Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в историю родного города»

Лариса Неверова
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в историю родного города»

Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях старого и нового Тамбова.

Задачи:

- продолжать формировать понятия «Родина»;

- закреплять знания о родном городе;

- учить узнавать знакомые места на слайдах;

- прививать любовь к малой родине;

- расширять представления о происхождении города;

- воспитывать у детей патриотические чувства;

- формировать познавательный интерес к истории своего края.

Интеграция образовательных областей

• Познание.

• Коммуникация.

• Социализация.

• Художественная литература.

• Музыка.

• Здоровье.

Ведущие виды деятельности

• Познавательная.

• Коммуникативная.

• Игровая.

Оборудование: слайды «Достопримечательности нового и старого Тамбова, фото, каталог достопримечательностей «Тамбовщина… Ритм твоего сердца!»

Литературный ряд: В. Степанов – «О Родине»,

Музыкальный ряд: «Песня паровозика», гимн Тамбову

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать и беседовать о родном городе. Что мы называем Родиной? (место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья).

Послушаем стихотворение. (В. Степанова «О Родине»)

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березки у дороги,

По которым мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом,

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

А сейчас вы мне расскажите, как красиво говорится о нашей земле Тамбовской:

Ребенок 1: В самом сердце России раскинулась земля Тамбовская;

Ребенок 2: Богата она лесами густыми, полями широкими, реками полноводными, озерами чистыми;

Ребенок 3: Зимой укрывается снегами белыми, метели поют ей колыбельные;

Ребенок 5: Осенью в золотой убор она одевается и щедро одаривает всех своими плодами – ягодами, грибами, лесными орехами.

Воспитатель: Любить, ребята, можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своем родном городе, тем больше будем его любить. Скажите, как можно путешествовать по городу? (на машине, автобусе). Мы сегодня отправимся пешком на экскурсию по старому и новому Тамбову.

Давайте выйдем на центральную улицу нашего города. Как она называется? Ответы детей: Советская! (ранее - Большая). Какие достопримечательности есть на Советской? Кто может подсказать? Мы пойдем по ней пешком и остановимся у самых красивых зданий. Пройдемся по улицам и площадям нашего города. Итак, в путь!

На улице Советской находится картинная галерея. В фондах галереи около 5 000 экспонатов. (слайд 1)

Дети, кому поставлен памятник на улице Советской? Кто скажет, кто такая Зоя Космодемьянская? (слайд 2)

Ответы детей

Если мы повернем и пойдем в противоположную сторону, то увидим на Соборной площади монумент Славы павшим в ВОВ. Монумент представляет собой большое бетонное кольцо. В центре монумента зажжен Вечный огонь. (слайд 3)

На углу улиц Советской и Московской воздвигнут Мемориал «Тамбовский колхозник» или «Танк» - знаменитый Т-34,возведенный на деньги, собранные жителями Тамбова для Красной армии в годы войны. (слайд 3)

Большой вклад внес в развитие Тамбова Гавриил Романович Державин, который был губернатором Тамбовской области. Помимо этого поэт и драматург. При нем был открыт театр, начали печататься газета, книги; открывались народные училища. Державин был очень музыкальным человеком. Он привез в Тамбов фортепиано и открыл школу танцев. И в настоящее время Тамбов славится своими ансамблями: "Ивушка", "Цвета радуги", "Тамбовчата" и др. (слайд 4)

Мы прошли мимо зеленого уголка, что на улице Советской. Давайте подойдем к этому месту. Узнаете? Это любимый парк жителей нашего города. Вы бывали здесь с родителями? Катались на каруселях?

Подвижная игра «Поезд»

Ребята мы поедем на поезде по парку.

Дети строятся друг за другом, образуя вагончики.

“ Мы в поезд дружно сели

И в окошко посмотрели.

Наш машинист педаль нажал,

И паровоз наш побежал. ”

Сделаем здесь остановку. Что вы видите на этих фотографиях? Давайте назовем по очереди: Карусели, батуты воздушные шары. Река. Как она называется? Какая она? Как можно на ней отдыхать? А на другом фото: плавают утки. Как можно ухаживать за утками? (кормить хлебом)

Вот мы и погуляли по любимому парку!

Свернем на улицу Державинская и пройдем по ней. Теперь зайдем в это здание – краеведческий музей, где можно посидеть и послушать рассказ о далеком прошлом нашего города. (Дети размещаются на стульчиках). Мы перенесемся на много лет назад, когда возник город. И вместо современного города с высокими домами, асфальтированными улицами и автомобилями, мы видим, дремучий лес и две реки. (слайд 5)

В те далекие времена жили славяне. Жили они в маленьких селениях, мирно и дружно. Были очень гостеприимны. Но вот на Русь стали нападать завоеватели – монголо-татарские орды. Тогда решили люди построить крепости, чтобы не подпустить врагов к столице. Одна из таких крепостей и была построена по окраине леса и двух рек – Цны и Студенца. (показ иллюстрации) Постепенно около крепости возводили дома, торговые палатки. Люди занимались пчеловодством, охотой, рыбной ловлей, разными ремеслами, торговлей. Так зародился наш Тамбов.

