Конспект занятия по экологии в старшей группе с использованием приёма «Системный оператор»

Гнеушева Татьяна
Конспект занятия по экологии в старшей группе с использованием приёма «Системный оператор»

Тема: ЧТО ТАКОЕ ЛЕС?

П/с: Дать представление о лесе как сообществе растений животных и грибов, познакомить с группами лесов: защитные, водоохранные, оздоровительные.

Формировать у детей полноценное системное мышление. Формировать познавательный интерес к лесу.

Материал: фотоиллюстрации леса, изображения обитателей леса, маски для физкультминутки (по две зайца, лисы, медведя, ежа, белки).

Ход занятия

Введение в тему:

Дорогие ребята! Поговорим с вами о лесе. Три близко растущих друг с другом дерева — это лес? Это, конечно, не лес. А если четыре-пять деревьев растут довольно далеко друг от друга на равнине, представляют ли они собой лес? Эти отдельно стоящие деревья тоже не лес. Что же такое лес?

Лес — это множество деревьев, расположенных близко друг к другу и растущих на большом участке земли.

Беседа по теме:

Вы когда-нибудь бывали в лесу? Что вам там понравилось, запомнилось?

В лесу очень много деревьев, они стоят близко друг другу. Их кроны соприкасаются, а кое-где и плотно смыкаются. Напомню вам, что кроной дерева называйте и вся его

разветвленная часть.

Лес — это дом для мхов и трав, грибов, кустарником и деревьев, птиц, зверей и насекомых. Ученые называют его природным сообществом. Ведь обитатели леса дружно живут бок о бок, сообща, помогая друг другу, будто соседи в большом многоэтажном доме.

Зеленые насаждения занимают почти половину всей территории нашей Родины. Большая часть лесов России хвойные. На ветках этих деревьев растут не листочки, как у лиственных деревьев, а зеленые иглы — короткие, длинные, собранные в пучки по несколько штук вместе, растущие попарно или поодиночке. Самыми ценными хвойными лесами планеты считаются кедровые, существующие практически только в России.

Леса России можно разделить на три большие группы. В первую группу входят леса водоохранные, защитные, оздоровительные. Сюда относятся городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, а также леса- заповедники и национальные парки. Ко второй группе относятся зеленые насаждения, растущие в районах с высокой плотностью населения, где много транспорта. Наконец, к третьей группе относятся леса многолесных районов. Эти леса имеют промышленное значение. Рубка деревьев производится именно там.

Дорогие друзья! Задумывались ли вы над тем, когда и как возникли леса?

Попробуем представить, как выглядела наша Земля сотни миллионов лет назад. Тогда она была совсем другой. Ученые установили, что на нашей планете в те времена дарил теплый, мягкий, влажный климат. Не было суровых снежных зим, а времена года почти не отличались друг от друга!

На небе часто собирались темные тучи, сверкали молнии, гремел гром, и на землю обрушивались тяжелые ливни. Поэтому на планете тогда было много рек, ручьев, озер и топких болот. Условия на Земле благоприятствовали росту и развитию буйной растительности. По берегам водоемов шумели необыкновенно пышные зеленые леса. Между деревьями летали гигантские бабочки и огромные стрекозы. Многие растения, как, например, папоротники и хвощи, были очень высокие — достигали высоты ЗО—40 метров.

Старые деревья ломались, падали на землю, затопленную водой разливавшихся из-за частых ливней рек, а на их месте вырастали новые. Вез доступа воздуха под действием бактерий за миллионы лет стволы огромных папоротников и хвощей превратились в камень — уголь, который сейчас люди используют как топливо.

Со временем леса стали другими. Это произошло потому, что КЛИМАТ на Земле изменился: стал холоднее суровее, суше. Условия для роста гигантских деревьев оказались менее благоприятными, но они не исчезли вовсе, а стали травянистыми растениями. Их место заняли новые, более приспособленные к холодному климату деревья.

Вспомните, какие деревья растут в современных лесах.

Правильно. Ель и сосна, пихта и кедр, береза и лиственница, дуб и липа, осина и ива, клен и рябина.

Контрольные вопросы для систематизации представлений о природных объектах (номер каждого вопроса соответствует номеру экрана в таблице).

1. Что это? (Называется объект, дерево, и обозначается схемой - см. таблицу.) Что объект “умеет делать”?

