Конспект занятия «Птичья столовая»

Рамиля Миннегалива
Конспект занятия «Птичья столовая»

Тема: Птичья столовая

Цели и задачи.

Обучающая: сформировать знания о зимующих птицах родного края; научить подбирать птицам корма.

Результат:

- знают биологические особенности птиц;

- определяют птиц по внешнему виду;

- умеют правильно подбирать корма.

Развивающая: развивать наблюдательность, интерес к изучению жизни птиц зимой.

Результат:

- проявляют интерес к изучению жизни птиц.

Воспитательная: воспитывать любовь к природе родного края, чувство доброты и желания оказать помощь птицам в тяжелое для них время

.Результат:

- берут на себя ответственность самостоятельно подкармливать птиц.

Материалы и оборудование.

1) Плакат с высказыванием «Проявишь горы … попьешь ручья радости».

2) Кроссворд на доске, вопросы к кроссворду.

3) Иллюстрации с птицами, семена для подкормки.

4) Кормушки.

5) Силуэт птиц.

6) Игра «Покорми птиц!», «Узнай лишнюю птицу», «Составь меню для птиц».

7) Аудио записи: - голоса птиц

Тип занятия:

комбинированный.

Формы организации педагогической деятельности:

Фронтальная, групповая.

Продолжительность занятия:

1 час 30 минут

Ход занятия.

Мотивационно-ориентированный аспект занятия

Актуализация первичного субъктного опыта

Добрый, день ребята! Я рада вас видеть на этом занятии. Думаю, что вы сегодня будете внимательными, активными, дружными, будете давать обдуманные ответы. А за каждый правильный ответ я награжу вас «успешками». (звучит музыка, пение птиц).

Вспомните самый приятный момент из жизни, расслабьтесь. Сейчас вас птицы порадуют своими звонкими голосами. Каких знакомых птичьих голосов вы услыши-те?

У этого художника нет и не может быть счастливого соперника во все времена, на всех континентах. Он искусно режет скалы, создавая из них причудливые камен-ные хороводы. Он спускается в долины и одевает их в неповторимые по холме цветов наряды. Он проникает в глубь лесов и поднимает вверх стройные красавицы – ели. Его палитра: и синее раздолье полей и лесов, и серое безмолвье пустынь, и степи бе-гущие за горизонт. Имя этого гениального художника - Природа! Среди этих даров – птицы!

Миллионы лет назад появились первые пернатые, а еще через миллион лет зашагал по Земле человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, по-смотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поет, заливается, трепещет крылышка-ми.

Поднял человек голову вверх, аиста увидел, который свил гнездо на вершине высоко-го дуба, как раз над крышей его дома. Стоит аист на одной ноге, клювом щелкает, дробь выбивает, аистихе понравиться хочет.

Поднял голову вверх - а там орел парит, свободно, легко «Вот бы и мне так - подумал человек». Пернатые прекрасно видят, и мы недаром говорим: «Зоркий, как сокол! Они прекрасно слышат и поют.

Представьте на минуту, что вдруг все смолк, их разноголосый хор, опустели ветки деревьев. Каким бы унылом стал окружающий нас мир, сколько радости бы унесло их исчезновение из нашей жизни.

- Какую пользу приносят нам птицы? (Предполагаемые ответы детей: они уничтожа-ют насекомых, вредителей, грызунов)

Вот поэтому мы должны их беречь, заботиться о них. Сегодняшнее занятие посвя-щается нашим пернатым друзьям. Мы узнаем много интересных фактов о жизни зи-мующих птиц родного края, их повадках, проведем конкурсы, игры.

- Ребята, посмотрите, здесь написана пословица «Проявишь горы …., попьешь ру-чья радости. Но как видите, пропущено какое-то слово. Пропущенное слово можно узнать, разгадав кроссворд. Я знаю, что вы любите решать кроссворд про птиц. По-пробуем вместе разгадать кроссворд.

Вопросы к кроссворду:

- Красный клюв

И пестрый хвост –

Как красив поющий (дрозд)

Узнай птицу по описанию:

- 1. Эти птички ростом с воробья. У этих птичек белые щечки и грудка, желтое брюш-ко, на голове черная шапочка, спинка зеленая, а крылья серо-голубые. Что за птица? Это – синица.

2. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосами. Хвост темно-бурый, крылышки тоже темно-бурые, подбородок и горло черные, а вот го-ловка серая. Что за птица? (воробей)

3. По бокам перышки у нее совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже чер-ный, но с очень красивым зеленоватым отливом, длинный и прямой. Как стрела. Что за птица? (сорока)

4. Спинка и крылья у этой птицы черные, а брюшко белое с черными крапинами, на голове - ярко-красный беретик. (дятел).

д р о з д

с и н и ц а

в о р о б е й

с о р о к а

д я т е л

Молодцы, ребята кроссворд разгадали. Какое слово было пропущено? (забот). Мы знаем, что каждая пословица нас чему-то учит.

-Как вы думаете, чему учит нас эта пословица? (ответы детей).

- А что значит заботиться?

- О ком нужно заботиться? (о больных, о родителях, о птицах и тд,т. е обо всех, кто нуждается в помощи).

- А вы о птицах заботитесь? (да)

- Как вы заботитесь о них?

- Что для этого вы сделали? (предполагаемые ответы детей: развесили кормушки, подкармливаем). Молодцы!

– Каких видов кормушек вы знаете? (кормушки, сделанные из пластмассовых буты-лок, пустых коробок, из дощечек).

– А какая должна быть кормушка? (предполагаемые ответы детей: чтобы от ветра и дождя защищать крыша должна, чтобы семена не рассыпались по бокам 4 см при-поднятая стенка должна быть).

Посмотрите, какие замечательные «домики» смастерили ребята нашим пернатым друзьям! (Показываю кормушки)

- Ребята, как вы думаете, птицы умеют разговаривать? (Да). Вот скажем, над полем летели вороны и каркали. Вдруг одна из ворон каркнула чуть иначе.

- Как вы думаете, что она хотела сказать другим? (ответы детей)

Это она заметила добычу и хотела оповестить стаю. Есть тревожные крики – сиг-налы: «Опасность близко», «Опасность далеко».

- А вы разговариваете с птицами?

– О чем говорят птицы? (не знаем)

– А вы хотите узнать? (да).

К нам сегодня в гости пришла утка.

- Хотите узнать, что она хочет нам сказать? (да)

Здравствуй, утка! Все перелетные птицы улетели, что ты делаешь зимой в наших краях? …Оказывается, это серая шейка, которая не смогла со всеми улететь. Давайте, вспомним, что же с ней случилось? (ответы детей)

-А как она спаслась от лисы?

- Кто помог ей? (ответы детей: зайцы, птички, т. е все позаботились о ней, когда ей нужна была помощь.

Вот видите, даже в природе никого в беде не оставляют, животные и птицы живут между собой в согласии, помогая друг другу. У нее что-то есть.

- Что это? (письмо)

- Хотите узнать, что там написано? (да)

Давайте прочтем: «Дорогие ребята, несла я вам бусы заветные: на каждой бу-синке – буква, а из тех букв послание составлено. Да зацепила я бусами за ветку. По-рвалась ниточка, рассыпались бусины по округе. Отыщите ребята, бусинки и прочи-тайте послание».

-Поможем утке? (да)

- Ребята, чтоб послание прочесть надо сначала буквы найти. А в этом нам помогут птицы, если вы отгадаете загадки о них.

1. Птица по лесу летала

И по деткам скучала.

В гости детей созывала.

Дети ее не хотели,

Дружно в лес все улетели.

(кукушка) несет букву «П»

2. Летит пташка – чудесница.

Весны ранняя вестница:

В горле – песня – веселье,

В роще – дом –новоселье.

У певца азарт, дозор,

Сам себе он дирижер,

На сучке у черной птахи-

Щебет, свист и крыльев взмахи

(скворец) (несет букву «О»

3. Черненька спинка,

Серая косынка,

У лошади, у волка

Птица шерсти надрала.

Детям гнездышко свила:

Снизу - прутяное,

Сверху – шерстяное.

Что такое? Что за птица?

И живой в дыму копится

(галка) несет букву «К»

4. В черной шапке расшитой,

В черненьком кафтане

Знаменит семье лесной

Песенкой смешной.

Что за песня-красота?

