Конспект занятия «Право ребенка на имя»

Наталия Фомина
Конспект занятия «Право ребенка на имя»

Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Детский дом «Аистенок»

Конспект занятия по правовому воспитанию для детей подготовительной группы

«Право ребенка на имя»

Составила: воспитатель

Фомина Н. А.

Цель: Дать представление о важности права на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении». Познакомить с понятиями «отчество», «тезка», «однофамилец». Расширять и активизировать словарь детей, совершенствовать грамматический строй речи.

Задачи: Знакомить детей с правом на имя. Знакомить с происхождением и значением имени. Познакомить с понятиями «отчество», «тезка», «однофамилец». Формировать индивидуальность. Пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах). Развивать творческую активность, слуховое внимание. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, полных имён, отчества. Помочь развитию связной речи через стимулирование собственных высказываний детей, вопросы, ответы. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.

Оборудование: мяч, иллюстрации с именными иконами, свидетельство о рождении, диск с записью отрывка из мультфильма «Алиса в Зазеркалье», воздушные шары с именами детей.

Ход занятия

Воспитатель вместе с детьми образуют круг.

Приветствие по кругу

Давайте улыбнемся друг другу и скажем громко: «Доброе утро!»

Давайте все возьмемся за руки и передадим частичку своего тепла и доброго настроения друг другу.

У всех хорошее настроение?

Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи между собой (Ответы детей)

Воспитатель: Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать.

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Дети: Имя.

Воспитатель: Правильно имя. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени. А давайте поиграем с вами в игру, где каждый назовет свое имя. Проводится игра «Дин-дон» (с мячом).

Дин-дон, дин-дон,

По улице ходил слон.

Ну, а наша детвора

Начала игру в слова.

Раз, два, три, не зевай-

Имена называй.

Как зовут цыпленка? Цып-цып-цып.

Как зовут котенка? Кис-кис-кис.

Как зовут щеночка? Гав-гав-гав.

Ну а как ребенка?

(Дети передают мяч по кругу и называют свои имена).

Дети садятся на стульчики.

Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами еще раз познакомились, услышали ваши имена. Что же такое имена? Имена — это слова, но особые. Придуманы они были очень давно. Они имеют свои значения. Если мы обратимся к словарю, то узнаем значение нашего имени. Например, мое имя «Наталья» означает «родная», а имя «Александр» в переводе с древнего языка означает «сильный, смелый, мужественный».

Воспитатель. А вы знаете, что означают ваши имена?

Имя нам даёт отраду,

Дарит счастье и удачу.

Потому узнать бы надо,

Что же имя наше значит?

Я вам сейчас расскажу, а вы запоминайте:

Никита – «победитель»

Павел – «маленький, малыш»

Зарима – «алая заря»

Владимир – «владеющий миром»

Данил – «Бог мой судья»

Алина – «благородная»

Юрий – «земледелец»

Сергей – «высокий, высокочтимый»

У каждого из нас есть свое имя. Все имена очень красивые. И даются они человеку не просто так. Ведь эти имена – не только имена твоих друзей или близких. Так когда-то, очень давно, звали святых. Святые - это особенные люди. Они жили праведной жизнью. Всех-всех любили и прощали – даже тех, кто их обижал. Но сами никого и никогда не обижали. Всегда помогали бедным. Молились Господу о себе и о людях, которые жили рядом с ними, чтобы все у всех было хорошо. Особенно молятся святые о тех людях, которые носят их имя. Например, святой Николай особенно молится о мальчиках по имени Коля. А святая великомученица Татьяна – о девочках Танях (показ иллюстрации с именными иконами) У каждого из нас есть свой святой – свой небесный покровитель. И у каждого есть праздник имени, который называется именинами, или Днем Ангела мальчиков и девочек.

Воспитатель. А как вы думаете, зачем люди придумали имена? (Ответы детей)

Я предлагаю вам посмотреть отрывок из сказки «Алиса в стране Зазеркалье».

– Надеюсь, вы не намерены потерять своё имя?

– Конечно нет, – растерянно сказала Алиса.

– Не знаю, не знаю. Вы только подумайте, как удобно вернуться домой без имени! Например, вас вызывают на уроке. Учительница говорит: Иди к доске… – и тут она замолчит, потому что у вас не будет имени, и вы можете сделать вид, что зовут не вас, а кого-то там.

– Ничего из этого не выйдет, и всё равно придется отвечать мне, а не кому-то там. Учительница скажет: «Эй, ты!» или «Эй», или ещё как-нибудь.