2. Из каких частей он состоит? (Корень, ствол, ветви.) для чего каждая часть?

З. Где находится (живет) наш объект? (В лесу, парке.) Кто его ‘друзья”? Что нужно, чтобы объект нормально жил и развивался? (для объектов живой природы или экосистем.)

4. Каким этот объект был раньше? (Он был маленьким, ростком.) Откуда он появился?

5. Какие у него были части? (Стебелек, корешок, листочки.) Чем они отличались от тех, что есть сейчас?

6. Благодаря чему этот объект появился на свет? Что было нужно, чтобы он стал таким, как сейчас? (Свет, тепло, вода, питательные вещества.)

7. Как изменится этот объект в будущем? (Станет старым.)

8. Как изменится каждая его часть? (В стволе может появиться дупло, ветви будут засыхать и т. д.)

9. Какое влияние это окажет на природный мир? Кто в этом случае ‘найдет”, а кто “потеряет”? (Больше света и воздуха будет для молодых деревьев; вместо тех, кто населял живое дерево, - птиц, белок, насекомых, в нем поселятся животные, которые будут способствовать разложению дерева.)

Вывод.

Любому объекту живой природы для нормального развития и существования необходимы питательные вещества, свет, тепло, воздух, вода. Чем качественнее эти условия, тем лучше будут протекать процессы роста и развития.

Послушайте стихотворение.

Прогулка в лес

Хорошо в лесу зеленом!

Травы стелются ковром,

А резные листья кленов

Укрывают нас шатром.

Мы идем лесной тропою,

Смотрим мы по сторонам,

Пахнет травами и хвоей,

Блики бродят по стволам.

Мы зайдем в смолистый ельник

Там и в жаркий полдень — тень,

Там заметим муравейник

И большой замшелый пень.

Огонечки земляники

Зажигаются в траве,

Золотой волною блики

Пробегают по листве.

Скоро выйдем на опушку,

Сядем на упавший ствол

И послушаем кукушку,

Поглядим на танец пчел.

Лес дает приют птицам и зверям, а также насекомым.

• Припомните, какие птицы живут в лесах.

Верно! Синица и дятел, клест и снегирь, сорока и СОВА, кукушка и поползень, зяблик и зорянка. Птицы вьют в гуще зеленых ветвей и трав гнезда, выводят птенцов, находят здесь и корм: жуков. личинок, гусениц. семена трав, плоды и ягоды кустарников и деревьев. добрый лес дарит пернатым гостеприимный дом и богатый стол, но и пичуги в долгу не остаются: они уничтожают вредителей леса и переносят семена деревьев и кустарников. Недаром говорят: «Лес без птиц и птицы без леса не живут».

• Давайте припомним, какие звери живут в лесу.

Обитатели леса медведь и волк, лиса, заяц, белка, еж, кабан и лось. А еще лесная мышь, бурундук, енот, рысь, куница. В лесу живет очень много зверей. Некоторые из них обитают в норах, другие облюбовали дупла, третьи прячутся под кустами, многие звери находят укромные уголки в самой глухой чаще, устраивая там логово.

• Вспомните, кто живет в норках под замшелыми пнями, под корнями высоких деревьев.

Верно! Барсук, еж, лиса. В земляных норках живут рыжие лесные мыши и подслеповатые кроты.

• А кто прячется в дуплах деревьев?

Правильно! Белочка, куница.

Под густо переплетенными ветвями кустарников скрывается от врагов зайчишка. Волки днем спят в своем логове, которое выбирают в самых глухих местах — лесных чащобах, а вечером выходят на охоту. Мишка осенью, когда закружится в лесу пестрый листопад, подыскивает место для берлоги и залезает в нее на всю зиму.

Физкультминутка «Лесная эстафета»

Дети делятся на две команды. Первые номера (зайчики) скачут до деревьев, кладут по одной шишке в корзинку и скачут назад. Отдают корзинку вторым номерам (медведям). Медведи косолапо бегут к дереву, берут по одной шишке и бегут обратно. Их ждут третьи номера (лисы) и т. д.

Живет в лесах и множество насекомых. Есть среди них полезные и вредные. На опушках и полянах хлопотливые пчелки перелетают с цветка на цветок, собирают сладкий цветочный нектар и пыльцу, а заодно и опыляют растения леса. Им помогают и крупные полосатые шмели, деловито гудящие над цветами, и пестрокрылый красавицы-бабочки, и веселые мотыльки. Пчелы, шмели, бабочки приносят лесным, растениям пользу. Красные жучки с черными точечками на спине божьи коровки тоже друзья леса. Ведь они поедают портящих листья и стебли тлей.

