Конспект занятия «Птичья столовая»

Рамиля Миннегалива
Конспект занятия «Птичья столовая»

Тема: Птичья столовая

Цели и задачи.

Обучающая: сформировать знания о зимующих птицах родного края; научить подбирать птицам корма.

Результат:

- знают биологические особенности птиц;

- определяют птиц по внешнему виду;

- умеют правильно подбирать корма.

Развивающая: развивать наблюдательность, интерес к изучению жизни птиц зимой.

Результат:

- проявляют интерес к изучению жизни птиц.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе родного края, чувство доброты и желания оказать помощь птицам в тяжелое для них время

.Результат:

- берут на себя ответственность самостоятельно подкармливать птиц.

Материалы и оборудование.

1) Плакат с высказыванием «Проявишь горы … попьешь ручья радости».

2) Кроссворд на доске, вопросы к кроссворду.

3) Иллюстрации с птицами, семена для подкормки.

4) Кормушки.

5) Силуэт птиц.

6) Игра «Покорми птиц!», «Узнай лишнюю птицу», «Составь меню для птиц».

7) Аудио записи: - голоса птиц

Тип занятия:

комбинированный.

Формы организации педагогической деятельности:

Фронтальная, групповая.

Продолжительность занятия:

1 час 30 минут

Ход занятия.

Мотивационно-ориентированный аспект занятия

Актуализация первичного субъктного опыта

Добрый, день ребята! Я рада вас видеть на этом занятии. Думаю, что вы сегодня будете внимательными, активными, дружными, будете давать обдуманные ответы. А за каждый правильный ответ я награжу вас «успешками». (звучит музыка, пение птиц).

Вспомните самый приятный момент из жизни, расслабьтесь. Сейчас вас птицы порадуют своими звонкими голосами. Каких знакомых птичьих голосов вы услыши-те?

У этого художника нет и не может быть счастливого соперника во все времена, на всех континентах. Он искусно режет скалы, создавая из них причудливые камен-ные хороводы. Он спускается в долины и одевает их в неповторимые по холме цветов наряды. Он проникает в глубь лесов и поднимает вверх стройные красавицы – ели. Его палитра: и синее раздолье полей и лесов, и серое безмолвье пустынь, и степи бе-гущие за горизонт. Имя этого гениального художника - Природа! Среди этих даров – птицы!

Миллионы лет назад появились первые пернатые, а еще через миллион лет зашагал по Земле человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, по-смотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышка-ми.

Поднял человек голову вверх, аиста увидел, который свил гнездо на вершине высоко-го дуба, как раз над крышей его дома. Стоит аист на одной ноге, клювом щелкает, дробь выбивает, аистихе понравиться хочет.

Поднял голову вверх - а там орел парит, свободно, легко «Вот бы и мне так - подумал человек». Пернатые прекрасно видят, и мы недаром говорим: «Зоркий, как сокол! Они прекрасно слышат и поют.

Представьте на минуту, что вдруг все смолк, их разноголосый хор, опустели ветки деревьев. Каким бы унылом стал окружающий нас мир, сколько радости бы унесло их исчезновение из нашей жизни.

- Какую пользу приносят нам птицы? (Предполагаемые ответы детей: они уничтожа-ют насекомых, вредителей, грызунов)

Вот поэтому мы должны их беречь, заботиться о них. Сегодняшнее занятие посвя-щается нашим пернатым друзьям. Мы узнаем много интересных фактов о жизни зи-мующих птиц родного края, их повадках, проведем конкурсы, игры.

- Ребята, посмотрите, здесь написана пословица «Проявишь горы …., попьешь ру-чья радости. Но как видите, пропущено какое-то слово. Пропущенное слово можно узнать, разгадав кроссворд. Я знаю, что вы любите решать кроссворд про птиц. По-пробуем вместе разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

- Красный клюв

И пестрый хвост –

Как красив поющий (дрозд)

Узнай птицу по описанию:

- 1. Эти птички ростом с воробья. У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюш-ко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые. Что за птица? Это – синица.

2. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, подбородок и горло черные, а вот го-ловка серая. Что за птица? (воробей)

3. По бокам перышки у нее совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже чер-ный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой. Как стрела. Что за птица? (сорока)

4. Спинка и крылья у этой птицы черные, а брюшко белое с черными крапинами, на голове - ярко-красный беретик. (дятел).