Тук-тук-тук да тра- та-та

(дятел) несет букву «О»

5. Эта птица-непоседа

Одного с березой цвета

И какая с ней морока

Коль весь день трещит

(сорока) несет букву «Р»

6. На одной ноге стоит

В воду пристально глядит

Тычет клювом наугад

Ищет в речке лягушат

(цапля)несет букву «М»

7. Красногрудый, чернолобый

Любит зернышки клевать

С первым снегом на рябине

Он появиться опять

(снегирь) несет букву «И»

8. Окраска-сероватая

Повадка-вороватая

Крикунья-хрипловая

Известная персона

Это- (ворона)несет букву «П»

9. Жуки и козявки попрятались в щели

Но им от нее не укрыться

Врагов наших парков в жару и в метели

Отыщет эта птица

(синица) несет букву «Т»

10. Птица редкой красоты, украшение зимы

Серо-розовое платье,

Хохолок на ней, как шляпка.

Где рябина полыхает, там красавица бывает

(свиристель) несет букву «И»

11. Метеле эта птица

Нисколько не боится

И средь еловых веток

Зимой выводит деток

(клест) несет букву «Ц»

Ребята, из найденных букв получилось послание «Покорми птиц!».

- Что они хотели нам сказать?

- Какая же была у них просьба для нас? (ответы детей: хотят, чтобы мы помогли, заботились о них, кормили)

- Значит, какая же наша цель? Наша цель - помочь птицам!

Особенно зимующим птицам нужна помощь, потому что зима самая тяжелая и суровая для них время. Сурова она холодами да морозами, а особенно недостаточ-ным количеством кормов. Зимних холодов они не боятся, а вот от голода погибают в большом количестве. На зиму из десяти синичек выживает только одна или две.

- Вы согласны им помощь? (да)

– Что нужно сделать, чтобы птицы полюбили ваших кормушек? (ежедневно надо их кормить, правильно подбирать корм)

Да, ребята, мало сделать кормушку, надо еще знать, что можно туда положить, а что нельзя класть в кормушку?

Птицы любят, когда их вкусно кормят. Вот мы и сегодня для них устроим вкус-ный обед, т. е птичью столовую. Научимся подбирать нужный корм для каждой пти-цы. Посмотрите на доску. Тема сегодняшнего занятия «Птичья столовая». Для того, чтобы получился вкусный обед и птицы остались довольными, какими качест-вами мы должны обладать?

(трудолюбием, нужны прочные знания, наблюдать и догадываться, работать дружно, помогая)

Скачет шустрая синица

Ей на месте не сидится,

Прыг, скок, Прыг, скок

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Причесала клювом грудку,

И с дорожки на плетень

Тири-тири, тень-тень-тень.

Содержательный и организационный аспект занятия

Актуализация обогащаемого субъектного опыта

- Ребята, давайте вспомним, на какие две группы делятся птицы? (ответы детей: на перелетные и зимующие).

- Какие экологические группы составляет зимующие птицы? (ответы детей: кочующие и оседлые).

- Кто такие кочующие птицы? (ответы детей: кочующие – это птицы, которые посте-пенно откочевывают к югу. Например: дрозды-рябинники, снегири, свиристели, кле-сты)

- Кто такие оседлые птицы? (ответы детей: оседлые – это птицы, которые весь год живут в одной и той же местности. Например: галки, воробьи, синицы, голуби, соро-ки, вороны)

- Каких перелетных птиц вы знаете? (ответы детей: перелетные – это птицы, которые с наступлением холодов улетают на юг. Например: утки, соловьи, скворцы, жаворон-ки, грачи)

- Почему некоторые птицы остаются зимовать, а другие улетают? (ответы детей: пти-цы, которые легко переносят холодов, хорошо приспособлены находить корм остают-ся зимовать, а другие улетают)

Некоторым птицам помогает и природная столовая. Вот сегодня мы познакомимся еще некоторыми видами птиц, для которых существует природная столовая.

- Что такое природная столовая? Это – ягоды рябины, калины, кедровые шишки, с которыми птицы с удовольствием питаются.

- Что это за птицы, которым помогает природная столовая? Это – дрозды – рябинни-ки, поползни, клесты.

Поползень размером с воробья. Спинка пепельно-серая, грудка – желто-красная, че-рез глаз проходит черная полоса. Живет в хвойных и смешанных лесах. Это единст-венная птица, способная передвигаться по стволу вниз головой. Свое имя птица полу-чило от слова «ползать». Она действительно ползает по стволу дерева: и вверх голо-вой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. А в это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева. Птица оседлая и частично кочующая. Питается семе-нами елей и орешек.

Дрозды – ловкие, подвижные, умные и прекрасно поющие птицы. Дроздов сущест-вует несколько видов: дрозд-певчий, черный дрозд и дрозд-рябинник. Дрозд-рябинник – один из крупных дроздов. Свое имя эта дрозд-рябинник получила за осо-бую любовь к ягодам рябины. Другие дрозды тоже едят ягоды рябины, калины. Кроме ягод дрозды поедают огромное количество насекомых.