Возле мшистых пней, под высокими соснами, трудолюбивые неутомимые строители муравьи возводят свои высокие терема-муравейники. Крошки-муравьи -замечательные помощники леса! Они истребляют множество вредных насекомых. Рыжие лесные муравьи — обитатели одного муравейника — уничтожают за лето около миллиона разнообразных насекомых и их личинок. Кроме того, муравьи переносят семена лесных растений.

Теперь поговорим о вредителях леса. Это насекомые, поедающие стебли и листья, грызущие корни и древесину деревьев. Особенный вред приносят личинки майских жуков — белые, жирные, изогнутые крючком, с крепкими челюстями. Они живут в почве и питаются корнями растений. Там, где в земле много личинок, леса постепенно засыхают и вымирают.

Борются с этими вредными насекомыми рыжие лисички-сестрички, медведи и

колючие ежи: они с удовольствием поедают жирных личинок и крупных майских жуков.

«Малый червяк большой дуб точит» — так говорят в народе.

Особенно опасен для лесов еловый короед. Удивительно сложен лабиринт узорчатых запутанных ходов короеда. Но дятел хорошо разбирается в них», так написал в книге «Жизнь леса» знаток родной природы Дмитрий Зуев. Ни синице, ни поползню не достать, находящихся глубоко в коре вредных насекомых. Лишь длинный, тонкий, гибкий язык дятла проникает в древесину и достает скрытых врагов дерева —жуков: короеда, древоточца, заболотника и усача. Вот потому и называют красавцев-дятлов лесными докторами.

Помогают лесу и другие птахи. Задорная синичка трудится без устали: 350 раз за день приносит она своим птенцам мошек, червяков и жучков, истребляя огромное количество вредных насекомых. Недаром лесоводы называют эту птичку своей лучшей помощницей и отмечают праздник «Синичкин день».

Теперь вы знаете, что в лесу все живые организмы живут сообща, тесно между собой связаны и хорошо приспособлены к совместной жизни, поэтому лес и называется природным сообществом. Насекомые помогают опылять растения, а те дают им приют и потчуют сладким цветочным нектаром. Животные переносят семена растений и уничтожают вредителей леса, а растения угощают лесных жителей ягодами, орехами, желудями, шишками, кореньями, листьями и стебельками (травы, а еще дарят животным уютные домики.

Игра «Лесной народ»

Воспитатель называет лесных животных, дети хлопают в ладоши, если замечают ошибку: заяц, кот, волк, сова, петух, козел, еж, сосна, береза, пальма, лиса и т. д.

Грибы — особые живые организмы. Эти жители лаа тоже дружат с растениями и животными. Нити грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными в ней солями. Кроме того, грибы помогают разлагаться остаткам пней, засохших веток, упавших на землю стволов и опавшей листвы. А полакомиться вкусными грибами любят многие лесные обитатели!

Леса красивы в любое время года: и весной, когда деревья окутаны легкой зеленой дымкой полураскрывшихся листочков, и летом, когда глаз радует сочная яркая зелень густых крон, и осенью, когда румяный лес наряжается в золотистые шелка, и зимой, когда он становится похож на беломраморный дворец.

Попробуйте отгадать загадку.

Зимой — в белом кафтане, Весной — в зеленом сарафане,

Летом — в платье цветном, Осенью — а плаще золотом.

Правильно! Это лес в разное время года.

Вопросы

1. Что такое лес?

2. Почему лес называют природным сообществом?

З. Какие бывают леса?

4. Какие животные обитают в лесу?

5. Как связаны грибы, животные, растения леса?

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологии. Тема: «Человек в лесу» Конспект проведения занятия по экологии (программа Л. А. Венгера «Развитие»)в старшей группе № 8 «Яблонька» воспитатель: Пестрякова Н. Е.

Презентация о зверятах Закрепить и систематизировать представления детей о зверях. Формировать представление дошкольников о способах питания животных. Углубить.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии в старшей группе с использованием приёма «Системный оператор»
Опубликовано: 15 ноября 2012 в 07:38
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...