д р о з д

с и н и ц а

в о р о б е й

с о р о к а

д я т е л

Молодцы, ребята кроссворд разгадали. Какое слово было пропущено? (забот). Мы знаем, что каждая пословица нас чему-то учит.

-Как вы думаете, чему учит нас эта пословица? (ответы детей).

- А что значит заботиться?

- О ком нужно заботиться? (о больных, о родителях, о птицах и тд,т. е обо всех, кто нуждается в помощи).

- А вы о птицах заботитесь? (да)

- Как вы заботитесь о них?

- Что для этого вы сделали? (предполагаемые ответы детей: развесили кормушки, подкармливаем). Молодцы!

– Каких видов кормушек вы знаете? (кормушки, сделанные из пластмассовых буты-лок, пустых коробок, из дощечек).

– А какая должна быть кормушка? (предполагаемые ответы детей: чтобы от ветра и дождя защищать крыша должна, чтобы семена не рассыпались по бокам 4 см при-поднятая стенка должна быть).

Посмотрите, какие замечательные «домики» смастерили ребята нашим пернатым друзьям! (Показываю кормушки)

- Ребята, как вы думаете, птицы умеют разговаривать? (Да). Вот скажем, над полем летели вороны и каркали. Вдруг одна из ворон каркнула чуть иначе.

- Как вы думаете, что она хотела сказать другим? (ответы детей)

Это она заметила добычу и хотела оповестить стаю. Есть тревожные крики – сиг-налы: «Опасность близко», «Опасность далеко».

- А вы разговариваете с птицами?

– О чем говорят птицы? (не знаем)

– А вы хотите узнать? (да).

К нам сегодня в гости пришла утка.

- Хотите узнать, что она хочет нам сказать? (да)

Здравствуй, утка! Все перелетные птицы улетели, что ты делаешь зимой в наших краях? …Оказывается, это серая шейка, которая не смогла со всеми улететь. Давайте, вспомним, что же с ней случилось? (ответы детей)

-А как она спаслась от лисы?

- Кто помог ей? (ответы детей: зайцы, птички, т. е все позаботились о ней, когда ей нужна была помощь.

Вот видите, даже в природе никого в беде не оставляют, животные и птицы живут между собой в согласии, помогая друг другу. У нее что-то есть.

- Что это? (письмо)

- Хотите узнать, что там написано? (да)

Давайте прочтем: «Дорогие ребята, несла я вам бусы заветные: на каждой бу-синке – буква, а из тех букв послание составлено. Да зацепила я бусами за ветку. По-рвалась ниточка, рассыпались бусины по округе. Отыщите ребята, бусинки и прочи-тайте послание».

-Поможем утке? (да)

- Ребята, чтоб послание прочесть надо сначала буквы найти. А в этом нам помогут птицы, если вы отгадаете загадки о них.

1. Птица по лесу летала

И по деткам скучала.

В гости детей созывала.

Дети ее не хотели,

Дружно в лес все улетели.

(кукушка) несет букву «П»

2. Летит пташка – чудесница.

Весны ранняя вестница:

В горле – песня – веселье,

В роще – дом –новоселье.

У певца азарт, дозор,

Сам себе он дирижер,

На сучке у черной птахи-

Щебет, свист и крыльев взмахи

(скворец) (несет букву «О»

3. Черненька спинка,

Серая косынка,

У лошади, у волка

Птица шерсти надрала.

Детям гнездышко свила:

Снизу - прутяное,

Сверху – шерстяное.

Что такое? Что за птица?

И живой в дыму копится

(галка) несет букву «К»

4. В черной шапке расшитой,

В черненьком кафтане

Знаменит семье лесной

Песенкой смешной.

Что за песня-красота?

Тук-тук-тук да тра- та-та

(дятел) несет букву «О»

5. Эта птица-непоседа

Одного с березой цвета

И какая с ней морока

Коль весь день трещит

(сорока) несет букву «Р»

6. На одной ноге стоит

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад

Ищет в речке лягушат

(цапля)несет букву «М»

7. Красногрудый, чернолобый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появиться опять

(снегирь) несет букву «И»

8. Окраска-сероватая

Повадка-вороватая

Крикунья-хрипловая

Известная персона

Это- (ворона)несет букву «П»

9. Жуки и козявки попрятались в щели

Но им от нее не укрыться

Врагов наших парков в жару и в метели

Отыщет эта птица

(синица) несет букву «Т»

10. Птица редкой красоты, украшение зимы

Серо-розовое платье,

Хохолок на ней, как шляпка.

