Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вода. Свойства воды»

Наталья Кузнецова
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вода. Свойства воды»

Добрый вечер! Хочется с вами поделиться конспектом занятия по эксперементальной деятельности.

Задачи:

ОО "Познание"

1. развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами

2. способствовать накоплению детей конкретных представлений о свойствах воды. Уточнить и закрепить знание детей о круговороте воды в природе, о значении воды

3. Развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, выдвижение предположений, отборов способов проверки и достижения результата

4. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности.

ОО "Коммуникация"

1. Развивать умение участвовать в коллективных разговорах

2. Развивать словарь, за счет расширения представлений об окружающем мире

ОО "Социализация"

Способствовать развитию умений детей сознательно принимать игровую задачу, выполнять игровые действия по правилам, добиваться правильного результата

Ход занятия

1. Ребята входят в зал.

Воспитатель.

-Ребята, наступил второй месяц весны Апрель. Какой праздник мы отмечаем в этом месяце? (ответы детей)

Восп. -Правильно, мы празднуем день КОСМОНАВТИКИ. И я для вас приготовила сюрприз. Мы посмотрим мультфильм про Незнайку, который отправился на Луну.

(Просматриваем фрагмент)

Вдруг мультфильм заканчивается. На экране появляется конверт. Читаю письмо.

" Здравствуйте, ребята. Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне, встретил инопланетян. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему она синего цвета, а называется Земля. Я им уже пытался объяснить, что у нас очень много воды, но они всё равно не понимают. Помогите мне, подробно объясните, что такое вода и откуда она берётся.

Восп. -Ну что, ребята, поможем ответить на вопросы инопланетян?

Дети- да.

Восп. - Ребята, давайте посмотрим на модель Земли, которую сняли космонавты в космосе. Что мы можем сказать.

(зЕМЛЯ КРУГЛАЯ, НА НЕЙ ЕСТЬ МОРЯ, ОКЕАНЫ, РЕКИ, СУША И Т. Д.)

ПОЧЕМУ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ ОЧЕНЬ МНОГО СИНЕГО ЦВЕТА? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ).

ЕСЛИ НА ПЛАНЕТУ НАМ ПОСМОТРЕТЬ,

ЗЕМЛИ НА ЗЕМЛЕ ВСЕГО ОДНА ТРЕТЬ.

НО СТРАННЫЙ ВОПРОС ВОЗНИКАЕТ ТОГДА.

ПЛАНЕТА ДОЛЖНА НАЗЫВАТЬСЯ ВОДА?

КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, А ЗАЧЕМ НА ЗЕМЛЕ СТОЛЬКО ВОды?

Вы слыхали о воде?

говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться,

Смею вам я доложить

Без неё нам не прожить!

Дети делают выводы.

Как вы думаете, почему вода не исчезает с нашей планеты? Откуда она берётся? Что с ней происходит?

Это круговорот воды в природе. (смотрим схему на экране круговорота воды)

- Дети, посмотрите, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом- дождя, зимой- снега. Так происходит круговорот воды в природе.

А что вы знаете о воде? Какая она? (ответы детей)

Чтобы это выяснить, нам нужно отправиться в лабораторию, где мы будем проводить исследования. А вы знаете что это такое? Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Теперь послушайте правила работы и безопасности в лаборатории.

(просмотр видеофайла).

Мы отправляемся в лабораторию. (динамическая пауза)

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

1,2,3,4 (хлопаем в ладоши)

Вот как славно освежились

(встряхиваем руками).

Делать так руками нужно:

Вместе-раз, это брасс,

(круги двумя руками вперёд)

Одной, другой, это кроль.

Все как один плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой,

Вот и оказались в лаборатории мы с тобой.

Посмотрите на рабочие места, к проведению экспериментов всё готово.

Давайте превратимся в юных учёных. Рассаживайтесь, девочки с одной стороны, мальчики с другой, одевайте халаты.

Эксперименты

1. Какого цвета вода?

Ответы детей.

Как нам можно узнать?

Возьмём 2 стакана - 1 с водой, 2- с молоком. Приложим картинку за стакан с водой. Нам видно картинку (отв. детей) А теперь приложим картинку за стакан с молоком. Что изменилось?

Вывод: через воду рисунок видно, а молоко- нет. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Как? Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску по немногу, наблюдая, как изменится цвет прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден.

Вывод: вода прозрачная, своего цвета не имеет. А меняет цвет, если в неё добавлять специальные вещества.

(смотрим модель на экране).

2. " Вода растворитель"

А есть ли у воды вкус? (ответы детей) Подскажите, как нам это можно проверить? Попробовать.

Дети пробуют воду и высказывают своё мнение.

- Вода вкуса не имеет.

Что может придать вкус воде? (ответы детей)

У вас в розетках положены сыпучие полезные вещества (соль и сахарный песок, с помощью ложечки аккуратно положите их в стаканчик, размешайте, попробуйте немного воды.