Дрозд-рябинник принадлежит к группе кочующим.

- А какая птица даже зимой выводит птенцов?

– Это – клест. Окраской ничем не уступает попугаю. Цвет самцов - красно-вишневое надхвостье и буровато-красные крылья. У самки красный цвет заменен желтовато-серым. Клесты питаются еловыми и пихтовыми шишками. Зимой семена шишек еще вкуснее и достаточно много. Птенцы всегда обеспечены едой. Клюв у клеста пере-крещивается и образует инструмент, который позволяет птице легко извлечь семена из шишек. Клесты – кочующие птицы.

- Ребята, а сейчас посмотрим фильм об этих птицах. Обратите внимание на внешний вид птиц, постарайтесь запомнить их. Вы у меня и наблюдатели и исследователи! Ка-ких интересных фактов вы узнали о зимующих птицах? Какие легенды знаете о них? Показываю слайд о птицах. Дети рассказывают легенды. Например:

Синицы - очень изобретательные птицы, легко осваивающие новые способы добы-чи корма. В Японии синица «работает» гадалкой в храмах и на праздниках. Она выби-рает печенье и отрывает от него бумажку с предсказанием.

Воробьи – живут везде. Каждый день воробей съедает насекомых больше, чем ве-сит сам, примерно 400 вредных насекомых. Это было 35 лет тому назад в Китае. Ки-тайцы посчитали, что воробьи уничтожали горы зерна и решили их всех поубивать. Тысячи людей вышли на улицу и истребили птиц. Погибших воробьев вывозили даже на машинах. А через год полчища насекомых поразили виноградники. Пришлось да-вать задний ход – ошибку, реабилитировать воробьев.

Вороны – одни из самых умных птиц. У них существует свой язык. Ворон, напри-мер, очень трудно поймать. А все потому, что когда стая кормиться, где-нибудь неподалеку, на высоком месте, сидит ворона наблюдатель и смотрит за окрестностями. Как только заметит опасность, тут же сигнал подаст, и тогда уж птиц ни за что не пой-маешь.

Первыми птицами-письмоносцами были не голуби, а ласточки. Постепенно ласточек стали заменять голубями. Их легко прокормить в пути (ласточкам приходилось ловить насекомых) ,они выносливее, а ориентируются не хуже ласточек. В армии отправляли сообщения из походов, используя голубей. Заслуги голубей в первой и Второй миро-вых войнах были так высоки, что в Брюсселе (Бельгия) и Лилле (Франция) им постави-ли памятники.

- А теперь поработаем в группах. Каждой группе раздаю рисунки птиц. Например, дрозд-рябинник, свиристель, снегирь, синица. Из этой группы определить «лишнюю птицу».

- Какая птица из этой группы «лишняя»? (ответы детей: лишняя птица синица, пото-му что она относится к группе оседлых, а остальные кочующие птицы)

- Молодцы! Правильно определили.

- Ребята, оказывается, вы много знаете о зимующих птицах! Пришло время их вкусно покормить.

Эмиль, вот тебе угощения для птиц, а вот и птицы прилетели к твоей кормушке. Выступление учащихся объединения «БЭМБИ» Сценка «Ждем птиц»

Ученик читает стих В. Берестова

О чем поют, воробушки?

В морозный день зимы?

Мы выжили! Мы живы, живы мы!

(На сцену вылетает сорока, размахивает крыльями).

Сорока: – Здравствуйте, ребята! Всех я за день навещу, все что знаю, растрещу, не-поседа пестрая, птица длиннохвостая, самая болтливая. Слетайтесь, собирайтесь!

Появляется новый персонаж - ворона (залетает стремительно)

Ворона: – Кар – кар, кар! Слетайтесь, собирайтесь!

Собираются воробей, дятел, синица.

Воробей: - Я – веселый воробьишка.

Серый маленький воришка.

Я беспечен и болтлив

И пуглив, чив – чив!

Мне едою служат мошки,

Мне едою служат крошки.

Я хитер и шаловлив

Суетлив, чив – чив.

Дятел: - Мы очень разные птицы: пестрые, зеленые и черные. У нас крепкий и ост-рый клюв. Слетайтесь,какой вкусный корм приготовили нам ребята?