Где рябина полыхает, там красавица бывает

(свиристель) несет букву «И»

11. Метеле эта птица

Нисколько не боится

И средь еловых веток

Зимой выводит деток

(клест) несет букву «Ц»

Ребята, из найденных букв получилось послание «Покорми птиц!».

- Что они хотели нам сказать?

- Какая же была у них просьба для нас? (ответы детей: хотят, чтобы мы помогли, заботились о них, кормили)

- Значит, какая же наша цель? Наша цель - помочь птицам!

Особенно зимующим птицам нужна помощь, потому что зима самая тяжелая и суровая для них время. Сурова она холодами да морозами, а особенно недостаточ-ным количеством кормов. Зимних холодов они не боятся, а вот от голода погибают в большом количестве. На зиму из десяти синичек выживает только одна или две.

- Вы согласны им помощь? (да)

– Что нужно сделать, чтобы птицы полюбили ваших кормушек? (ежедневно надо их кормить, правильно подбирать корм)

Да, ребята, мало сделать кормушку, надо еще знать, что можно туда положить, а что нельзя класть в кормушку?

Птицы любят, когда их вкусно кормят. Вот мы и сегодня для них устроим вкус-ный обед, т. е птичью столовую. Научимся подбирать нужный корм для каждой пти-цы. Посмотрите на доску. Тема сегодняшнего занятия «Птичья столовая». Для того, чтобы получился вкусный обед и птицы остались довольными, какими качест-вами мы должны обладать?

(трудолюбием, нужны прочные знания, наблюдать и догадываться, работать дружно, помогая)

Скачет шустрая синица

Ей на месте не сидится,

Прыг, скок, Прыг, скок

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Причесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень

Тири-тири, тень-тень-тень.

Содержательный и организационный аспект занятия

Актуализация обогащаемого субъектного опыта

- Ребята, давайте вспомним, на какие две группы делятся птицы? (ответы детей: на перелетные и зимующие).

- Какие экологические группы составляет зимующие птицы? (ответы детей: кочующие и оседлые).

- Кто такие кочующие птицы? (ответы детей: кочующие – это птицы, которые посте-пенно откочевывают к югу. Например: дрозды-рябинники, снегири, свиристели, кле-сты)

- Кто такие оседлые птицы? (ответы детей: оседлые – это птицы, которые весь год живут в одной и той же местности. Например: галки, воробьи, синицы, голуби, соро-ки, вороны)

- Каких перелетных птиц вы знаете? (ответы детей: перелетные – это птицы, которые с наступлением холодов улетают на юг. Например: утки, соловьи, скворцы, жаворон-ки, грачи)

- Почему некоторые птицы остаются зимовать, а другие улетают? (ответы детей: пти-цы, которые легко переносят холодов, хорошо приспособлены находить корм остают-ся зимовать, а другие улетают)

Некоторым птицам помогает и природная столовая. Вот сегодня мы познакомимся еще некоторыми видами птиц, для которых существует природная столовая.

- Что такое природная столовая? Это – ягоды рябины, калины, кедровые шишки, с которыми птицы с удовольствием питаются.

- Что это за птицы, которым помогает природная столовая? Это – дрозды – рябинни-ки, поползни, клесты.

Поползень размером с воробья. Спинка пепельно-серая, грудка – желто-красная, че-рез глаз проходит черная полоса. Живет в хвойных и смешанных лесах. Это единст-венная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой. Свое имя птица полу-чило от слова «ползать». Она действительно ползает по стволу дерева: и вверх голо-вой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. А в это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева. Птица оседлая и частично кочующая. Питается семе-нами елей и орешек.

Дрозды – ловкие, подвижные, умные и прекрасно поющие птицы. Дроздов сущест-вует несколько видов: дрозд-певчий, черный дрозд и дрозд-рябинник. Дрозд-рябинник – один из крупных дроздов. Свое имя эта дрозд-рябинник получила за осо-бую любовь к ягодам рябины. Другие дрозды тоже едят ягоды рябины, калины. Кроме ягод дрозды поедают огромное количество насекомых.

