Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В лаборатории Почемучек. Выращиваем траву для кошки»

оксана высоких
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В лаборатории Почемучек. Выращиваем траву для кошки»

Цель: развивать творческую исследовательскую активность дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Задачи:

1. Закреплять знания детей об условиях роста растений;

2. Учить проводить исследования (опыты с землей, делать выводы на основе практической деятельности;

3. Познакомить со свойствами и составом почвы;

4. Развивать любознательность, наблюдательность, интерес к окружающему миру.

Предварительная работа:

• посадка и наблюдение за прорастанием семян и развитием растений,

• знакомство детей с лупой и микроскопом;

• беседа «Природные зоны»,

• рассказ о профессии лаборанта и о лаборатории.

Материалы и оборудование: презентация, пластиковые тарелочки, стаканчики с водой, ложки, лупы, листы бумаги для фиксирования опытов, простые и цветные карандаши – по количеству детей, емкость с землей, колба, свеча, горшочек с землей и горшочек с выращенной травой, посылка.

Ход занятия:

Часть 1.

Орг момент: дети входят в зал, на столе стоит посылка, в ней стаканчики с камешками и песком, в котором несколько тоненьких ростков, письмо.

Воспитатель: Ребята к нам в детский сад пришла посылка, посмотрим что в ней. Стаканчики: один с камешками, а другой - с песком и в нем тоненькие росточки. В посылке есть еще письмо. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам домовенок Кузя. (слайд 2) Я живу в вашем детском саду на чердаке. У меня есть кошка, для которой я решил вырастить травку (ведь кошкам весной нужны витамины). Я достал нужные семена, но не знал, что с ними нужно делать. Тогда я вспомнил историю про барона Мюнхаузена. Однажды в лесу он встретил оленя и выстрелил в него вишневой косточкой. Через некоторое время барону попался в лесу тот олень, а между рогами у него выросло вишневое дерево. Значит и мои семена могут вырасти где угодно!

Я посадил семена в стаканчик с камешками, поливал их, но ничего не выросло. Тогда в другой стаканчик я насыпал песок и снова посадил семена. Поливал их водой, но росточки взошли тоненькие и слабые. Что же я сделал не так? Может вы мне подскажете и поможете? Буду ждать вашего ответа. До свидания! Домовенок Кузя.»

Воспитатель: Ребята, поможем Кузе?

(слайд 3) Посмотрите, вот тот самый олень. Как вы думаете, на голове у оленя могло вырасти вишневое дерево? Почему? (ответы детей) Верно, не могло, потому что там нет условий для роста растений: нет почвы.

Почему у Кузи не получилось вырастить травку? (нужна земля)

Часть 2.

Воспитатель: Что это за вещество – земля? Как образуется? Какими свойствами обладает? Чтобы это все выяснить, предлагаю отправиться в лабораторию Почемучек. (слайд 4) Вы будете моими помощниками-лаборантами, будем разбираться вместе.

Итак, коллеги, проведем несколько опытов. Начнем с исследования земли.

Опыт №1. (слайд5)

Воспитатель: Как вы думаете, из чего состоит земля? (ответы детей) Аккуратно ложкой положите в тарелочку немного земли. Внимательно рассмотрите землю через лупу. Что вы видите? (кусочки листьев, корешков, травинки, веточки)

Воспитатель: Совершенно верно, коллеги. Это перегнившие остатки растений. Называются они перегноем. Перегной и почва очень полезны для растений, именно в ней хорошо растут растения. Зафиксируем это (щелчок). (на экране – картинка «почва»)

Опыт №2 (слад 5)

Воспитатель: Ребята, скажите, а в почве есть воздух или нет? (предположения детей). Давайте проверим - опустите комочек земли в стаканчик с водой. Что вы наблюдаете? (в воде появились пузырьки, они поднимаются вверх).

Как вы думаете что это? Конечно, воздух! (в земле есть воздух). Зафиксируем это (щелчок). (на экране картинка – «воздух»)

Опыт №3

Воспитатель: как вы думаете, а в земле есть вода? (предположения детей). Следующий опыт я проведу сама, а вы будете наблюдать.

Нагреем колбу с землей над свечой. Что произошло? (колба запотела и появились капли воды).

Воспитатель: Откуда взялась в колбе вода? (предположения детей). От нагрева вода в земле превратилась в пар, пар встретил на пути преграду стекло – и снова стал водой. (в земле есть вода). Зафиксируем. (щелчок) (на экране – картинка «капля воды»).

Воспитатель: Сделаем вывод, коллеги. Что же мы выяснили? (в земле есть вода, воздух, перегной). Правильно и это все необходимо для роста растений. А еще для роста растений необходимо солнце (слайд 6). Предлагаю поиграть с солнышком. (слайд 7)

Физминутка с пальчиковой гимнастикой «Солнышко»

Солнышко, солнышко,

Поиграй у речки.

Солнышко, солнышко,

Разбросай колечки.

Мы колечки собирем,

Покатаем, поиграем.

И назад тебе вернем.

Часть 3.

Воспитатель: Домовенок Кузя посеял семена в камни. Что случилось с семенами? (они не взошли)

Воспитатель: вспомните скалистые горы, ведь они состоят из камней. (слайд 8). Там тоже не растут растения. Почему? (в них нет почвы, перегноя, воздуха и они не удерживают воду- на перечисление щелчки).

- А что случилось с семенами посеянными в песок? (вырос слабый, тонкий росток)

Воспитатель:

Проклюнулся немного зелененький росток

Вытянулся тонко слабый стебелек.