(Девочка читает стих «Покормите птиц зимой» А. Барто.

Эмиль, попробуй определить, какой корм предпочитает данная птица? Угощай всех птиц, которые поселились в твоей кормушке! (Предполагаемые ответы ребенка)

- Синицам я даю сало, свиристелям – рябину, голубям – подсолнух, воробьям – крошки.

А почему эти птицы остались без еды?

- Чем их угостить я не знаю.

Вот сегодня мы об этом узнаем. Посмотрите на экран. Показ слайда «Как зимой по-мочь птицам?»

Синицам – сало

Подсолнечника – всем птицам

Овса – овсянкам, синицам

Пшена, просо – овсянкам, воробьям, синицам

Рябины, калины – снегирям, свиристелям

Тыквы, дыни, кабачки – поползням, синицам, воробьям

Лен – всем птицам

Арбуз – синицам, поползням

Кедровые орешки – поползням, дятлам, клестам

Клевер – щеглам, чечеткам, воробьям, синицам

Птицы: Большое спасибо, ребята, за вашу заботу. Мы весной будем радовать вас сво-им пением и красотой.

А теперь поработаем в группах. Попробуйте сами составить «Меню для птиц». К кормушке прикрепляю рисунки птиц. Раздаю каждой группе корма (семена в пакете). Дети самостоятельно пытаются подбирать корм к каждой птице. При затруднении каждому ребенку подхожу индивидуально.

– Все смогли угостить пернатых? (да). Молодцы!

Дети становятся в круг. Учитель называет птицу и бросает мяч ребенку. Ребенок ло-вит и говорит, чем можно угостить птицу. Например: Воробья – крошками, синицу – пшеном, синицу – салом, голубя – пшеном, свиристеля – семечками.

Результативность занятия

Актуализация закрепляемого субъектного опыта

Ребята, наше занятие подходит к концу. (На доске кормушка с заданиями: нужно пра-вильно подобрать корм к каждой птице)

Вызываю поочередно 1-3 детей. Выполнение задания.)

- Все ли задания были тебе понятны?

- Какие затруднения ты испытывал при выполнении заданий?

- Что тебе было значимым (полезным) на сегодняшнем занятии?

- Хотелось бы тебе заботиться о зимующих птицах?

- Расскажи, как ты будешь о них заботиться?

- Сможешь ли ты правильно покормить птиц?

Молодец! Я рада, что ты успешно справился с заданием.

- А сколько «успешок» ты набрал?

- Ты можешь стать настоящим экологом!

Мы продолжим изучение птиц и на следующем занятии.

- До следующего занятия проведите учет кормушек. Посчитайте, сколько кормушек в школьной территории, в вашем дворе? Понаблюдайте, какие корма поедаются ими охотно?

Спасибо всем!

Публикации по теме:

Акция «Птичья столовая»Акция «Птичья столовая» В нашем детском саду проходила акция"Птичья столовая" Цель: вызвать у детей и взрослых желание оказывать действенную помощь птицам (изготовление.

Птичья столовая. Акция в детском садуПтичья столовая. Акция в детском саду МБДОУ д/с «Радуга» Саратовская область, р. п. Лысые Горы, 2 младшая группа. Воспитатели: Денисова Л. В. Бондаренко Е. Б. акция "Птичья столовая".

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Конспект занятия «Птичья столовая»
Опубликовано: 21 января 2013 в 11:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Календарное планирование по логоритмике в подготовительной группе ОНР
Продолжаю делиться календарным планированием по логоритмике для подготовительной группы ОНР. Данное планирование было мной разработано на ноябрь месяц....
Рождество Пресвятой Богородицы
Сегодня, 21 сентября 2017 года все православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. Этот светлый праздник верующие считают радостным...
Фотоотчёт «Наша экскурсия к осенним деревьям»
Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт "Наша экскурсия к осенним деревьям". Летом всё вокруг было зеленым, но вот пришла осень и принесла свои краски: красную,...
Самое высокое животное — жираф. Мастер-класс по рисованию гуашью
Жирафы – самые высокие животные на земле. Рост у взрослого жирафа достигает 6 метров. Тело жирафа покрыто светлой шкурой, на которой разбросаны желтые пятна....
Театр ростовых кукол «Репка» (фотоотчет)
Добрый день, уважаемые коллеги! В свое блоге недавно я рассказывала о разнообразных видах театра в нашей группе: пальчиковый, теневой, морской, фруктовый,...