Дрозд-рябинник принадлежит к группе кочующим.

- А какая птица даже зимой выводит птенцов?

– Это – клест. Окраской ничем не уступает попугаю. Цвет самцов - красно-вишневое надхвостье и буровато-красные крылья. У самки красный цвет заменен желтовато-серым. Клесты питаются еловыми и пихтовыми шишками. Зимой семена шишек еще вкуснее и достаточно много. Птенцы всегда обеспечены едой. Клюв у клеста пере-крещивается и образует инструмент, который позволяет птице легко извлечь семена из шишек. Клесты – кочующие птицы.

- Ребята, а сейчас посмотрим фильм об этих птицах. Обратите внимание на внешний вид птиц, постарайтесь запомнить их. Вы у меня и наблюдатели и исследователи! Ка-ких интересных фактов вы узнали о зимующих птицах? Какие легенды знаете о них? Показываю слайд о птицах. Дети рассказывают легенды. Например:

Синицы - очень изобретательные птицы, легко осваивающие новые способы добы-чи корма. В Японии синица «работает» гадалкой в храмах и на праздниках. Она выби-рает печенье и отрывает от него бумажку с предсказанием.

Воробьи – живут везде. Каждый день воробей съедает насекомых больше, чем ве-сит сам, примерно 400 вредных насекомых. Это было 35 лет тому назад в Китае. Ки-тайцы посчитали, что воробьи уничтожали горы зерна и решили их всех поубивать. Тысячи людей вышли на улицу и истребили птиц. Погибших воробьев вывозили даже на машинах. А через год полчища насекомых поразили виноградники. Пришлось да-вать задний ход – ошибку, реабилитировать воробьев.

Вороны – одни из самых умных птиц. У них существует свой язык. Ворон, напри-мер, очень трудно поймать. А все потому, что когда стая кормиться, где-нибудь неподалеку, на высоком месте, сидит ворона наблюдатель и смотрит за окрестностями. Как только заметит опасность, тут же сигнал подаст, и тогда уж птиц ни за что не пой-маешь.

Первыми птицами-письмоносцами были не голуби, а ласточки. Постепенно ласточек стали заменять голубями. Их легко прокормить в пути (ласточкам приходилось ловить насекомых) ,они выносливее, а ориентируются не хуже ласточек. В армии отправляли сообщения из походов, используя голубей. Заслуги голубей в первой и Второй миро-вых войнах были так высоки, что в Брюсселе (Бельгия) и Лилле (Франция) им постави-ли памятники.

- А теперь поработаем в группах. Каждой группе раздаю рисунки птиц. Например, дрозд-рябинник, свиристель, снегирь, синица. Из этой группы определить «лишнюю птицу».

- Какая птица из этой группы «лишняя»? (ответы детей: лишняя птица синица, пото-му что она относится к группе оседлых, а остальные кочующие птицы)

- Молодцы! Правильно определили.

- Ребята, оказывается, вы много знаете о зимующих птицах! Пришло время их вкусно покормить.

Эмиль, вот тебе угощения для птиц, а вот и птицы прилетели к твоей кормушке. Выступление учащихся объединения «БЭМБИ» Сценка «Ждем птиц»

Ученик читает стих В. Берестова

О чем поют, воробушки?

В морозный день зимы?

Мы выжили! Мы живы, живы мы!

(На сцену вылетает сорока, размахивает крыльями).

Сорока: – Здравствуйте, ребята! Всех я за день навещу, все что знаю, растрещу, не-поседа пестрая, птица длиннохвостая, самая болтливая. Слетайтесь, собирайтесь!

Появляется новый персонаж - ворона (залетает стремительно)

Ворона: – Кар – кар, кар! Слетайтесь, собирайтесь!

Собираются воробей, дятел, синица.

Воробей: - Я – веселый воробьишка.

Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив

И пуглив, чив – чив!

Мне едою служат мошки,

Мне едою служат крошки.

Я хитер и шаловлив

Суетлив, чив – чив.

Дятел: - Мы очень разные птицы: пестрые, зеленые и черные. У нас крепкий и ост-рый клюв. Слетайтесь,какой вкусный корм приготовили нам ребята?

(Девочка читает стих «Покормите птиц зимой» А. Барто.

