Конспект занятия психолога с родителями дезадаптированных первоклассников

Светлана Ряпалова
Конспект занятия психолога с родителями дезадаптированных первоклассников

Цели:

1. Обсудить понятие «гиперактивность», отработка конкретных навыков взаимодействия с гиперактивными детьми.

2. Разобраться, что представляет собой чувство ответственности, каковы возможности его формирования у детей, в чем различие послушания и ответственности; дать понятие «внутренней мотивации».

3. Выявление причин возникновения эмоционального напряжения у детей, обучение способам снятия напряжения.

Задача: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, способствующих преодолению причин дезадаптации.

Вступление:

Звучит приятная музыка.

Родители заходят и садятся в круг.

Психолог: Рада Вас приветствовать сегодня здесь, в школе. Наша сегодняшняя встреча посвящена проблемам, которые остались по окончанию периода адаптации. Я думаю, что решение проблем, о которых мы с вами будем говорить сегодня, требуют нашего общего внимания, наверное, вы со мной согласитесь, что любую проблему решить легче сообща.

Сейчас я предлагаю каждому высказаться, что вы ожидаете от нашей сегодняшней встречи.

Разминка: 1. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»

Основная часть:

I. Проблема гиперактивности.

Одна из проблем, которую мы сегодня с вами обсудим – это гиперактивность наших детей. Вы знаете, что означает это понятие?

Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, о чём мы с вами уже говорили. Пик проявления гиперактивности в нашем случае пришёлся на 7-летний возраст детей, связан он с прохождением адаптационного периода.

Я предлагаю начать нашу работу с игры.

2. Игра «МАЛЕНЬКИЙ ЗВЕРЕК»

Цель: дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приемов можно осуществлять мышечный контроль.

Ведущий задает вопрос о том, трудно ли было сидеть неподвижно в течение его выполнения? Если бы участник получил инструкцию «Сидеть неподвижно 3 минуты», что бы он чувствовал во время выполнения инструкции? Представьте себя на месте гиперактивного ребёнка, которому предложили выполнить такое упражнение.

Психолог:

Многие учёные считают (Р. Кэмпбелл, что повышенная активность способствует проявлению трудностей в учёбе и трудностей принятия любви окружающих, возникают проблемы восприятия, которые могут проявляться в неадекватном восприятии окружающей среды (букв, слов) и родительской любви.

Возможно вы заметили у своих детей подобные проявления? Может, кто-то поделится с нами опытом, как вы с ними справляетесь?

Надо учитывать, что гиперактивным детям свойственно неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции.

3. Игра «Черепаха»

Цель: научиться контролировать свои движения.

Психолог: Поделитесь, пожалуйста, трудно ли вам было двигаться медленно? Что вам помогло выполнить инструкцию?

Психолог: существуют пальчиковые игры, которые способствуют снижению гиперактивности, давайте вместе в них поиграем:

4. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Прижми палец»

В игре участвуют двое. Играющие сцепляют согнутые пальцы правых рук, образуя небольшую «платформу». По определенному сигналу, например, «Начали!» один из участников кладет большой палец на «платформу», а второй участник должен поймать его сверху своим большим пальцем.

«Пропеллер»

Играющие вкладывают карандаш между прямыми пальцами:

указательным, средним и безымянным. По сигналу «Начали!» карандаш передается с пальца на палец, причем большим пальцем помогать нельзя. Побеждает тот, чей пропеллер вертится быстрее и «не ломается».

Как вы думаете, когда можно поиграть в такие игры?

II. Самоконтроль и чувство ответственности.

Проблема гиперактивности связана, как вы уже знаете, с трудностью формирования навыков самоконтроля за своими действиями.

Давайте обсудим, какие проблемы самоконтроля возникали у вас с детьми в домашних ситуациях, в выполнении домашнего задания, как вы решаете данные проблемы, поделитесь с нами своим опытом.

(Высказываются)

Психолог: Я благодарю вас за то, что вы поделились с нами своим опытом, а сейчас я хочу вам рассказать, как происходит развитие навыков самоконтроля.

(На доске схема)

Уровни самоконтроля

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Ребенок в качестве помощника.

Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Желательно вместе выполнять разные дела:

накрывать на стол, делать заказ по телефону и т. п.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Ребенок нуждается в напоминании и в контроле.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Выполняет задание самостоятельно.

Ребенок не только сам выполняет всю работу, но и не нуждается в напоминании.

Психолог:

Переход на этот уровень — цель наших усилий.

Предлагаю вам несколько игр, которые направлены на развитие данного навыка:

5. Игровая разминка «РУКИ-НОГИ»

Инструкция: «Один хлопок — команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка — команда ногам: нужно встать или сесть», — после чего ведущий тут же подает сигналы. Психолог: Я предлагаю вам поиграть.

Как вы думаете, чем это упражнение полезно?

Психолог:

Это упражнение эффективно мобилизует внимание участников. Выполняет его хорошо тот, кто способен четко подчиняться нехитрым командам задания. В упражнении, выполняемом сообща, ребенок удерживает внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторять движения соседей, которые могут быть неверными.