Воспитатель: Значит, без имени трудно общаться друг с другом и понимать о ком говорят. Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?

Дети: по имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. Отчество присваивается по имени отца. Моего папу зовут Алексей, поэтому я Наталия Алексеевна. Вы знаете, как зовут вашего папу? Подумайте и назовите своё отчество. (Дети называют отчество).

Воспитатель: Ребята, а будет ли нам приятно, если нас будут называть не по имени, а придумают прозвища или будут дразнить как-нибудь? Нет, конечно? Итак, каждый человек на земле имеет ПРАВО НА ИМЯ. И у каждого из вас есть документ, подтверждающий это право – это «Свидетельство о рождении» (рассмотреть свидетельство о рождении).

Однако, мы с вами засиделись. Давайте, разыграем игру «Узнай меня»? Дети становятся в круг, а желающему Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором: «Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из нас!». Ребята останавливаются, Водяной встает, подходит к игроку, ощупывает его и должен назвать его имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чье имя отгадано становится Водяным.

Воспитатель: Молодцы, немного размялись, а теперь послушайте стихотворение:

Марьюшка, Марусенька,

Машенька и Манечка

Захотели сладкого

Сахарного пряничка.

Воспитатель: Как вы думаете о каком имени шла речь?

Дети: Маша.

Воспитатель: Хоть и разные были названы имена, но так называлась одна девочка Маша. Когда она вырастет, её будут называть Мария.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Назови ласковые родственные имена».

(Витя – Витюша, Витенька, Витёк, Витюнюшка, Витюнчик, Витюшок.

Саша – Сашок, Сашенька, Сашунчик, Саня, Сашуля и т. д.).

Воспитатель: На свете много разных имён, но встречаются люди с одинаковыми именами. Например: Саша – девочка, и Саша мальчик. Таких людей называют «тёзками». А как вы думаете, как можно отличить людей с одинаковыми именами?

Дети: По фамилии.

Воспитатель: Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию. Одинаковые фамилии могут быть не только у родственников, но и у разных людей. Их называют однофамильцами.

А теперь давайте поиграем в игру «Что лишнее?». Будьте внимательны.

. Алеша, Иванов, Рома, Ваня.

.Юля, Олег, Вова, Андрей.

.Сережа, Руслан, Жучка, Данил.

.Маша, Таня, Мурка, Марина.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие. Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

Дети: Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении имён, отчеств, фамилий.

Воспитатель: Кто такие тезки?

Дети: Люди с одинаковыми именами.

Воспитатель: Кто такие однофамильцы?

Дети: Люди с одинаковыми фамилиями.

Воспитатель: Как называется праздник имени?

Дети: Именины или День Ангела.

Воспитатель: Какой документ подтверждает ваше право на имя?

Дети: Свидетельство о рождении.

Воспитатель: Молодцы, вы очень дружные ребята. На воздушных шариках я написала ваши имена. Мы выпустим эти шары на улицу и все вокруг узнают, есть детский дом «Аистенок» в нём живут такие дружные ребята, с такими прекрасными именами.

Список литературы

1. Борисова О. «Правовое образование дошкольников». Ребенок в детском саду №4 2002г.

2. Доронова Т. Н. «Защита прав и достоинства ребёнка». Дошкольное воспитание №12 2001г.

3. Егорова О. В. «Прививаем детям дошкольного возраста основы правового сознания». Дошкольное воспитание №2 2007г.

4. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. «Я – ребенок, и имею право», - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

5. Макарова Т. В., Ларионова Г. Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации – М.: ТЦ Сфера, 2008.

6. Шорыгина Т. А. «Беседы о правах ребенка». Методическое пособие для занятий с детьми 5 – 10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

7. http://festival.1september.ru/articles/578185/

8. Словарь, Имена и их значение.

Публикации по теме:

Права детей в символах.Права детей в символах. Из опыта работы. Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита.

Презентация «Права ребенка» Газета презентация "Мы имеем право на всем белом свете. МЫ имеем право! мы дети!" цель: Познакомить в доступной форме детей и родителей.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Новый год
  • День рождения
Автор публикации:
Конспект занятия «Право ребенка на имя»
Опубликовано: 29 октября 2013 в 21:02
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
«В гостях у Деда Мороза». Фото отчёт.
Терем Деда Мороза «Центр Управления Волшебством» располагается в самом центре загородной резиденции «Вотчина Деда Мороза». Его можно увидеть издалека и...
Новогодний праздник в рамках городской Благотворительной акции «Новогодний переполох»
Новогодний праздник для людей с ОВЗ в ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», в рамках городской Благотворительной акции...