Конспект занятия (познавательно-речевое направление)

Голубева Наталья
Конспект занятия (познавательно-речевое направление)

Задачи:

Связная речь: учить детей пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи (воспитатель рассказывает и записывает);

Грамматика и словарь: активизировать в речи детей сложные предложения; обратить внимание детей на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, ввести их в активный словарь; упражнять в образовании однокоренных слов; активизировать в речи детей слова антонимы.

Предварительная работа:

1. Рассматривание смаликов, характеризовать их по настроению.

2. Графическое упражнение «Мой смалик» (дети придумывают самостоятельно и дают ему характеристику его настроению)

3. Совместная деятельность: изготовление «веселого и грустного» дома.

Материал:

Наглядный:

1. Картина с изображением белок в лесу.

2. Смалики «веселые» - 3 шт., «грустные» - 3 шт., «испуганный» - 1 шт., «злой» - 1 шт.

3. Картинки с изображением белки, волка, белки на дереве,

дерево, сердечко

4. Плоскостное изображение «веселого и грустного» домов,

где будут располагаться смалики, до 3-х шт на одном доме.

5. Текст сказки Л. Н. Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку.»

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, от чего, вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я тебя боюсь». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».

Ход ЗАНЯТИЯ

(дети сидят полукругом на мягких подушках)

Загадка про белку:

Зверь по елкам скачет

И взлетает на дубы

Кто в дупле орешки прячет

Сушит на зиму грибы (белка)

Воспитатель выставляет картину «Белки в лесу»

- Я хочу прочитать вам сказку Л. Н. Толстого «Белка прыгает с ветки на ветку…» (читает рассказ)

Краткая беседа по содержанию сказки. Вопросы:(после ответов детей, зачитывать соответствующий фрагмент из сказки)

- Про кого эта сказка? (про белку, которая прыгала с ветки на ветку)

- Что произошло с героями сказки? (Белка упала прямо на сонного волка, волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня». Волк сказал: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, от чего, вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете». Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я тебя боюсь». Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: «Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».)

- Почему волк отпустил белку? (Белка сказала: «Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я тебя боясь»)

- Почему волк решил, что белки всегда веселы? (на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете)

- Отчего белки веселы, а волку всегда скучно? (Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем)

- Послушайте еще раз сказку и обратите внимание на выразительность на авторский текст. Я буду ее рассказывать и записывать картинками (читает сказку и выкладывает соответствующие картинки: белка, волк, веселый смалик, грустный смалик, белки на дереве, испуганный смалик, злой смалик, сердечко, веселый смалик)

- Сейчас попробуйте рассказать сказку вы, а картинки вам помогут. Все сидите тихо. Тот на кого я укажу рукой, начнет рассказывать. Остальные внимательно следите. Следующий на кого я укажу, должен продолжать начатое. Необходимо постараться рассказать как можно подробнее и точнее, чтобы сказка получилась понятной и складной, как у писателя

(Интонационная законченность предложения является ориентиром для воспитателя. Он знаком руки показывает «садись» и подает знак следующему рассказчику).

- Кто хочет рассказать сказку от начала до конца? (1-2 ребенка)

- О чем еще не рассказали? (дети выясняют и уточняют, дополняют)

Физминутка.

С ветку на ветку прыгают белки (прыгают на месте)

Хвост пушистый большой (виляют «хвостиком»)

Белки, белки улыбнитесь (повороты в стороны с улыбкой)

И друг с другом подружитесь (обнимаются)

О – А – У – И (подпрыгивают и хлопок в ладоши)

- В сказке говорилось, что белки веселые. Они прыгают с ветки на ветку, играют. А как еще они веселятся, что делают? (скачут, резвятся, перелетают с ветки на ветку, качаются на ветках)

- Послушайте, как по-разному можно сказать о беличьем

веселье: веселые белки, белки веселятся, белкам весело

(подчеркнуто произносить однокоренные слова)

- Белки веселые, а волк совсем не веселый (выкладывать веселые и

грустные смалики в две группы)

- А какой? (грустный)

- Белки веселятся, а волк? (грустит)

- Белкам весело, а волку….? (грустно)

- Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке:

грустный, грустит, грустно (при каждом слове показывать на

соответствующий смалик). Слова разные, но связанны между собой по

смыслу. И звучат они похожи. Поселим их в один «грустный»

дом (выложить смалики в «грустный» дом).

- И слова веселый, весело, веселиться (при каждом слове показывать на

соответствующий смалик) – тоже родственные, потому что они

связаны между собой по смыслу и звучат похоже и поселим их

в «веселом» доме (выложить смалики в «веселый» дом).

- Подберите слова родственные слову радостный (радуются,

радостно, радость)

- Придумайте предложение с этими словами (ответы детей).

- Вспомните слово противоположное слову веселый? (грустный)

- Назовите противоположные слова к словам:

Сладкий – кислый, горький;

Тяжелый – легкий;

Мягкий – твердый;

Добрый – злой;

Мокрый – сухой;

Щаршавый – гладкий.

- Про что можно сказать веселый…. (голос, смех, рассказ)

- Про что можно сказать весенний…. (день, снег, ручей)

- Вслушайтесь как звучат эти слова: весенний, веселый. Звучат

очень похоже. Но по смыслу эти слова разные, они – не родст-

венные. У них разные родственные слова. У слова веселый?

(веселье, весело, веселяться); а у слова весенний – (весна, веснушки,

веснянка)

- Я вам предлагаю на прогулке или дома отыскать предметы,

которые обозначаются родственными словами.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по развитию речи. Тема «Дикие животные» «Кто где живёт». Программное содержание. 1. Активизация словаря. Формировать представление об образе жизни диких.

Тематический план по обучению грамоте. Полетаева Маргарита Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обитатели водоемов
  • Игрушки
Автор публикации:
Конспект занятия (познавательно-речевое направление)
Опубликовано: 5 февраля 2013 в 17:19
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....