Конспект занятия психолога с родителями дезадаптированных первоклассников

Светлана Ряпалова
Конспект занятия психолога с родителями дезадаптированных первоклассников

Цели:

1. Обсудить понятие «гиперактивность», отработка конкретных навыков взаимодействия с гиперактивными детьми.

2. Разобраться, что представляет собой чувство ответственности, каковы возможности его формирования у детей, в чем различие послушания и ответственности; дать понятие «внутренней мотивации».

3. Выявление причин возникновения эмоционального напряжения у детей, обучение способам снятия напряжения.

Задача: обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми, способствующих преодолению причин дезадаптации.

Вступление:

Звучит приятная музыка.

Родители заходят и садятся в круг.

Психолог: Рада Вас приветствовать сегодня здесь, в школе. Наша сегодняшняя встреча посвящена проблемам, которые остались по окончанию периода адаптации. Я думаю, что решение проблем, о которых мы с вами будем говорить сегодня, требуют нашего общего внимания, наверное, вы со мной согласитесь, что любую проблему решить легче сообща.

Сейчас я предлагаю каждому высказаться, что вы ожидаете от нашей сегодняшней встречи.

Разминка: 1. Игра «Поменяйтесь местами те, кто…»

Основная часть:

I. Проблема гиперактивности.

Одна из проблем, которую мы сегодня с вами обсудим – это гиперактивность наших детей. Вы знаете, что означает это понятие?

Гиперактивность проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту, развития ребёнка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, о чём мы с вами уже говорили. Пик проявления гиперактивности в нашем случае пришёлся на 7-летний возраст детей, связан он с прохождением адаптационного периода.

Я предлагаю начать нашу работу с игры.

2. Игра «МАЛЕНЬКИЙ ЗВЕРЕК»

Цель: дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приемов можно осуществлять мышечный контроль.

Ведущий задает вопрос о том, трудно ли было сидеть неподвижно в течение его выполнения? Если бы участник получил инструкцию «Сидеть неподвижно 3 минуты», что бы он чувствовал во время выполнения инструкции? Представьте себя на месте гиперактивного ребёнка, которому предложили выполнить такое упражнение.

Психолог:

Многие учёные считают (Р. Кэмпбелл, что повышенная активность способствует проявлению трудностей в учёбе и трудностей принятия любви окружающих, возникают проблемы восприятия, которые могут проявляться в неадекватном восприятии окружающей среды (букв, слов) и родительской любви.

Возможно вы заметили у своих детей подобные проявления? Может, кто-то поделится с нами опытом, как вы с ними справляетесь?

Надо учитывать, что гиперактивным детям свойственно неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быстрая утомляемость, неумение выслушивать и выполнять инструкции.

3. Игра «Черепаха»

Цель: научиться контролировать свои движения.

Психолог: Поделитесь, пожалуйста, трудно ли вам было двигаться медленно? Что вам помогло выполнить инструкцию?

Психолог: существуют пальчиковые игры, которые способствуют снижению гиперактивности, давайте вместе в них поиграем:

4. ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

«Прижми палец»

В игре участвуют двое. Играющие сцепляют согнутые пальцы правых рук, образуя небольшую «платформу». По определенному сигналу, например, «Начали!» один из участников кладет большой палец на «платформу», а второй участник должен поймать его сверху своим большим пальцем.

«Пропеллер»

Играющие вкладывают карандаш между прямыми пальцами:

указательным, средним и безымянным. По сигналу «Начали!» карандаш передается с пальца на палец, причем большим пальцем помогать нельзя. Побеждает тот, чей пропеллер вертится быстрее и «не ломается».

Как вы думаете, когда можно поиграть в такие игры?

II. Самоконтроль и чувство ответственности.

Проблема гиперактивности связана, как вы уже знаете, с трудностью формирования навыков самоконтроля за своими действиями.