У нашего города есть свой герб, отражающий его особенности.

Что вы видите на гербе?

Ответы детей: Улей и три пчелы. На гербе отражено занятие жителей бортничеством, трудолюбие и одновременно оборонительное значение неприступной крепости.

Воспитатель: Продолжаем свое путешествие. В нашем родном Тамбове, есть еще известная улица – это улица Интернациональная. (Дворянская). И сейчас мы пройдемся по этой улице.

Какие достопримечательности есть на улице Интернациональной?

Обратите внимание, на улице Интернациональной есть кинотеатр «Родина». (слайд 6)

Воспитатель: Идем дальше по улице Интернациональной.

На улице Интернациональной есть Пушкинская библиотека, где люди берут и читают книги. (слайд 7)

Раньше на этом месте была Уткинская церковь.

Физкультминутка

Я к вам обращаюсь, товарищи дети: (руки вперед)

Полезнее книги нет вещи на свете! (наклоны головы)

Пусть книги друзьями заходят в дома. (ходьба на месте)

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума! (хлопки в ладоши)

Б) Утром солнышко встает (руки вверх)

Всех на улицу зовет.

Выхожу из дома я, - (ходьба на месте)

Здравствуй, улица моя.

Я пою – и в вышине

Подпевают птицы мне.

Травы шепчут мне в пути: (приседания)

Ты скорей, дружок, расти.

Отвечаю травам я,

Отвечаю ветру я,

Отвечаю солнцу я, -

Здравствуй, Родина моя! (хлопки в ладошки)

Воспитатель: Продолжаем путешествие по этой улице.

Обратите внимание, это железнодорожный вокзал. Раньше здесь тоже был железнодорожный вокзал. (слайд 7)

Здание было заложено более 100 лет назад. На площади, где прежде проходили ярмарки.

Воспитатель: Надо отметить, ребята, что улица Интернациональная начиналась именно с железнодорожного вокзала.

Здесь мне бы хотелось остановиться и предложить вам послушать гимн Тамбовской области. В основу положен марш «Прощание славянки» Василия Ивановича Агапкина. Сегодня его можно услышать каждый день на ж/д вокзале во время отправления и прибытия поездов до Тамбова.

Вставка аудио «Гимн Тамбовской земле»

Сейчас ребята нам почитают стихи тамбовских авторов (Шамова И. В., Милосердова С. С., Афанасьева В. Н., Дорожкина В. Т.)

1-ребенок: Ты в сердце России, мой славный Тамбов.

Край стройных березок, степей и лесов.

Край красной рябины и белых снегов.

Ты в сердце России, мой славный Тамбов.

2-ребенок: По всей моей жизни течет речка Цна,

Весной полноводна и сердцу мила

Я много найду для тебя добрых слов,

Как верю в тебя, как люблю свой Тамбов.

3-ребёнок: Я вижу мой город над речкою Цной

Красивый, счастливый, всегда молодой

Растут новостройки, блестят купола

Живу я в Тамбове и этим горда!

4-ребенок: Вдыхаю я воздух твоих площадей,

Мне радует сердце смех наших детей.

В тебе вся отчизна, во мне твой покой,

Мы связаны вместе одною судьбой!

Вот и подошла к концу наша экскурсия. Но это далеко не все достопримечательности нашего города, мы обязательно еще будем путешествовать.

“Путешествовать - чудесно,

Приключеньям каждый рад,

Но, пришла пора, ребята,

Возвращаться в детский сад!”

Скажите мне, а на какой же улице находится наш детский сад.

Ответы детей: улица Лесная.

Используемая литература и Интернет ресурсы

1. Каталог достопримечательностей Тамбовщина…Ритм твоего сердца! «Юлис»

2. Иллюстрация черно-белая с изображением крепости Тамбов

3.http://rodnichok.68edu.ru/wp/?p=900

4.http://do.gendocs.ru/docs/index-246634.html Тамбовские писатели и поэты детям

5. Краеведение. Литературный досуг «Люблю свой Тамбов!» http://ipklabdo.lanta-net

Публикации по теме:

Календарно-тематический план подготовки к Дню города Календарно - тематический план ко дню города группа №5. Воспитатель: Асварова М. А. День недели. Совместная деятельность взрослых и детей.

Перспективный план работы по ознакомлению детей подготовительной группы с родным городом. СентябрьПерспективный план работы по ознакомлению детей подготовительной группы с родным городом. Сентябрь 1. Наблюдение за детьми в группе, выявление знаний о родном городе, его достопримечательностях, туляках. Определение уровня знаний детей.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Транспорт
  • Судоку
Автор публикации:
Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в историю родного города»
Опубликовано: 16 декабря 2013 в 21:34
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...