Появился ли вкус у воды?

Дети- вода стала сладкая и солёная.

Восп. -а что стало с веществами? (они растворились)

Вывод: своего вкуса у воды нет, вещества растворились.

А как вы думаете, все ли вещества растворяются в воде? Предлагаю растворить в воде несколько капель растительного масла. Что мы видим? Масло не растворилось, плавает на поверхности воды.

Вывод: не все вещества растворяются в воде. (смотрим на модель).

3. " Вода не имеет собственного запаха"

- Ребята, а запах у воды есть? Как вы думаете, что для этого нужно сделать (ответы детей).

Добавляю в стаканчики с водой аромамасла с запахом пихты (мальчикам) и апельсина (девочкам). Что изменилось? Снова нюхают.

Вывод: растворяясь в воде различные вещества меняют у воды запах. Своего запаха вода не имеет.

физминутка

Делать научные открытия дело нелёгкое, поэтому в лаборатории бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы и нам отдохнуть.

Разминая поясницу, мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей.

1и2, 1и2, закружилась голова.

1,2.3,4,5 -ноги надо нам размять (приседания).

Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

От разминки польза есть! Что ж, пора на место сесть.

Продолжим изучение воды.

4." Состав воды"

Знаете ли вы, из чего состоит вода? (предположение детей)

Показываю стакан с водой, который долго стоял под световой лампой.

- Что вы видите? На стенках стакана образуются пузырьки. это кислород.

Возьмите бутылочки с водой, аккуратно, не открывая крышки, потрясите. Что происходит? (ответы детей)

Вывод: в состав воды входит кислород, он появляется в виде "пузырьков". При движении воды пузырьков появляется больше. Кому нужен кислород в воде? (ответы детей)

(Смотрим модель на экране)

5. " Форма воды"

На столе лежат цилиндр, куб и шар.

- Какой формы эти предметы? Интересно, имеет ли форму вода? (отв. детей) Подскажите, как нам можно это проверить? Что нам для этого нужно?

Нам понадобятся сосуды разной формы. Наполним сосуд в форме цилиндра водой, потом в сосуд квадратной формы, затем в сосуд формы шара. Что происходит с водой? Форма, которую принимает вода, всё время меняется.

Вывод: вода не имеет форму, принимает форму того сосуда, в котором находится.

3. -Наши исследования подошли к концу. Мы хорошо потрудились. Узнали много нового о воде. Пора возвращаться и писать ответное письмо Незнайке Наведите порядок на рабочих местах, снимайте халаты и идём обратно в детский сад.

-Вы мне поможете написать письмо. Вспоминайте, почему Земля синего цвета?

Свойства воды (одновременно показываются модели на экране)

-вода прозрачная

-не имеет вкуса, растворяет вещества в воде, но не все

-не имеет запаха

-в воде есть кислород

-воде не имеет формы.

(отправляем)

- Ребята, а вам понравилось быть юными учёными?

Нам пришло ответное письмо.

" Ребята, вы молодцы! Нашли ответы на вопросы инопланетян. Они очень довольны, и продолжат показ мультфильма вечером.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МОЙ КОНСПЕКТ,СХЕМЫ И ВИДЕОФРАГМЕНТЫ МОГУ ОТПРАВИТЬ ОТДЕЛЬНО.

Публикации по теме:

«Развитие познавательных способностей дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность» Цель проекта: Развитие познавательных способностей и творческого познавательного мышления детей. Расширение представлений детей об окружающем.

Исследовательский мини-проект для детей 1 младшей группы «Вода-вода» Вид проекта: исследовательский мини-проект Девиз: Вода, вода, кругом вода…. Участники: Воспитатель, дети, воспитанники..

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности в подготовительной группе «Вода. Свойства воды»
Опубликовано: 9 октября 2013 в 20:39
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Отзыв на праздничное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества
Отзыв на праздничное мероприятие, посвященное Дню защитника Отечества в средней группе МОУ Красногуляевской СШ Сыровой Натальи Анатольевны и Варгасовой...
Конспект занятия хозяйственно-бытового труда в младшей группе «Стирка кукольного белья»
Конспект хозяйственно-бытового труда в младшей группе "Стирка кукольного белья". Цель: Учить детей стирать кукольное бельё ( показать приёмы стирки)...
Мастер-класс «Открытка для мам на 8 Марта».
"Ромашки на 8 Марта". Вот и настали последние зимние деньки. Проводили Масленицу и готовимся к Международному женскому дню - 8 Марта. Предоставляю...
Видео-интервью: разговор с родителями.
Видео-интервью: разговор с родителями. Многие родители обращают внимание на то, что вроде бы дети дошкольного возраста умеет пользоваться телефоном,...
«Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного...
1. Введение Одним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как...