Вот несколько осенних примет:

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Гром в сентябре предвещает теплую погоду.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

В.: В октябре начинают улетать птицы. Какие улетают первыми?

Д.: Стрижи и ласточки. Потому, что они питаются насекомыми. С наступлением холодов насекомые пропадают.

В.: Правильно. Чуть попозже улетают журавли и грачи, потому что они могут питаться ягодами и зерном. Последними улетают гуси, утки, лебеди. Пока водоемы не замерзли, корма им хватает. Все птицы летят по-разному. Журавли летят клином, утки – прямым фронтом, гуси – косяком (выставляются пособия на мольберте).

В.: Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетными).

В.: Птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие).

В.: Как люди должны заботиться о зимующих птицах?

Д.: Мы можем сделать кормушки и подкармливать птиц.

В.: Ребята, чем занимаются в октябре люди?

Д.: Делают заготовки на зиму, утепляют дома.

В.: Хорошо. Люди собирают оставшийся урожай с полей и огородов. Хозяйки в октябре рубят и заквашивают капусту. А в народе говорят: «Сентябрь пропах яблоками, а октябрь – капустой».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ЗАСОЛКА КАПУСТЫ»

Мы капусту рубим,

Мы капусту трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем.

Уф, устали!

Дети сопровождают текст движениями.

В.: Ноябрь – последний месяц осени. Задумчивый, грустный. Его задача – соединить глубокую осень с зимой. В народе его называют «Чернотропник», «предзимник», «ворота зимы». Попробуйте объяснить эти названия. (Высказывания детей).

В.: Чем занимаются наши лесные жители в ноябре?

Д.: Они спрятались в своих домиках и кушают запасы.

В.: Какие работы у людей в ноябре?

Д.: Люди утепляют дома, меняют одежду на теплую.

В.: А ваши бабушки вяжут теплые носочки и рассказывают вам сказки. Если раннюю осень называют золотой, то позднюю осень – серебряной. Почему?

Д.: В ноябре земля и деревья покрываются инеем. На лужицах появляется лед.

Звучит музыка Чайковского «Времена года», воспитатель читает стихотворение:

Когда родимый край покинут гуси, застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли, встречая Государыню-зиму.

В.: Сегодня на занятии мы с вами убедились, что любое время года хорошо по-своему.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи «Беседа об осени» Конспект открытого занятия по развитию речи (старшая группа) «Беседа об осени» Цель: Закрепить знания детей об осенних приметах Программные.

Обобщающая беседа об осени, подготовительная группа тема "Беседа об осени",обобщающая. цель Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Деревья и листья
  • Осень
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии «Осень золотая»
Опубликовано: 6 октября 2012 в 11:14
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Если ребенку надо выучить стихотворение…
Прочитайте стихотворение про себя, мысленно расставьте смысловые акценты, подготовьтесь читать стихотворение вслух для ребенка «как артисты». Прочитайте...
Конспект занятия на тему «Дружба»
Тема «Дружба» Цели. 1. Продолжать знакомить детей друг с другом, сплотить группу. 2. Развивать невербальное и вербальное общение. 3. Развивать...
Визитная карточка пособия: Тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка»
Доброго времени суток посетители моей странички. Представляю вашему вниманию тренажер для профилактики плоскостопия «Веселая сороконожка». Участие в...
Эссе «Почему я выбрала эту профессию?»
Почему я выбрала именно эту профессию? Наверное , потому, что в жизни ничего не бывает случайно. Я всегда считала профессию педагога лучшей для женщины. Ведь...
«Тыква — чудо — овощ». Мои впечатления об Арт — объектах из тыкв.
С 22 сентября по 8 октября 2017 года в Москве проходит Фестиваль сезона «Золотая Осень 2017». В рамках Фестиваля проводится специальная программа,...