В формировании навыков самоконтроля большое значение имеет чувство ответственности ребёнка за свои действия.

Большинство современных родителей понимают, как важно развивать чувство ответственности в детях.

Ответственность — это особое качество, которое не дается человеку от рождения, а развивается с годами. Некоторым это дается легко, другим же приходится прикладывать усилия и напрягать волю.

Послушание и ответственность — это не одно и то же. При послушании от ребенка просто требуют выполнения порученного. Быть ответственным — значит самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять. Детей нужно учить и послушанию и ответственности, но бездумное послушание очень опасно.

(на доске схема)

Условия воспитания ответственности

1. Самоуважение.

Все дети нуждаются в положительной самооценке. Уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей.

2. Разумные ограничения. Они дают ребенку чувство защищенности, позволяют ему вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.

3. Продолжительность и постепенность.

Ребенок не может стать ответственным сразу, по мановению волшебной палочки. Это происходит постепенно, на протяжении многих лет. Предоставляйте ребенку возможность проявлять самостоятельность, развивать свои способности, но учитывайте его возраст и опыт.

Психолог:

Нужно учитывать, что все дети разные: определите, что для вас наиболее важно, что приемлемо для вашего ребенка.

Для этого:

— поймите природу своих претензий, определите свои цели;

— учитывайте возрастные особенности ребенка;

— принимайте в расчет особенности характера; помните, что основные его черты закладываются в раннем детстве;

— учитывайте опыт ребенка — то, что он уже умеет делать: даже неудачный опыт может принести пользу.

Практическая часть

6. Упражнение «Определение ответственности»

Психолог предлагает родителям карточки с описанием ситуаций. Надо определить, что лежит в их основе — ответственность, послушание или что-то другое.

Примеры ситуаций:

1. Маша быстро моет посуду, потому что знает, что не сможет посмотреть фильм, пока этого не сделает.

2. Аня любит читать. По возвращении из школы в понедельник она сразу же приступает к выполнению домашнего задания по чтению, хотя спрашивать ее будут не раньше пятницы.

3. Коля хочет попасть на соревнования по плаванию. Каждый день он ходит в бассейн и тренируется.

4. Ваня обещал принести книгу своему школьному товарищу, но забыл.

Возможные варианты ответов:

1. Послушание.

2. Ответственность (девочка могла бы читать любую другую книгу).

3. Ответственность.

4. Ни послушание, ни ответственность.

III. Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Психолог:

В связи с изменениями статуса ребёнка, с проблемами адаптации к новым условиям, с гиперактивностью и в любых сложных ситуациях возникает эмоциональное напряжение ребёнка. У детей чаще всего оно проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное, и эмоциональное — можно научить их выполнять релаксационные упражнения.

Как вы думаете, существует ли такая проблема у вашего ребёнка? Как она проявляется? Что вы делаете для того, чтобы снизить напряжение?

Кроме релаксационных игр в работе с детьми необходимо также использовать и игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.)

Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Вы можете сами применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка.

7. Игра «Ласковый мелок»

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

Психолог: Какие ощущения вы получили от этой игры? Когда её можно использовать?

Психолог: Я предлагаю вам упражнение, которое будет также полезно для снятия напряжения:

8. Упражнение для релаксации.

Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго — отгадать «написанное» («нарисованное»).

Обсуждение. Участники отвечают на вопрос, какие группы мышц им удалось расслабить в ходе выполнения задания.

Психолог:

Я думаю, вы со мной согласитесь, что у взрослых, так же как и у детей накапливается эмоциональное напряжение. Предлагаю вам сейчас попробовать снять это напряжение.

(Под музыку в игре участвуют все присутствующие)

9. Игра «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра»

Какие ощущения вы испытали? Удалось ли вам расслабиться, почувствовать тепло?

(Обсуждение)

Рефлексия: Мне бы хотелось, чтобы вы поделились со мной, узнали ли вы для себя что-то полезное, как вы будете пользоваться новыми знаниями.

Напишите, пожалуйста.

Большое спасибо за активное сотрудничество. До новых встреч.

Список использованной литературы:

1. Арутюнян М., Земнов М. Легко ли быть родителями? Взрослые и дети: союз, конфликт, компромисс. – М., 1991.

2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб.: Издательство Речь, 2003. — 176 с: ил.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Издательство Речь, 2003.

4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.

5. Монахова А. Ю. Психолог и семья, активные методы взаимодействия. Ярославль: Академия Холдинг: 2002.

Публикации по теме:

Гиперактивность у дошкольников. Презентация Гиперактивность у дошкольников Понятие «гиперактивность» Причины гиперактивности Коррекция гиперактивности у детей. Гиперактивность у детей.

Презентация «Словообразование» Презентация позволяет воспитать навыки словообразования у детей с нарушениями речи старшего дошкольного и младшего школьного возраста, дать.

Библиотека изображений:
  • История
  • Весна
  • Весна
Автор публикации:
Конспект занятия психолога с родителями дезадаптированных первоклассников
Опубликовано: 24 декабря 2013 в 13:23
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...