Эмиль, попробуй определить, какой корм предпочитает данная птица? Угощай всех птиц, которые поселились в твоей кормушке! (Предполагаемые ответы ребенка)

- Синицам я даю сало, свиристелям – рябину, голубям – подсолнух, воробьям – крошки.

А почему эти птицы остались без еды?

- Чем их угостить я не знаю.

Вот сегодня мы об этом узнаем. Посмотрите на экран. Показ слайда «Как зимой по-мочь птицам?»

Синицам – сало

Подсолнечника – всем птицам

Овса – овсянкам, синицам

Пшена, просо – овсянкам, воробьям, синицам

Рябины, калины – снегирям, свиристелям

Тыквы, дыни, кабачки – поползням, синицам, воробьям

Лен – всем птицам

Арбуз – синицам, поползням

Кедровые орешки – поползням, дятлам, клестам

Клевер – щеглам, чечеткам, воробьям, синицам

Птицы: Большое спасибо, ребята, за вашу заботу. Мы весной будем радовать вас сво-им пением и красотой.

А теперь поработаем в группах. Попробуйте сами составить «Меню для птиц». К кормушке прикрепляю рисунки птиц. Раздаю каждой группе корма (семена в пакете). Дети самостоятельно пытаются подбирать корм к каждой птице. При затруднении каждому ребенку подхожу индивидуально.

– Все смогли угостить пернатых? (да). Молодцы!

Дети становятся в круг. Учитель называет птицу и бросает мяч ребенку. Ребенок ло-вит и говорит, чем можно угостить птицу. Например: Воробья – крошками, синицу – пшеном, синицу – салом, голубя – пшеном, свиристеля – семечками.

Результативность занятия

Актуализация закрепляемого субъектного опыта

Ребята, наше занятие подходит к концу. (На доске кормушка с заданиями: нужно пра-вильно подобрать корм к каждой птице)

Вызываю поочередно 1-3 детей. Выполнение задания.)

- Все ли задания были тебе понятны?

- Какие затруднения ты испытывал при выполнении заданий?

- Что тебе было значимым (полезным) на сегодняшнем занятии?

- Хотелось бы тебе заботиться о зимующих птицах?

- Расскажи, как ты будешь о них заботиться?

- Сможешь ли ты правильно покормить птиц?

Молодец! Я рада, что ты успешно справился с заданием.

- А сколько «успешок» ты набрал?

- Ты можешь стать настоящим экологом!

Мы продолжим изучение птиц и на следующем занятии.

- До следующего занятия проведите учет кормушек. Посчитайте, сколько кормушек в школьной территории, в вашем дворе? Понаблюдайте, какие корма поедаются ими охотно?

Спасибо всем!

Публикации по теме:

Акция «Птичья столовая»Акция «Птичья столовая» В нашем детском саду проходила акция"Птичья столовая" Цель: вызвать у детей и взрослых желание оказывать действенную помощь птицам (изготовление.

Птичья столовая. Акция в детском садуПтичья столовая. Акция в детском саду МБДОУ д/с «Радуга» Саратовская область, р. п. Лысые Горы, 2 младшая группа. Воспитатели: Денисова Л. В. Бондаренко Е. Б. акция "Птичья столовая".

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Домашние птицы
  • Правила поведения
Автор публикации:
Конспект занятия «Птичья столовая»
Опубликовано: 21 января 2013 в 11:33
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по познавательному развитию «Семья Матушки Недели» (с авторским...
Программное содержание: Развитие ориентации во времени, как жизненно необходимого процесса, способности определять, измерять время ( правильно...
Мастер-класс «Веселые снежинки»
С приходом зимы, мы, с нетерпением ждем наступления Нового года. Предновогодние хлопоты связаны с покупками новогодних атрибутов, подарков, сувениров....
Детский мастер-класс «Солнышко в ладошке» (аппликация из ткани и соломки)
В конце ноября 2016 года- начале декабря 2017 года у нас проходит районный конкурс «Духовное наследие России». Для обучающихся дошкольных...
Мастер-класс «Заснеженная ветка»
Мастер - класс "Заснеженная ветка". Цель: создание зимнего интерьера в групповой комнате детского сада. Материал: - ветка ( с любого дерева) ; -...
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье».
Конспект открытой НОД в старшей группе «Расскажем Лунтику как беречь свое здоровье». Цели: формировать у детей представления о зависимости здоровья от...