Верхушка пожелтела, трудно в рост идти:

«Плохо мне в песочке – питанья не найти».

- Ребята, как называется огромное пространство, где нет почвы, только один песок? (слайд 9) (это пустыня)

Воспитатель: Верно. Посмотрите на картинку. Песок плохо удерживает влагу, в нем нет перегноя, нет и питательных веществ, и значит там не растут растения или они слабые.

К какому же выводу мы пришли, коллеги? В какой грунт лучше высевать семена? (в землю, почву).

Воспитатель и дети (пальчиковая гимнастика): (слайд 10)

Чтоб смог росточек распуститься,

В земле он должен поселиться.

А мы польем его водицей –

Пусть скорей укоренится.

Пусть солнышко его согреет,

Пусть урожай скорей поспеет.

- Предлагаю сделать вывод – где, в каком стаканчике вырастет здоровое, крепкое растение, где – тонкий, слабый росточек, а в чем вообще ничего не взойдет.

На экране (слайд 11) стаканчики с разной почвой (земля, песок, камни)и два растения слабое и здоровое, дети делают вывод.

Часть 4.

Воспитатель: Теперь, ребята, поможем домовенку Кузе вырастить траву для кошки (слайд 12 – Последовательность посадки семян). Посмотрите на схему – нам надо что сделать? (разровнять землю, посеять семена, снова разрыхлить, засыпать землей семена и полить водой).

После посадки воспитатель накрывает емкость с землей и убирает на окно, объясняя, что для роста растений необходимо солнце. Пока дети говорят «волшебные слова» и делают физминутку, помощник воспитателя заменяет на емкость с травкой.

Воспитатель: Ребята, давайте скажем волшебные слова. (слайд 13)

Уж, ты, семечко-зерно, дети садятся на корточки

Ляжешь в борозду на дно!

Ты не бойся, золотое,

Ничего, что там темно.

К свету, к солнцу из земли

Ты росток скорей пошли!

Как весною в ранний час дети медленно встают, потягиваются

Семена взошли у нас. Поднимают руки над головой, машут

Вышли к солнышку из тьмы – здравствуй, солнце, это мы!

Затем воспитатель открывает другую емкость, в которой заранее была выращена травка.

Воспитатель: Теперь, ребята, мы можем отправить домовенку Кузе посылку с выращенной травкой и письмом, в которое мы вложим ваши итоги наблюдений на листочках (дети еще раз повторяют какие условия необходимы для роста растений, какая почва нужна, как выращивать травку и фиксируют (рисуют) на бумаге).(слайд 14) И домовенок Кузя уже сам сможет правильно выращивать растения и траву (слайд 15).

Публикации по теме:

1. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе. «До чего ж забавный мой песок» 1. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе. «До чего ж забавный мой песок» Цель: - повышать уровень развития ребёнка -развивать.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» 2. Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Цель. Развивать познавательную активность детей,.

3. Конспект занятия экспериментированию в старшей группе «Удивительный мир стекла и металла» .

Конспект открытого занятия по художественному творчеству в старшей группе. Конструирование из бумаги «Эти веселые кошки» Цели и задачи: - формировать умения следовать устным инструкциям; работать по схемам - обучать различным приемам работы с бумагой; - закреплять.

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В научной лаборатории «Умники и умницы»Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В научной лаборатории «Умники и умницы» ЦЕЛЬ: Формировать элементарные навыки работы с цифровым микроскопом. ЗАДАЧИ: Познакомить детей с наиболее важным и увлекательным средством.

Конспект занятия кружка по экспериментированию в старшей группе «Что мы знаем о магните» Конспект занятия кружковой работы по экспериментированию в старшей группе «Что мы знаем о магните» Цель: дать представления о свойствах.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «День рождения у кошки Мурки»Конспект занятия по рисованию в старшей группе «День рождения у кошки Мурки» Образовательные задачи: 1. Закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой - тычком жесткой кистью, позволяющий наиболее ярко передать.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе Конспект занятия по экспериментированию «Посадка комнатного растения» Тема: «Цветы для мамы» Задача: научить детей умению сажать комнатные.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в страну «Чудес и Превращений» Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Путешествие в страну «ЧУДЕС И ПРЕВРАЩЕНИЙ» к профессорам в лабораторию» - Закрепить.

Конспект занятия по экспериментированию «В лаборатории «Учёной Совы»Конспект занятия по экспериментированию «В лаборатории «Учёной Совы» Цели: подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас. Задачи: развивать способность устанавливать причинно-следственные.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В лаборатории Почемучек. Выращиваем траву для кошки»
Опубликовано: 28 марта 2016 в 17:39
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Занятие по пересказу рассказа Э. Ю. Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»
Цель: Обучение пересказу сказки Шима«Камень, ручей, сосулька и солнце» посредством наглядного моделирования и драматизации. Задачи: Познавательное развитие:...
Фотоотчет «Интересные поделки крючком»
Вяжем своими руками! Сегодня я хочу показать, что ещё сумела связать для развивающей игры в раннем возрасте. В интернете я увидела связанную крючком...
Конспект интегрированного занятия в младшей группе по теме «Как ребята помогли Колобку»
Конспект интегрированного занятия по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство. Рисование» в младшей группе по теме...
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Мини-лаборатория-огород»
Цель проек та: Формировать знания детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, формировать у детей осознанно – правильное отношение к...
Фотоотчет «Навстречу чемпионату мира по футболу fifa 2018»
Навстречу Чемпионату мира по футболу fifa 2018! Вся страна с нетерпением ждёт приближения Чемпионата мира по футболу 2018, который пройдет с 14 июня по 15...