Конспект занятия по экологии «Зимующие птицы»

анна нефедова
Конспект занятия по экологии «Зимующие птицы»

Конспект занятия по экологии: «Зимующие птицы».

Программное содержание:

1. систематизировать знания о птицах.

2. Закрепить понятие «зимующие» птицы.

3. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.

4. Развивать воображение, слуховое и зрительное внимание, мышление, речь.

Демонстрационный материал: блюдце с различными видами корма для птиц, иллюстрации с изображением следов птиц на снегу, иллюстрации с изображением зимующих птиц: воробей, ворона, синица, голубь, сорока, дятел.

Раздаточный материал: маска на голову с изображением вороны, карточки с изображением птиц: вороны, воробья, синицы, голубя.

Ход занятия.

-Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла. (Воспитатель показывает блюдце с семечками, зернышками, крошками.)

Как вы думаете, для кого это? (Ответы детей.)

Правильно. Я приготовила этот корм для птиц, которым сейчас очень холодно, особенно в мороз.

Каких птиц вы видите на улице, у себя во дворе? (Ответы детей).

-Ребята, это птицы, которые живут рядом с нами и летом, остаются жить рядом с нами и зимой. Они не улетают в теплые края. Как называются эти птицы?

-Зимующие (воробьи, синицы, поползни, голуби, вороны, сороки).

-На снегу во дворе я увидела следы (на экране появляются изображение следов птиц). Давайте угадаем, какие птицы были здесь.

Скачет по дорожке

Собирает крошки,

А потом на ветку- прыг

И чирикает: «Чирик».

(Воробей,

Хоть поменьше воробья,

Не боюсь зимы и я,

Всем известная вам птичка.

А зовут меня … (Синичка).

-В мороз очень редко можно увидеть птичек. Когда очень холодно, птицы не летают, а сидят нахохлившись. (Дети показывают, как сидят нахохлившиеся птички на веточках). Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? (Дети высказывают свои предположения.)

-Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птичка сидит, между перьями у нее находится воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птичка мерзнет на лету. Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики.

А еще в зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой ноге. (Дети пробуют показать, как она это делает). Зачем же птичке это нужно?. Это она обогревает свои ножки в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птичка греется. Иногда птички тесно прижимаются друг к другу и прячут клювик под крылышки для тепла. (Дети показывают).

-Ребята, возле маленьких следов есть еще большие птичьи следы.

Эта птица всем знакома -

Важно ходит возле дома

Кар-Кар-Кар вдруг закричит,

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона

А зовут её… (Ворона)

Физминутка «Вороны»

Вот под ёлкой зелёной скачут весело вороны.

Кар-кар-кар (громко)

Кар-кар-кар (громко)

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают.

Кар-кар-кар (тихо)

(дети прыгают, летают, затем садятся и затихают, закрывают глаза).

-Ребята, почему, когда подлетает ворона, разлетаются воробьи и синички? (Ворона большая, у нее сильный клюв, и маленькие птички ее боятся.)

Игра «Ворона и синички».

Дети («синички») бегают, изображая голосом и движениями птиц. По сигналу воспитателя «ворона» вылетает и ищет птичек. «Синички» прячутся, сев на коврик.

-Вы все стали маленькими птичками. Я назову слово, а вы будете называть это слово ласково.

«Птица – птичка».

Перо- … (перышко)

Крыло — … (крылышко)

Хвост — (хвостик)

Клюв — (клювик)

Синица — (синичка)

Птенец — (птенчик)

Воробей — (воробышек)

Ворона — … (воронушка)

Голубь — … (голубок)

-Ребята, а каких птиц вы называете «гульками»? «Гульки прилетели») (Голубь)

Какая птица умеет ворковать?

Голуби – доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей. Он умеет ворковать

Как голубь воркует? (Гру-гру)

- Следующая наша гостья

Не сидит на месте,

На хвосте разносит вести.

Может, в них и мало прока.

Но горда собой… (Сорока)

Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо.

Почему говорят «Сорока-белобока»?

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом.

-Почему дятла называют лесным доктором?

Дидактическая игра на внимание «Какой птички не стало?»

(На доске 5-6 картинок с изображением зимующих птиц. Дети закрывают глаза, а воспитатель незаметно убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какой птички не стало?»).

Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Как ты думаешь, каким?

Поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц)

Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Голуби любят крупу и хлеб.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их –

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

- Птицы нам приносят пользу. Какую?

Летом они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

-А сейчас поиграем. Вы меня исправляйте, если услышите ошибку.

Прилетели птицы:

голуби, синицы

мухи и стрижи

аисты, вороны

галки, макароны.

Комары, кукушки

Бабочки, скворцы

Все вы молодцы!

Публикации по теме:

Проект «Зимующие птицы» Паспорт проекта «Зимующие птицы» Актуальность: Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время. Задачи:.

Презентация по лексической теме недели «Птицы»Презентация по лексической теме недели «Птицы» ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ Дети должны знать: — отличие птиц от других животных; — названия домашних, диких водоплавающих, болотных,.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Птицы
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии «Зимующие птицы»
Опубликовано: 9 февраля 2014 в 22:43
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Облако. Мастер класс.
Очень часто, мы воспитатели, используем различные природные явления в интерьере и оформлении различных помещений. Самыми, наиболее часто используемыми,...
Консультация и стихи ко Дню рождения Оле-Лукойе
Ещё один День радостного календаря Завтра по календарю радостных дат «Кален-Дар» чудесный праздник – День рождения Оле-Лукойе. Каждый из нас знаком с...
Мастер-класс «Разноцветная зима». Учимся рисовать пейзаж.
Зима нас радует свежестью, многообразием оттенков белого, чистотой. Откуда же взяться разноцветью ? Если волшебница-осень раскрашивает окружающие нас...
Мастер класс Открытка для любимой мамочки. Мамино солнышко
Цель мастер класса; Способствовать укреплению положительно эмоциональных связей между родителями группы, папами и детьми в ходе организации совместной...
Пособие для развития мелкой моторики (своими руками)
Изготовленное пособие я использую не только для развития мелкой моторики, но и для развития тактильных ощущений, закрепления основных цветов, величины,...