Давайте обсудим, какие проблемы самоконтроля возникали у вас с детьми в домашних ситуациях, в выполнении домашнего задания, как вы решаете данные проблемы, поделитесь с нами своим опытом.

(Высказываются)

Психолог: Я благодарю вас за то, что вы поделились с нами своим опытом, а сейчас я хочу вам рассказать, как происходит развитие навыков самоконтроля.

(На доске схема)

Уровни самоконтроля

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. Ребенок в качестве помощника.

Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Желательно вместе выполнять разные дела:

накрывать на стол, делать заказ по телефону и т. п.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ. Ребенок нуждается в напоминании и в контроле.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ. Выполняет задание самостоятельно.

Ребенок не только сам выполняет всю работу, но и не нуждается в напоминании.

Психолог:

Переход на этот уровень — цель наших усилий.

Предлагаю вам несколько игр, которые направлены на развитие данного навыка:

5. Игровая разминка «РУКИ-НОГИ»

Инструкция: «Один хлопок — команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка — команда ногам: нужно встать или сесть», — после чего ведущий тут же подает сигналы. Психолог: Я предлагаю вам поиграть.

Как вы думаете, чем это упражнение полезно?

Психолог:

Это упражнение эффективно мобилизует внимание участников. Выполняет его хорошо тот, кто способен четко подчиняться нехитрым командам задания. В упражнении, выполняемом сообща, ребенок удерживает внимание на собственной работе, борясь со стремлением повторять движения соседей, которые могут быть неверными.

В формировании навыков самоконтроля большое значение имеет чувство ответственности ребёнка за свои действия.

Большинство современных родителей понимают, как важно развивать чувство ответственности в детях.

Ответственность — это особое качество, которое не дается человеку от рождения, а развивается с годами. Некоторым это дается легко, другим же приходится прикладывать усилия и напрягать волю.

Послушание и ответственность — это не одно и то же. При послушании от ребенка просто требуют выполнения порученного. Быть ответственным — значит самостоятельно принимать решение и осознанно его выполнять. Детей нужно учить и послушанию и ответственности, но бездумное послушание очень опасно.

(на доске схема)

Условия воспитания ответственности

1. Самоуважение.

Все дети нуждаются в положительной самооценке. Уверенный в себе ребенок легче справляется с любой задачей.

2. Разумные ограничения. Они дают ребенку чувство защищенности, позволяют ему вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.

3. Продолжительность и постепенность.

Ребенок не может стать ответственным сразу, по мановению волшебной палочки. Это происходит постепенно, на протяжении многих лет. Предоставляйте ребенку возможность проявлять самостоятельность, развивать свои способности, но учитывайте его возраст и опыт.

Психолог:

Нужно учитывать, что все дети разные: определите, что для вас наиболее важно, что приемлемо для вашего ребенка.

Для этого:

— поймите природу своих претензий, определите свои цели;

— учитывайте возрастные особенности ребенка;

— принимайте в расчет особенности характера; помните, что основные его черты закладываются в раннем детстве;

— учитывайте опыт ребенка — то, что он уже умеет делать: даже неудачный опыт может принести пользу.

Практическая часть

6. Упражнение «Определение ответственности»

Психолог предлагает родителям карточки с описанием ситуаций. Надо определить, что лежит в их основе — ответственность, послушание или что-то другое.

Примеры ситуаций:

1. Маша быстро моет посуду, потому что знает, что не сможет посмотреть фильм, пока этого не сделает.

2. Аня любит читать. По возвращении из школы в понедельник она сразу же приступает к выполнению домашнего задания по чтению, хотя спрашивать ее будут не раньше пятницы.

3. Коля хочет попасть на соревнования по плаванию. Каждый день он ходит в бассейн и тренируется.

4. Ваня обещал принести книгу своему школьному товарищу, но забыл.

Возможные варианты ответов:

1. Послушание.

2. Ответственность (девочка могла бы читать любую другую книгу).

3. Ответственность.

4. Ни послушание, ни ответственность.

III. Обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.

Психолог:

В связи с изменениями статуса ребёнка, с проблемами адаптации к новым условиям, с гиперактивностью и в любых сложных ситуациях возникает эмоциональное напряжение ребёнка. У детей чаще всего оно проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение — и мышечное, и эмоциональное — можно научить их выполнять релаксационные упражнения.

Как вы думаете, существует ли такая проблема у вашего ребёнка? Как она проявляется? Что вы делаете для того, чтобы снизить напряжение?

Кроме релаксационных игр в работе с детьми необходимо также использовать и игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком. Очень полезными являются и игры с песком, глиной, с водой, различные техники рисования красками (пальцами, ладошками и др.)

Использование элементов массажа и даже простое растирание тела также способствуют снятию мышечного напряжения. В этом случае совсем не обязательно прибегать к помощи медицинских специалистов. Вы можете сами применить простейшие элементы массажа или просто обнять ребенка.

7. Игра «Ласковый мелок»

Цель: Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

Психолог: Какие ощущения вы получили от этой игры? Когда её можно использовать?

Психолог: Я предлагаю вам упражнение, которое будет также полезно для снятия напряжения:

8. Упражнение для релаксации.

Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго — отгадать «написанное» («нарисованное»).

Обсуждение. Участники отвечают на вопрос, какие группы мышц им удалось расслабить в ходе выполнения задания.

Психолог:

Я думаю, вы со мной согласитесь, что у взрослых, так же как и у детей накапливается эмоциональное напряжение. Предлагаю вам сейчас попробовать снять это напряжение.

(Под музыку в игре участвуют все присутствующие)

9. Игра «Теплый, как солнце, легкий, как дуновение ветра»

Какие ощущения вы испытали? Удалось ли вам расслабиться, почувствовать тепло?

(Обсуждение)

Рефлексия: Мне бы хотелось, чтобы вы поделились со мной, узнали ли вы для себя что-то полезное, как вы будете пользоваться новыми знаниями.

Напишите, пожалуйста.

Большое спасибо за активное сотрудничество. До новых встреч.

Список использованной литературы:

1. Арутюнян М., Земнов М. Легко ли быть родителями? Взрослые и дети: союз, конфликт, компромисс. – М., 1991.

2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком (период раннего детства). — СПб.: Издательство Речь, 2003. — 176 с: ил.

3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Издательство Речь, 2003.

4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000.

5. Монахова А. Ю. Психолог и семья, активные методы взаимодействия. Ярославль: Академия Холдинг: 2002.

Публикации по теме:

Гиперактивность у дошкольников. Презентация Гиперактивность у дошкольников Понятие «гиперактивность» Причины гиперактивности Коррекция гиперактивности у детей. Гиперактивность у детей.

Презентация «Словообразование» Презентация позволяет воспитать навыки словообразования у детей с нарушениями речи старшего дошкольного и младшего школьного возраста, дать.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Цветы
  • Цветы
Автор публикации:
Конспект занятия психолога с родителями дезадаптированных первоклассников
Опубликовано: 24 декабря 2013 в 13:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
План работы по самообразованию на период 2015–2019 гг. перспективный план на...
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района Ставропольского края...
Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Гуля не грязнуля»
Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на моей страничке. Предлагаю Вашему вниманию очередной конспект образовательной деятельности для...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с...
Фотоотчёт празднования Дня Нептуна во второй группе раннего возраста вместе с родителями. В нашей стране День Нептуна отмечается 30 июля. В связи с тем,...
Городецкая роспись тарелочек из папье-маше.
1. Закрепить знания детей о народно-прикладном искусстве – городецкой росписи; с характерными особенностями узора ( элементы, композиция и цветосочетание....
«Летние олимпийские игры» прошли в «Свято Никольском» детском саду.
Опять у нас весело, опять праздник! 17 августа на спортивной площадке нашего детского сада "Свято Никольского" звучит веселая музыка, приглашая детей всех...